Centr-dostavki.ru

Центр Доставки
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое газ 69

ГАЗ-69

ГАЗ-69ГАЗ-69А

Создан коллективом конструкторов Горьковского автомобильного завода (Ф. А. Лепендин, Г. К. Шнейдер, Б. Н. Панкратов, С. Г. Зислин, В. Ф. Филюков, В. И. Подольский, В. С. Соловьёв, под руководством Г. М. Вассермана) на замену модели ГАЗ-67Б. Разработки автомобиля начались в 1946 году, опытные образцы изготавливались с 1948 года. Первые опытные образцы носили название «Труженик».

Серийный выпуск начат 25 августа 1953 г. Выпускался на ГАЗе до 1956 года, позже производство было полностью передано в Ульяновск — на бывший УльЗиС, в войну собиравший грузовики ЗИС-5В, а в конце 1940-х — полуторку ГАЗ-ММ-В. С началом производства ГАЗ-69 предприятие было переименовано в Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). Как и предыдущие горьковские «джипы» (ГАЗ-64, ГАЗ-67, ГАЗ-67Б), ГАЗ-69 в народе назывался «козликом».

С самого начала новая машина выпускалась в двух модификациях: ГАЗ-69 с двухдверным восьмиместным кузовом (шесть человек на продольных трёхместных лавках, откидной задний борт) и сельскохозяйственный (командирский) ГАЗ-69А с четырёхдверным пятиместным кузовом с комфортабельным трёхместным задним сиденьем. Производство семейства ГАЗ-69 Горьковский завод начал в 1953 году, причём параллельно (с декабря 1954 года) эти вездеходы собирал и Ульяновский автозавод. Полностью на выпуск ГАЗ-69 и ГАЗ-69А из узлов собственного производства УАЗ перешёл после 1956 года.

На базе ходовой части ГАЗ-69 и усиленного несущего кузова «Победы» Горьковский завод с середины 1955 года освоил выпуск оригинального легкового полноприводного автомобиля ГАЗ-М-72. Кроме того, на агрегатах ГАЗ-69 завод выпускал с 1952 года малую амфибию ГАЗ-46 (МАВ). В 1970 году на УАЗе был освоен модернизированный вариант ГАЗ-69-68 с мостами от грузовика УАЗ-452. На ГАЗ-69 базировалась также противотанковая реактивная установка 2П26 для пуска 4 управляемых ракет (ПТУР) комплекса 2К15 «Шмель». На базе полноприводного ГАЗ-69 был создан опытный образец фургона ГАЗ-19 с колёсной формулой 4×2 для обслуживания почтовых учреждений.

История создания модели

Несмотря на то, что серийный выпуск этой модели был начат 25 августа 1953 года, история её создания уходит в середину 40-х, когда перед Горьковским автозаводом была поставлена задача разработать проект легкового автомобиля-внедорожника с полным приводом. Это было в 1946 году, а уже совсем скоро конструкторами были созданы первые опытные образцы.

Опыт эксплуатации машин подобного класса во время войны показал, что по своим характеристикам наиболее удачными оказались родные Газ-67, американские Виллисы и Бантамы, а также автомобили из Германии. Последние хоть и отличались большим количеством интересных решений (например, приводом на четыре колеса, возможностью блокировки дифференциалов, реверсивной трансмиссией), которыми на то время не мог похвастаться ни один советская машина, но имели достаточно сложную конструкцию, да и обслуживать из было непросто.

ГАЗ 69

Именно поэтому при разработке нового автомобиля повышенной проходимости за основу был взят простой и дешевый военный джип Газ-67Б. В работе приняла участие группа конструкторов Горьковского автозавода, которой руководил Г.М. Вассерман. Кстати, эскизы будущего ГАЗ 69 были сделаны им еще во время войны, в 1944 году, а основная работа продолжилась после получения официального задания. Поскольку автомобиль предназначался для эксплуатации в мирное время, кроме индекса "69" он получил условное название "Труженик" (видимо, особый смысл вкладывался в его народнохозяйственное значение). Это потом в простонародье он превратился в "Козлика".

