Бензин АИ 100: для всех ли авто подходит
Бензин АИ 100: для всех ли авто подходит?
Многие автовладельцы интересуются назначением 100-го бензина. Какие автомобили на нем выпускают? Кроме того, существует устойчивое мнение, что топливо тем лучше для автомобиля, чем выше октановое число. Соответственно, можно считать бензин АИ 100 чуть ли не волшебным средством, панацеей от всех «болезней», эликсиром жизни для автомобиля, если хотите!
Конечно, это не соответствует действительности. В любом случае, давайте рассмотрим характеристики АИ 100 и автомобили, для которых он подходит. Заодно выясним, доступно ли это топливо в России и стоит ли заливать его во все двигатели подряд. Поехали!
Что реально дает 98 и 100 бензин вашему автомобилю?
Начнем с того, что производители этого топлива рекомендуют его абсолютно всем автовладельцам. Оно и понятно, какой бизнес будет отбирать у себя долю рынка? Получается, что производители уверены, что 98 бензин будет намного лучше любого другого, даже для старенького ВАЗ 2107, допустим. Но на самом деле все не так просто. Реальную выгоду от такого топлива получат турбированные двигатели объемом более 1,6 литра. И преимущества эти будут заключаться в следующем:
- Снижение расхода топлива примерно на 8-12%, что будет намного экономичнее, так что вы сможете сэкономить на заправке, даже с учетом цены 98-го;
- Более благоприятная мощность двигателя остается, и это тоже важно, на современных приводах более эффективная система подачи топлива и сгорания;
- Явное увеличение мощности, точнее, становится очевидным заводской потенциал турбомотора, тяга на более высоких оборотах, добавляется резкость;
- Более гибкое управление двигателем, силовой установкой
Это реальные преимущества, которые получат владельцы немецких двигателей 1.8 TSI от Volkswagen, например. BMW также рекомендует 98 бензин для мощных бензиновых агрегатов. Однако практичные японцы рекомендуют заливать 95. Однако есть владельцы турбированных японских автомобилей, которые с удовольствием переплачивают на АЗС за топливо с более высоким октановым числом. Реальное улучшение, вероятно, является не результатом рекламных уловок, а качеством самой езды на автомобиле.
Что реально дает 98 и 100 бензин вашему автомобилю?
Это топливо абсолютно рекомендовано его производителями всем автовладельцам. Это вполне объяснимо. Какая компания будет покушаться на свою долю рынка? Получается, что производители уверены, что 98 бензин будет намного лучше любого другого, даже для старого ВАЗ 2107, допустим. Но на самом деле все не так просто. Такое топливо будет наиболее выгодно для турбированных двигателей объемом более 1,6 литра. Преимущества будут включать в себя:
- Снижение расхода топлива примерно на 8-12%, что будет гораздо выгоднее экономически, так вы сможете сэкономить некоторую сумму на заправке, даже с учетом цены на 98;
- Более благоприятное воздействие на двигатель остается, и это тоже немаловажно, в современных силовых агрегатах более эффективная система подачи и сгорания топлива;
- Наблюдается явное увеличение мощности, вернее, раскрываются возможности турбодвигательной установки, добавляется тяга на более высоких оборотах, острота привода;
- Более гибкое управление двигателем, силовой установкой.
Это реальные преимущества, которые получат владельцы немецких двигателей 1.8 TSI от Volkswagen, например. BMW также рекомендует 98 бензин для мощных бензиновых агрегатов. А вот японцы советуют заливать 95. Однако на заправках можно увидеть владельцев турбированных японских автомобилей, которые с удовольствием переплачивают за более высокооктановое топливо. Возможно, это не просто результат рекламных уловок, а реальное улучшение езды.
