Если двигатель перегрелся – что делать для ремонта и профилактики
Если двигатель перегрелся – что делать для ремонта и профилактики
Каждый автомобилист мечтает о надежности и красоте своего автомобиля в любой ситуации. Но добиться такого результата можно лишь благодаря внимательному, регулярному уходу за своей машиной – вкладывая время, средства и знания в идеальное техническое состояние автомобиля. Машина – средство передвижения, которому свойственны поломки. В любой ситуации не стоит поддаваться волнениям и панике. Сохраняйте спокойствие и помните о наших советах – они позволят добиться уверенности в профилактике и устранении возникшей проблемы при необходимости.
Многие водители задаются вопросом – что делать, если двигатель перегрелся? К сожалению, никто не застрахован от подобной неприятности знойным летом и во время пробок. Эти обстоятельства можно считать основными причинами перегрева двигателя. Непредвиденная проблема может серьезно сказаться на личных планах, приводя к опозданиям, сорванным встречам и договоренностям. Да и автомобиль будет нуждаться в полноценном ремонте – дополнительные испытания для семейного бюджета и потеря личного времени.
Как определить перегрев двигателя – основные «симптомы болезни»
Опыт подсказывает, что новички и просто недостаточно опытные водители не могут выявить перегрев двигателя. Следовательно, необходимо предварительно ознакомиться с возможными признаками, которые свидетельствуют о перегреве двигателя и конкретной проблеме автомобиля.
- Контролируйте температурный датчик. Когда стрелка находится в красной зоне, можно говорить о проблемах автомобиля. Нужно следить за данными аварийной лампы. В случае критической отметки нужно сразу остановиться и искать возможную причину.
Не нужно невнимательно относиться к подобной проблеме. Поскольку такое невнимание может привести к негативным, порой критическим последствиям не только для самого транспортного средства, но даже водителя. Если водитель выявит перегрев двигателя, необходимо избавиться от причины проблемы. После понимания причины проблемы уже можно обеспечить должную профилактику – чтобы не столкнуться с ней повторно.
Основные причины – что важно знать и учитывать
Возможны различные факторы перегрева двигателя. Но для общего понимания остановим внимание на основных причинах:
- Одна из характерных причин перегрева двигателя – утечка тосола.
- Другая распространенная причина – загрязненный радиатор. Без соответствующей периодической чистки могут потребоваться значительные расходы для профессиональной очистки радиатора у специалистов.
- К перегреву может приводить сбой термостата. Для проверки качества работы термостата необходимо нагреть двигатель, аккуратно трогая радиатор либо шланг. Если они холодные, требуется замена термостата.
- Также к перегреву двигателя может приводить неисправность насоса. Следствием становится нарушение движения жидкости в охлаждающей системе.
- Перегрев двигателя может быть вызвано поломкой вентилятора.
Для профилактики проблемы можно предложить включить печку в автомобиле – заберет часть тепла, способствуя частичному охлаждению двигателя.
Также остановим внимание на ситуациях, когда перегрев двигателя уже состоялся. В подобной ситуации необходимо учитывать оптимальные рекомендации, но и не забывать о запрещенных действиях, которые могут спровоцировать серьезные последствия для транспортного средства.
Как нужно действовать при перегреве двигателя – прислушиваемся к экспертам
Если перегрелся двигатель – рекомендуемый порядок действий
- Если двигатель перегревается, необходимо сразу остановить автомобиль. После этого выключите двигатель и включите сигнализацию – разместите знак аварийной остановки.
- Открываем капот – чтобы двигатель остыл в течение получаса. Дождитесь прекращения кипения.
- Убедитесь в отсутствии протечки автомобиля. Если протечки нет, подождите снижения давления. Далее в систему заливаем тосол.
- После остывания двигателя возвращаемся в автомобиль – пытаясь его запустить.
При быстром повышении температуры следует заказать эвакуатор. Свой автомобиль необходимо направить на прохождение диагностики. При медленном повышении температуры следует добраться к ближайшему автосервису, на котором и будут устранены технические проблемы.
Если произошел перегрев двигателя, в любом случае нужно прекратить движение. Возможны ситуации, когда автомобилисты пытаются самостоятельно решить возникшие проблемы, но в большинстве случаев возникают серьезные последствия, которые выливаются в дополнительные проблемы и затраты.
Что запрещено делать, если двигатель перегрелся – требования профессионалов
- Не рекомендуем открывать пробку радиатора. При открытии пробки происходит выход всего тосола наружу – банально будет испаряться, может привести серьезным ожогам для кожи.