ГАЗ-50

Внутризаводской тягач Горьковского автозавода

После миграции 69-го в Ульяновск, из задела деталей на ГАЗе собрали несколько десятков укороченных внутризаводских тягачей ГАЗ-50. Колесную базу укоротили до 1800 мм вырезав из рамы полутораметровый фрагмент в районе раздаточной коробки. Двигатель остался стандартный, а вот коробку заменили на четырехступенчатую от ГАЗ-63. Задний мост, сцепление и переднюю балку позаимствовали у ГАЗ-51А. Попутно до 1345 мм укоротили колею, получив тем самым весьма маневренный тягач.

Читайте так же:
Как играть двумя джойстиками на Xbox 360?

С самого начала новая машина выпускалась в двух модификациях: «ГАЗ-69» с двухдверным восьмиместным кузовом (шесть человек на продольных трёхместных лавках, откидной задний борт) и сельскохозяйственный (командирский) «ГАЗ-69А» с четырёхдверным пятиместным кузовом с комфортабельным трёхместным задним сиденьем.

В Томской области, как и в других регионах СССР, со второй половины 1950-х годов и до начала 1970-х годов машины этой модели стали основным видом транспорта для разъездов и командировок руководящих работников, связанных с сельским и лесным (лесоперерабытывающим) хозяйством, для нужд почтовой связи, а также для администрации колхозов и совхозов, для работников сельских районных администраций и райкомов.

Также машины использовались командирами дислоцированных в Томской области различных силовых структур (военные дивизии, органы МВД и КГБ, органы оперативного дознания прокуратуры, администрация исправительных лагерей МВД).

Позднее все административные «газики» были заменены на служебные автомобили моделей «Волга ГАЗ-24 », ВАЗ « Нива » и кроссоверы новой модели этого класса — « УАЗ-469 » («козлик»).

В настоящее время автомобиль является раритетом, исторической редкостью. На снимке представлен вид отреставрированного и прошедшего дизайнерский тюнинг автомобиля на улице в Томске в 2018 году.

Могу и ужалить.

ГАЗ-69А Шмель ГАЗ-69А Шмель ГАЗ-69А Шмель ГАЗ-69А Шмель

Встречаются также и редчайшие модификации: первый советский противотанковый ракетный комплекс «Шмель». От УАЗ-ика требовалось быстро и скрытно выдвинуться наперерез неприятельским танкам и выпустить по ним 4-ре управляемые ракеты. После чего, столь же спешно ретироваться. Интересно, что оператор наводчик сидел спиной вперед и наводил ракеты на цель через специальный бинокль. От огненных струй стартующих ракет кабину защищала стальная накладка. А вот от вражеских пуль защита не предусматривалась.

Подготовка ГАЗ-69 к запуску

При получении автомобиля перед тем, как запустить двигатель, следует подготовить машину к эксплуатации. Если автомобиль был законсервирован, то произвести расконсервацию по инструкции. Перед запуском двигателя после длительной стоянки следует тщательно очистить углубления в головке цилиндров для свечей от пыли и грязи, протерев их тряпкой и продув сжатым воздухом. Затем вывернуть свечи ы залить в каждый цилиндр по одной столовой ложке масла для двигателя. Далее, не завертывая свечей, провернуть на несколько оборотов коленчатый вал двигателя, чтобы залитое масло смазало цилиндры. В противном случае при пуске двигателя возможен задир зеркала цилиндра. Свечи перед вывертыванием очистить от масла.

Проверить уровень электролита в каждом элементе батарек и долить, если необходимо, дистиллированной волы. Очистить клеммы батареи и смазать их и наконечники проводов вазелином. Подтянуть все соединения электропроводки. Проверить и, если необходимо, долить тормозной жидкости в главный цилиндр тормозов. Далее, при вводе автомобиля и эксплуатацию, следует поступать, как указано в инструкции. В случае, если автомобиль длительно бездействует, то его следует законсервировать.