Биотопливо и все-все-все
Интересно, что в Европе можно очень дешево купить бензин с октановым числом 102-110. Многие из нас почитают сжатый или сжиженный газ, но это не то. Биотопливо Е85 содержит 85 процентов этанола. Несколько меньшая калорийность с лихвой компенсируется более эффективным двигателем и требует только более мощных инжекторов. Однако ставить его в неподготовленный автомобиль не стоит.
Наиболее распространены машины FlexFuel, предназначенные для такого топлива. Они имеют улучшенную производительность инжектора, более широкий диапазон лямбда-датчиков и, самое главное, систему, способную определять топливо с более низкой калорийностью. Кроме того, имеется также антикоррозийная система питания, но это менее важно.
Даже если вас так и тянет использовать 105 бензин, делать это не стоит, так как неподготовленный двигатель может выйти из строя. В лучшем случае расход превысит всю возможную экономию, но обеднение смеси снизит устойчивость топлива к детонации.
По той же причине не следует заливать спирт в бензин для повышения его октанового числа. Крайне нежелательно, чтобы калорийность топлива превышала норму лямбда-датчика, которая обычно находится в пределах 10-15%. Специалисты по тюнингу могут помочь, поскольку они настроят двигатель на использование любого топлива, но это улица с односторонним движением — чтобы использовать смеси E85 с бензином и добавками этанола, необходимо иметь продвинутую систему управления, способную определить, сколько спирта содержится в топливе.
Топливо E85 также благотворно влияет на двигатели благодаря своей способности дышать, поскольку спирт не смывает топливную пленку, лучше охлаждает клапаны (из-за более высокой скрытой теплоты сгорания он обеспечивает лучшую эффективность сгорания) и гораздо более лоялен к катализаторам. По этой причине автомобили из Европы могут выглядеть в лучшем состоянии, чем их «ближайшие родственники» из нашей. У нас неплохой бензин, а у них 85% спирта.
Если вы не уверены, не заливайте спирт в бензобак. А вот ацетон, кстати, можно. Такие антидетонационные присадки тоже полезны. Даже несмотря на то, что МТБЭ менее вреден для окружающей среды и более эффективен. Остальное, как говорится, уже история.
92 бензин вместо 95
Многим автовладельцам «не в теме» может показаться, что вопрос сам по себе поставлен неправильно. Ведь от бензина может зависеть только мощность двигателя. Но это не совсем так.
Последствия и нюансы
Это утверждение верно при обсуждении автомобилей 10-летней давности, а также отечественной автомобильной промышленности. Однако сегодня марки автомобилей постоянно упоминают о том, что они должны использовать именно АИ-95. И это уже настораживает. Ведь когда выпускается автомобиль, производитель лучше всех знает, при каких условиях он прослужит как можно дольше и как можно реже будет ломаться.
Но это не означает, что АИ-92 мгновенно убьет двигатель. Это может быть слишком низкое число, если мы говорим о некоторых спортивных автомобилях. Низкая сила детонации позволяет двигателям работать под нагрузкой, особенно на высоких скоростях. Тогда даже короткая поездка может быть очень вредной для двигателя.
Даже обычная иномарка, на которой ездит подавляющее большинство людей, не пострадает. Производители указывают бензин, который делает автомобиль быстрее. Поэтому единственной проблемой, с которой вы столкнетесь, будет снижение мощности. На некоторых автомобилях это скажется сильно, однако двигателю это никак не повредит.
Подводим итог вопроса «можно ли заливать 92 бензин вместо 95». Это можно делать, если автомобиль является обычной иномаркой, никакого вреда для двигателя не будет. А вот в спортивных автомобилях так лучше не делать, там и 95 бензин не особо подойдёт, нужно минимум 98, а то и 100.
Получится ли сэкономить
Кроме того, нелишним будет проверить, можно ли сэкономить на бензине. Без сомнения, это можно сделать. Модели АИ-92 значительно дешевле моделей АИ-95. Кто-то может сказать, что из-за меньшей мощности расходуется гораздо больше бензина, что сводит на нет всю экономию. Однако и здесь есть свои нюансы.