- Не поливайте водой мотор в разогретом состоянии. Поскольку из-за этого возможны мелкие трещины.
Основное средство профилактики перегрева двигателя в процессе эксплуатации – его периодическая диагностика. Затраты на проведение диагностики оказываются вполне приемлемыми и доступными для каждого, при этом позволяя избежать разных проблем и издержек в процессе дальнейшей эксплуатации. Лучше сразу выявить неисправную деталь и провести своевременную замену, чем нести в дальнейшем затраты на капитальный ремонт либо полную замену двигателя.
Нам лишь остается пожелать водителям внимательности и побольше заботы к техническому состоянию своего автомобиля. Он обязательно ответит надежной и стабильной работой, не подводя на дороге в самый неподходящий момент.
В чем заключается опасность перегрева мотора?
Не всегда, если перегрелся двигатель, последствия окажутся непоправимыми. Это зависит от уровня нагрева:
- Слабый. Человек отслеживает температуру жидкости охлаждающей системы, поэтому если замечает, что датчик уже в опасной зоне, то ищет причины перегрева двигателя и всей системы. Ежедневный перегрев мотора вреден.
- Средний. Когда из-под капота вырывается пар, это свидетельствует уже о сложной проблеме. Если это произошло, требуется срочно остановить авто, чтобы антифриз остыл, долить его, а потом запустить мотор. По окончанию пути рекомендуется направиться на СТО, чтобы проверить ДВС, ведь он мог повредиться.
- Сильный. Если это случается, то перегревается двигатель по причине неисправности охлаждающей системы. Чаще всего с мотором бывает несколько бед: ломается коленвал, расплавляются поршни, переворачиваются вкладыши, появляются трещины на головках блоков цилиндров.
В автосервисе быстро выяснят причины перегрева двигателя, займутся из устранением, чтобы мотор вернулся в штатную работу. Это требуется сделать как можно раньше, чтобы не вызвать негативных последствий в будущем.
Современные ДВС с турбонаддувом оказываются самыми чувствительными. В зоне риска и тюнингованные движки.
Как же «охладить» двигатель?
Единственно правильным решением в сложившейся ситуации станет остановка автомобиля на обочины для того, чтобы двигатель остыл. Но не надо мотору помогать остывать: поливать, например, холодной водой. Ибо если на раскаленный двигатель попадет холодная вода, то из-за сильного температурного перепада может запросто разорвать головку блока.
Как только мотор остынет, надо аккуратно убрать пробку с радиатора и долить воды. Но делать все надо аккуратно, так как холодная вода, при попадании на стенки блока, может спровоцировать появление трещин. После проведённой процедуры надо завести мотор.
Самое неприятное, что может автомобилиста ожидать в дороге — отказ термостата. Если его клапан открыт, то проблем не возникнет, но если он окажется закрытым, тогда мотор быстро перегреется. В данном случае надо термостат снять. Если убрать его не получится, то надо попробовать сделать по другому. Нужно тронуться на автомобиле с места, а когда стрелка окажется рядом с красной шкалой, выключить мотор и далее продолжить двигаться накатом. После того, как скорость упадёт, вновь надо запустить двигатель и все проделанное до этого повторить. Здесь очень важно следить за всеми показаниями приборов. Так можно будет потихоньку доехать до ближайшего автосервиса.
Запах кипящего масла
Проблемы мотоцикла можно увидеть, услышать, а еще и унюхать. Посторонние запахи расскажут, что где-то что-то протекло, если под байком еще не образовалась мазутная лужа. Но если вы чувствуете запах кипящего масла при повышенном жаре от силового аппарата, это крайне тревожный признак. В нормальном состоянии у мотоцикла технические жидкости не протекают и, естественно, не кипят. Но если жар двигателя заставляет масло подкипать – все, приехали, тормози!
Перегрелся двигатель: что делать
Важно помнить, что перегрев двигателя – это очень опасно, и продолжать движение на автомобиле, из-под капота которого идет дым, следует только в крайнем случае. Запомните, а лучше сохраните в закладки на телефоне или распечатайте нашу пошаговую инструкцию, в которой подробно описано, что делать, если двигатель перегрелся:
- Сразу остановите автомобиль и заглушите двигатель;
- Откройте капот машины и подождите 5-7 минут, пока он остынет, и дым перестанет идти;
- После этого проверьте уровень охлаждающей жидкости. Внимание: жидкость остается горячей в течение долгого времени после остановки двигателя. Открывать бачок с нею следует очень аккуратно, и лучше использовать для этого тряпку или другие средства защиты рук от ожогов;
Если у вас так и не получилось устранить проблему, и из-под капота автомобиля идет дым, то следует срочно направиться в сервисный центр. Оптимальным решением будет вызов эвакуатора, но можно и самостоятельно добраться для сервиса, соблюдая осторожность. Во-первых, постарайтесь держать обороты далеко от «красной зоны» на тахометре. Во-вторых, включите на полную мощность отопитель салона.