Важная информация для водителя

1) Гайки головки цилиндров подтянуть па холодном двигателе. 2) Загрязненный элемент фильтра тонкой очистки масла заменить новым. 3) Слив волы из системы охлаждении производится обязательно через два краника. При сливе воды необходимо открывать пробку радиатора. 4) Необходимо постоянно следить за температурой и уровнем воды. Нельзя допускать отсутствия воды в верхнем бачке радиатора (обнажения трубок), так как это вызывает порчу датчика температуры воды, помещенного в головке цилиндров. 5) Двигатель автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А имеет степень сжатия, равную 6,2-б,5, и для его работы требуется бензин с октановым числом 70. Допускается применение бензина с октановым числом 66; при этом двигатель с более поздней установкой зажыгания работает уловлетворительно без большой потери мощности и существенного перерасхода горючего. Применение бензина с октановым числом ниже б6 требует установки настолько позднего зажыгания, что большая потеря мощности и перерасход горючего неизбежны. Высокая экономичность двигателя достигается только при правильной установке зажигания. Поэтому необходимо следить за правильностью установки зажигания.

Читайте так же:
Как включить контакты в Ватсапе?

Если топливо настолько плохо, что устранить детонацию установкой более позднего зажигания не удается, водитель может существенно уменьшить вред детонации применением правильных приемов езды. Детонация уменьшается или полностью исчезает при уменьшении открытия дроссельной заслонки и при повышении числа оборотов двигателя. Поэтому при возникновении детонации уменьшайте открытие дросселя (давайте меньше газа) и переходите на пониженные передачи. Кроме того, имейте в виду, что при слишком бедной смеси и при излишне высокой температуре охлаждаюшей воды (синие 90°С) склонность двигателя к детонации возрастает. Езда с сильной, постоянной детонацией совершенно недопустима — двигатель неизбежно будет выведен из строи. Возникновение детонации после длительной службы двигателя вызывается накоплением нагара на головке цилиндров, которую в этих случаях необходимо снять н очистить.

В случае применении этилированного бензина соблюдайте правила, приведенные в разделе «Расход топлива». Этилированный бензин при неумелом обращении вызывает тяжелые отравлении. Следите за правильностью открытия иглы главного жиклера карбюратора. Игла должна быть отвернута на 1-1 1/2 оборота. Обычно для нормальной работы открытие иглы должно составлять 1 З/4 оборота.

Между карбюратором и всасывающим коллектором на заводе ставится предохранительная дроссельная шайба. После обкатки ее следует снять. Обогащение смеси с помощью кнопки подсоса при пуске холодного двигателя следует производить очень умеренно во избежание попадания во всасывающую трубу лишнего бензина. Пользование подсосом при пуске горячего двигателя совершенно недопустимо. При прогреве двигатели после пуска кнопку подсоса нужно вытягивать очень немного. В задней части всасывающей трубы снизу имеется ввертная пробка для удаления излишков бензина при пересосе. Имейте в виду, что после запуска холодного двигатели нельзя давать ему сразу большие обороты. Холодное загyстевшее масло доходит медленно до подшипников, и при больших оборотах они могут быть выплавлены.

Двигатель ГАЗ-69

Экономичность работы двигатели и его износ в очень сильной степени зависят от температурного режима работы двигателя. Поддерживайте температуру охлаждающей воды 80-90°С и не ездите с холодным или с непрогретым двигателем. Зимой применяйте теплый чехол и прикрывайте створки радиатора. Учитывайте, что благодаря наличию в двигателе термостата вода во время прогревания двигателя через радиатор не циркулирует и что поэтому радиатор может быть заморожен, хотя вода в рубашке двигатели будет горячей. Не открывайте люк отопителя раньше, чем вода достигнет температуры 60°С, иначе вы заморозите радиатор отопигеля.

Во время движения при полностью зараженной аккумуляторной батарее амперметр не показывает зарядки. Поэтому отсутствие показаний зарядки не является признаком неисправности генератора или реле-регулятора. Разборку и регулировку реле-регулятора должен производить только квалифицированный электрик.

Фары обладают большой силой света. Во избежание ослепления водителей встречных автомобилей следите за правильностью установки фар и при разъездах переходите на «ближний свет с помощью ножного переключателя. Следите за исправностью ножного гидравлического тормоза. В систему гидротормозов заливайте только специальные жидкости. Во избежании выхода из строя резиновых деталей тормозной системы не допускайте попадания в нее минеральных масел даже в самых ничтожных количествах (за счет применения при заправке нечистой посуды).

Читайте так же:
Где собираются автомобили Мерседес?