Здесь нужно смотреть на характеристики самого автомобиля. Только при одинаковых оборотах двигателя расход бензина будет одинаковым. Разница заключается в скорости при одинаковых оборотах.
На прямой линии в длительной поездке вы действительно не сможете ничего сэкономить. В конечном итоге, даже разница в 10 км/ч может помочь сэкономить много топлива.
Если вы ездите в городе, где нужно постоянно сбрасывать и повышать обороты, переключать передачи и так далее, то сэкономить деньги за счет снижения расхода топлива не получится. Необходимо снизить цену на сам бензин.
Подведем итог всему вышесказанному. В городских условиях АИ-92 может сэкономить ваши деньги. На шоссе предпочтительнее АИ-95. Но и здесь есть один нюанс. Если рассматривать автомагистрали, где разрешено движение с постоянной скоростью на протяжении всей поездки, то это относится только к автомагистралям.
Если на дороге будет много выбоин, то и здесь это правило не сработает. Сбавьте скорость, вам придется. После завершения этого проекта расход топлива будет на уровне между АИ-92 и АИ-95. Здесь вам придется выбирать между мощностью и небольшой экономией.
Бензин и дизель: чем отличаются два вида топлива
Ежегодно добываются сотни тонн углеводородов. Каждый из них имеет свое название и присущие ему различия в свойствах. Их производство также существенно различается. Бензин имеет другую степень горючести по сравнению с дизельным топливом, он менее вязкий. Благодаря высокому октановому числу он быстрее воспламеняется. Топливо, смешанное с ними, не подходит ни для одного двигателя.
Цетановое число — это один из способов характеристики дизельного топлива. Оно показывает, насколько быстро топливо сгорает в цилиндре двигателя. Значение должно составлять 40-55. Дизельное топливо такого качества считается высококачественным. Ради этого стоит заправляться хорошим топливом:
- Устранить риск быстрого износа двигателя;
- Обеспечить надлежащее функционирование подвижных частей двигателя;
- Увеличить срок службы двигателя и других элементов топливной системы.
Кроме того, пробег между заправками увеличивается на 10-20 км.
«Лить ли АИ-98 вместо АИ-95?» и другие заблуждения о бензине
Существует неистребимое народное поверье, что, периодически заливая в бак 98-й бензин, можно промыть топливную систему и вообще «сделать двигатель лучше». Такой совет можно услышать даже от официальных дилеров. Нужно понимать разницу между правдой и вымыслом.
Пожалуйста, прочитайте первую часть статьи о «нашем бензине» и перестаньте его демонизировать. Хотя бензин уже обсуждался, есть и другие предрассудки, которые не обсуждаются, как имеющие рациональные объяснения, так и совершенно беспочвенные. Давайте посмотрим, в чем еще мы слишком часто ошибаемся?
«Лейте иногда 98-й! »
Современные двигатели, как всем известно, могут быть слишком хрупкими. С новыми технологиями, о которых сообщают производители, возникает множество проблем, и пятилетний автомобиль уже не желанная покупка, а объект больших «вливаний» денег и источник проблем. При этом автовладелец, как всегда, остается один на один с ними. По всем отзывам, автомобиль у производителя отличный — потребляет мало бензина, экологичен, надежен, у него минимум поломок, как утверждает производитель. Но в интернете ходят слухи, и почему-то дилер иногда настойчиво рекомендует заливать иногда 98-й бензин, чтобы «почистить» двигатель, и в принципе предотвратить поломку двигателя. Дилер по-своему прав, знаете ли. Компенсировать недостатки двигателя и недостатки его эксплуатации можно по-разному. Двигатели можно улучшить, и добавление масла и заправка высокооктановым бензином сделают свое дело. Но это не имеет ничего общего с чисткой двигателя.