Диагностика и выявлении перегрева двигателя.
Главным источником информации о том, что двигатель автомобиля перегрелся или находится на грани этого, является датчик температурного режима двигателя. Этот датчик замеряет температуру охлаждающей жидкости, циркулирующей внутри двигателя и при её перегреве должен нам сигнализировать об этом.
Конечно же и сам датчик может выйти из строя, для этого есть и другие характеристики, которые просигнализируют о перегреве вне зависимости от того работает датчик или нет.
К таким признакам перегрева двигателя можно отнести следующее:
- отсутствие подачи в салон тёплого воздуха (в зимнее время). Обыкновенно, отопитель располагается в самой верхней точке системы охлаждения, и при падении уровня охлаждающей жидкости горячая жидкость просто перестаёт в него поступать, прекращая тем самым отопление салона.
- Детонация двигателя. Если на улице лето или Вы пропустили первый признак, то детонация двигателя укажет Вам на то, что он перегревается. Это связано с тем, что при превышении рабочей температуры двигателя процесс горения топлива происходит в ненормальном режиме, чем и вызывает указанную ранее деформацию.
- Падение мощности работы двигателя. Если и детонацию Вы пропустили, о перегреве двигателя Вам сообщит, а точнее уже прокричит, резкое падение мощности двигателя. Это связано с тем. Что при перегреве поршни двигателя расширяются, сила трения увеличивается, КПД падает. Если и этот признак перегрева Вы пропустите, то готовьте себя к капитальному ремонту двигателя.
Если перегрев двигателя произошел
А теперь о том, что же именно делать, если перегрев всё-таки случился.
Первый и главный шаг. После того как Вы заподозрили или точно узнали о перегреве — это остановить автомобиль и выключить двигатель. Многие из нас именно так и делают интуитивно, понимая, что перестав работать двигатель начинает охлаждаться. Однако, многие водители совершают очень серьёзную ошибку открывая при этом пробку радиатора, чего делать категорически нельзя. Охлаждению двигателя это мало чем поможет, а вот проблем Вам и автомобилю может принести очень много. Так, поскольку жидкость в радиаторе находится под давлением, да ещё и перегрета, очень высока опасность того, что раскалённый антифриз брызнет фонтаном из горячего радиатора, рискуя серьёзно травмировать Вас и окружающих. Кроме этого, открывая пробку радиатора, Вы нарушаете герметичность системы, восстановить которую, просто закрыв пробку обратно, может и не получиться.
Просто дайте автомобилю остыть в течении 10-20 минут исходя из того, какая пора года на дворе. Для проверки уровня охлаждающей жидкости используйте расширительный бачок. Долив антифриза, при такой необходимости, также надо проводить только через расширительный бачок.
Что нельзя делать при перегреве двигателя
Нельзя поливать двигатель водой или иным способом пытаться его быстро принудительно остудить, ведь это может спровоцировать термические деформации вплоть до трещин и отслоений.
Если Вы обнаружили течь в системе охлаждения, то её необходимо устранить. Если устранить течь не удаётся, то можно двигаться небольшими отрезками, постоянно проверяя и доливая антифриз. Также часть тепла может взять на себя печка автомобиля, снимая тепловую нагрузку с двигателя и давая ему возможность работать дольше. Таким образом, Вы сможете доехать до СТО, где Вашей проблемой уже займутся профессионалы.
Если ничего не помогло
Также отказывает мотор охлаждения, водяная помпа, различные датчики двигателя для инжектора. Причиной отказа может быть прогар прокладки двигателя, попадания масла в систему охлаждения.
В этом случае следует двигаться в сторону авто сервиса, небольшими отрезками, полностью исключив перегрев, останавливаться при приближении стрелки прибора к опасной зоне. Придется совершать частые остановки, открывать капот и терпеливо ждать. Или вызвать эвакуатор, чтобы не мучиться и полностью не «убить» двигатель.