Поддерживайте свободный ход педaли сцепления 38-45 мм., а педали тормоза 8-14 мм. Карданные шарниры имеют игольчатые подшипники, поэтому их необходимо смазывать жидким маслом. Применение для этого солидола недопустимо. Во время езды учитывайте, что двигатель ГАЗ-69 тянет и разгоняется лучше на повышенных оборотах. Поэтому своевременно переключайте с третьей на вторую передачу, прежде чем автомобиль значительно потеряет скорость.

Следует иметь в виду, что первая передача не имеет синхронизатора. Поэтому переключение со второй передачи на первую следует производить только после снижения скорости до 5-6 км/час (скорость пешехода) во избежание поломки шестерен.

Подвеска автомобиля

Рессорная подвеска автомобилей ГАЗ 69 и ГАЗ-69А и их устойчивость позволяют езду с большой скоростью как на хороших, так и на плохих дорогах. Не злоупотребляйте быстрой ездой — это приводит к увеличению расхода бензина и ускорению износа автомобиля. Высокая скорость движения на крутых поворотах приводит к быстрому износу шин. Наиболее экономичной является скорость З0-45 км/час. Учитывайте, что при увеличении скорости с 40 до 70 км/час расход бензина возрастает на 40%.

Выключайте передний мост при езде по сухим твердым дорогам. Этим вы уменьшите расход бензина и износ шин. Следите за правильным давлением в передних и задних шинах. Неправильное давление в шинах при включенном переднем мосте может вызвать большой износ шин и поломку автомобилей. Включать демультипликатор (передачу 2,78) рекомендуется после остановки автомобиля. Последующее переключение на передачу 1,15 можно производить на ходу, с выключением сцепления. Для бесшумности переключения нужно делать на нейтрали выдержку. Выдержка должна быть тем болыие, чем с большей скоростью производится переключение. При скорости менее 8 км/час выдержка не нужна. Если выдержку на нейтрали сделать слишком длительной, то правильного включения не будет. В этом случае следует включить сцепление, двигателя, акселератора (для увеличения оборотов двигателя), затем снова включить сцепление и включить передачу 1,15. В настоящее предупреждение включены только особо важные указания. Для успешной эксплуатации автомобиля водитель должен изучить всю инструкцию.

В целях конспирации официально завод работал над конструкцией легкого вездехода для сельского хозяйства, и потому вся тема первоначально носила наименование «Труженик». Правда, в секретном техническом задании автомобиль изначально имел совершенно другое обозначение – «тягач батальонных орудий и минометов».

В октябре 1947 года был собран первый «гражданский» прототип «ГАЗ-69 Труженик» (4×4), который после удачных испытаний был принят за основу нового поколения и получил военный индекс АТК-Л-69 – артиллерийский тягач колесный легкий. В 1948–1949 годах появились еще четыре опытные машины, которые так же успешно завершили цикл приемочных испытаний, показав высокую проходимость, достаточную экономичность и хорошую управляемость.

Они могли преодолевать снежную целину глубиной до 0,4 метра. Рвы или канавы шириной до полуметра. Автомобили снабжались двигателями М-20 мощностью 52–55 л.с, новыми открытыми металлическими кузовами модели 76 и потому официально носили индекс 69-76.

В отличие от будущего серийного автомобиля ГАЗ-69 прототипы ГАЗ-69-76 «Труженик» имели иную форму оперения, лобового стекла и капота без боковых вентиляционных окон. Традиционной для ГАЗ-69 выемки (подштамповки) в левом заднем крыле для установки бокового запасного колеса здесь не было.

Машины испытывались на вездеходных шинах с глубоким протектором типа «елочка» в сцепе с легкими пушками или одноосными прицепами ГАЗ-704. В процессе последующих доработок прототипы получили:

Читайте так же:
Как открыть Рено Флюенс без ключа?

— Усиленную систему охлаждения.
— Масляный радиатор.
— Синхронизированную коробку передач.
— Круглые приборы.
— Вентилятор.
— Отопитель салона.

Их государственные испытания провели в 1951 году. Через год была собрана пробная партия ГАЗ-69. А осенью 1953 года на Горьковском автозаводе развернулось серийное производство последнего доработанного варианта под упрощенным индексом ГАЗ-69.