Чем 98-й бензин отличается от 95-го? Чисто теоретически — октановым числом. Эти параметры будут схожи по моющим свойствам, текучести и испаряемости. Кроме того, возможно, что 98-й бензин — это действительно то же самое, что и 95-й, но с добавлением присадок.
Пожалуйста, не радуйтесь тому, что в ваш автомобиль, где на лючке бензобака недвусмысленно написано «Only 98RON», заливают 95-й бензин, мотивируя этот поступок логикой «если не видишь разницы, зачем платить больше». Разница видна. И я не утверждаю, что они эквивалентны, потому что разница в октановом числе есть, и она часто может быть решающей.
Например, роторная Mazda RX-8 может проехать десятки тысяч миль, прежде чем потребуется ремонт роторов, и нет ничего необычного в том, что автомобили с турбонаддувом работают на 95-м бензине только до первого длительного «нажатия на кнопку». Так почему же ваш дилер (например, почему Audi) советует «иногда заливать 98»?
Предлагаемое мной действие имеет практический смысл, как я уже говорил ранее. Смешивая 95 и 98 бензин, мы получим нечто среднее, часто ближе к характеристикам АИ-98, чем АИ-95. Мы заведомо превысим требования автопроизводителя по октановому числу. Перегрев двигателя не так важен, если есть грязный радиатор, неисправный термостат, «глючный» датчик или треснувший картер. Октановое число бензина падает, так как масло вылетает через засоренную систему вентиляции из-за длинных залегших поршневых колец.
Поэтому, добавляя более качественный бензин, мы действительно смогли продлить жизнь двигателя — он лучше крутится, и эффект ощутим. Но разве не следует очищать его более традиционным способом? Кроме того, 98-й бензин ничего не отмывает; увеличение цены не влечет за собой улучшения характеристик.
Более того, при использовании некоторых антидетонационных присадок вероятность закоксовывания инжектора даже возрастает, например, ММА (монометиламин) и ему подобные могут вызвать такой эффект — и пусть эта присадка используется не на крупных сетевых АЗС, а на периферии, все возможно.
Единственная действительно стоящая причина залить в бак 98-й бензин — это поездка на трек или просто для хорошего «отжига». Если двигатель чуть закоксовался, но система охлаждения еще жива, датчики в норме, нагар отступит, кольца восстановят подвижность, клапаны провернутся и сильнее прижмутся к своим седлам, и двигателю станет немного лучше после долгого стояния в пробках. 98-й нужно заливать постоянно, а не периодически.
Кому октанового побольше?
Хотя на лючке четко указан 91 бензин, читатели сайта уже должны знать, почему в американские автомобили нельзя заливать 92 бензин. Их «91 AKI» — это бензин, у которого среднее октановое число по моторно-исследовательскому методу равно 91. В нашей стране марки присваиваются только по исследовательскому методу — отсюда и буква «И» в названии «АИ-92». 91 АКИ приравнивается к 95 и выше, а вовсе не к 92.
Даже если Audi 2.7 turbo вашего соседа работает на 92-м уже год и он радуется экономии, эта экономия похожа на лотерею. Может быть, двигатель испортится сейчас, а может быть, у одного из следующих владельцев — в любом случае, ваш сосед берет в долг на всю жизнь двигателя, и когда-нибудь эти деньги придется вернуть. Реальность такова, что шумоизоляция автомобилей уже давно слишком хороша, чтобы водитель мог услышать детонацию, а двигатели, даже атмосферные, форсированы настолько, что она возможна при любой нагрузке.
Кроме того, современные многоступенчатые трансмиссии напрямую заставляют двигатели работать в наиболее опасных с этой точки зрения режимах, с низкими оборотами и высокой нагрузкой. Современные двигатели оснащены четырьмя клапанами на цилиндр, управляемым термостатом и температурой двигателя на холостом ходу, превышающей 100 градусов, а добрая половина из них имеет турбокомпрессоры. Таким образом, все современные двигатели подвержены риску детонации, особенно при нагрузке после длительного «прогрева» на холостом ходу.