Базовая версия многоцелевого джипа ГАЗ-69, 1952–1972 года.

ГАЗ-69 – это базовый серийный полноприводный грузопассажирский автомобиль для замены военного поколения ГАЗ-64/67. Являвшихся в течение нескольких десятков лет основной легкой многоцелевой машиной Советской Армии, государств Варшавского договора и многих стран третьего мира.

Армейский грузопассажирский автомобиль ГАЗ-69 серийного производства. 1952 год.

Армейский грузопассажирский автомобиль ГАЗ-69 серийного производства

ГАЗ-69 (4×4) снабжался:

— Новой усиленной лонжеронной рамой.
— Нижнеклапанным 4-цилиндровым двигателем М-20 (2,1 л, 55 л.с.) с предпусковым подогревателем.
— Новым шестилопастным вентилятором.
— 3-ступенчатой коробкой передач от легковой машины «Победа».
— Новой двухступенчатой раздаточной коробкой.
— Вездеходными шинами размером 6,50–16.

Карданные валы имели игольчатые подшипники. Конические главные передачи – спиральные зубья. Оба неразрезных ведущих моста от ГАЗ-67Б с дифференциалами с двумя сателлитами от автомобиля ЗИМ и шариковыми шарнирами равных угловых скоростей, подвешивались на продольных полуэллиптических рессорах с креплениями на резиновых втулках и гидроамортизаторами двойного действия. Рабочие тормоза остались барабанными с гидроприводом. Стояночный тормоз и приборы были заимствованы у грузовика ГАЗ-51.

По сравнению с предшественником ГАЗ-67Б, новый автомобиль получил:

— Новое 12-вольтовое электрооборудование.
— Удлиненную на 200 мм колесную базу (2300 мм).
— Увеличенный дорожный просвет.
— Возросшую на 205 кг снаряженную массу.
— Повышенные тягово-сцепные качества и более высокую проходимость.
— Отличался простой конструкцией и надежностью.

С начала 1960-х годов выпускался вариант ГАЗ-69М с новым 4-цилиндровым двигателем М-21Г (2,4 л, 65 л.с.) от легкого грузовика УАЗ-450 с новым карбюратором и радиатором для охлаждения масла.

Важной новинкой на автомобилях ГАЗ-69 был открытый грузопассажирский цельнометаллический кузов многоцелевого назначения на сварной штампованной раме с двумя короткими боковыми дверями и задним откидным бортом. А также съемным брезентовым верхом с прямоугольной задней частью и боковой установкой запасного колеса на задней левой боковине кузова.

На двух индивидуальных съемных передних сиденьях и двух задних продольных откидных скамьях размещалось 8–9 человек. Причем задний отсек мог использоваться для доставки мелких грузов массой до 500 кг. Или установки легкого оборудования, носилок и вооружения. Рама лобового стекла откидывалась вперед и закреплялась на капоте. Для сложенного тента и съемных остекленных секций боковых дверей имелись особые отсеки.

ГАЗ-69 с задними продольными сиденьями и прицепом ГАЗ-704 на испытаниях 1951 года.

ГАЗ-69 с задними продольными сиденьями и прицепом ГАЗ-704 на испытаниях 1951 года

Снаружи кузова со стороны водителя монтировалась поисковая фара. В комплектацию входил простейший шанцевый инструмент – лопата и топор. Впервые для советских автомобилей такого рода, ГАЗ-69 получил:

— Системы отопления и принудительной вентиляции.
— Обдув лобового стекла с двумя стеклоочистителями.
— Противосолнечные козырьки.
— В распоряжении командира экипажа имелся откидной столик для военных карт.

Базовая машина ГАЗ-69 оснащалась двумя топливными баками вместимостью 48 и 27 литра. Варианты ГАЗ-69Э и ГАЗ-69МЭ снабжались экранированным электрооборудованием и служили в основном в Войсках связи. На экспорт поступали доработанные машины, приспособленные к эксплуатации в регионах с различными климатическими условиями. Для всех версий дорожный просвет под обоими мостами составлял 210 мм. Габаритные размеры – 3850x1750x1920 мм. Снаряженная масса базовой машины – 1525 кг. Полная – 2175 кг.

Читайте так же:
Как отключить сигнализацию Шериф без пульта?