В общем, если в техническом паспорте вашего двигателя указан контролируемый термостат, вы часто стоите в пробках или у вас есть турбонагнетатель, то поверьте, вам действительно пригодится 98. Все равно не страшно использовать 95, даже если это написано на лючке бензобака. Просто там, где его делали, рассчитывали на более тщательное обслуживание, более чистый воздух и отсутствие многочасовых пробок, чередующихся с разгоном до сотни.
Проницательный читатель скажет, что детонации можно не опасаться, ведь в автомобиле есть соответствующие датчики, и система управления должна ее предотвращать, но на практике все оказывается немного сложнее. Большинство систем полагаются на звуковые датчики детонации, а это значит, что для того, чтобы система обнаружила детонационный стук, он должен появиться. Кроме того, изменение параметров двигателя требует времени.
Детонация может исчезнуть сразу, а может и не исчезнуть. В любом случае, система управления вскоре попытается вернуться к оптимальным углам зажигания и скорости открытия дроссельной заслонки, и если двигатель не совсем правильный и бензин не тот, детонация возникнет снова, и цикл повторится.
На самом деле, основная проблема заключается даже не в детонации на средних оборотах, а в неприятностях, которые подстерегают двигатель на высоких оборотах. В большинстве случаев датчик детонации просто отключают после достижения определенных оборотов, потому что внутренний шум двигателя увеличивается, и датчик становится бесполезным. Теоретически, граница зоны детонации проходит очень далеко от оптимума, и это практически безопасно. Для возникновения детонации двигатель должен перегреться, лямбда-зонд должен врать, топливный насос или регулятор давления должны быть неисправны, и последствия будут хуже. Обычно это полный выход двигателя из строя: пробитый блок цилиндров — «кулак дружбы», узловатый коленвал и разрушающиеся поршни и шатуны.
Не все могут вовремя услышать надвигающийся вал проблем. Пока что системы обнаружения детонации, использующие ионизацию в цилиндре для обнаружения детонации, применяются только на очень форсированных двигателях, а в обычном порядке ставятся почти на все автомобили, кроме SAAB середины 1990-х годов. В общем, детонация вполне возможна. Кроме того, нет никакого смысла слушать двигатель на холостом ходу. Пока нагрузка небольшая и коэффициент заполнения цилиндров низкий, остаточных газов много, и детонации просто не будет. Точно так же старые двигатели с турбонаддувом и низкой степенью сжатия не будут детонировать при малой нагрузке, но это не значит, что этого не произойдет, если вы немного надавите на педаль газа.
Почти 80 процентов современных водителей считают, что двигатели с непосредственным впрыском способны переваривать бензин без каких-либо последствий. Поскольку двигатели Mitsubishi GDI импортировались на Дальний Восток в эпоху «экономии денег», эти байки были в ходу. Если в турбомотор с прямым впрыском заливать даже 92-й, ничего полезного не получится. Очень дорогой инжектор, например, имеет более высокий риск отказа.
Биотопливо и все-все-все
Жителям Европы, возможно, будет интересно узнать, что они могут очень недорого заправляться бензином с октановым числом 102-110. Это не тот сжатый или сжиженный газ, который многие из нас почитают. Речь идет о биотопливе E85, которое содержит 85% этанола. Немного меньшая калорийность с лихвой компенсируется повышением эффективности двигателя, нужны лишь более мощные форсунки. В любом случае, не стоит заливать его в неподготовленный автомобиль.
Почти все машины Flex Fuel, способные потреблять такое топливо, специально разработаны для него. Они имеют большую производительность инжекторов, больший диапазон лямбда-датчиков и, что самое важное, система управления может распознавать менее калорийное топливо. Кроме того, имеется также защищенная от коррозии система питания; однако это не так важно.