Автомобили ГАЗ-69 развивали по шоссе максимальную скорость 90 км/ч. Имели контрольный расход топлива 15 литров на 100 км и запас хода – 530 км. Они преодолевали подъемы крутизной до 34° и брод глубиной 0,7 метра. Для работы с ними служил штатный одноосный бортовой прицеп ГАЗ-704 (1-АП-0,5) грузоподъемностью 500 кг и полной массой 840 кг. Впервые созданный в соответствии с требованиями Минобороны СССР и принятый на вооружение в 1952 году вместе с машинами 69-го семейства.

Автомобиль ГАЗ-69 впервые был представлен на параде 7 ноября 1953 года. На Горьковском автозаводе его серийно выпускали с 1 сентября 1953 года. В конце 1954 года первая пробная партия машин ГАЗ-69 была собрана на Ульяновском автозаводе, который по окончании реконструкции в 1955 году приступил к их серийной сборке из узлов, поставлявшихся из Горького.

В 1956 году УАЗ перешел на агрегаты и детали собственного изготовления, а ГАЗ прекратил сборку этой модели. Одновременно в Ульяновске выпускали и прицеп ГАЗ-704. Горьковский автозавод успел выпустить 16 382 автомобиля ГАЗ-69. А затем до 1972 года Ульяновский завод изготовил 356 624 единицы этой серии.

Многоцелевой джип ГАЗ-69-68 (1969–1972 года).

Это серийный вариант базового армейского автомобиля ГАЗ-69, выпускавшегося в Ульяновске и оснащенного более надежными и прочными ведущими мостами от легкой грузовой машины УАЗ-452 с четырьмя сателлитами в мостовых дифференциалах. К другим существенным отличиям относились механизм отключения привода передних колес и усиленные передние тормоза с двумя гидроцилиндрами.

Модернизированный вариант ГАЗ-69-68Э в штабном исполнении Р-104АМ. 1970 год.

Модернизированный вариант ГАЗ-69-68Э в штабном исполнении Р-104АМ

Внешне вариант ГАЗ-69-68 отличался установкой нового тента с встроенными в него двумя небольшими боковыми окнами и увеличенным задним стеклом. Новых вариантов надстроек на этой версии не выпускалось. В серии ГАЗ-69-68 имелся экранированный вариант ГАЗ-69-68Э для Вооруженных сил СССР. А также две экспортные машины ГАЗ-69-68МЭ и ГАЗ-69-68МТЭ для поставки в страны с умеренным и тропическим климатом соответственно.

Многоцелевой автомобиль ГАЗ-69А (1953–1972 года).

Это базовый серийный 5-местный полноприводный многоцелевой автомобиль, применявшийся в основном в сельском хозяйстве и в гражданских отраслях экономики. От армейского варианта, ГАЗ-69А отличался:

— Измененным открытым 4-дверным кузовом с двумя рядами сидений.
— Задним багажным отсеком с запасным колесом для перевозки грузов до 500 кг.
— Скошенной задней частью откидывавшегося брезентового верха.
— Установкой только одного 60-литрового топливного бака.

Серийный многоцелевой легковой автомобиль ГАЗ-69А с двумя рядами сидений. 1953 год.

Серийный многоцелевой легковой автомобиль ГАЗ-69А с двумя рядами сидений

Передние и задние двери каждой стороны были взаимозаменяемыми. ГАЗ-69А имел практически ту же снаряженную массу (1535 кг). Но его полная масса была сокращена до 1960 кг, а габаритная высота возросла до 2030 мм. С начала 1960-х выпускался вариант ГАЗ-69АМ с 65-сильным мотором М-21Г. В небольших количествах автомобили ГАЗ-69А/АМ состояли на вооружении армий СССР и братских стран как многоцелевые и штабные машины, а также применялись для фельдъегерской связи.

В общей сложности с 1952-го по 1972 год Горьковский и Ульяновский автозаводы вместе собрали 634 285 машин семейства ГАЗ-69. Включая ГАЗ-69А и все их варианты. Автомобили семейства ГАЗ-69 экспортировали в 56 стран мира и собирали в Румынии и КНДР. В СССР они были сняты с вооружения только в 1998 году.

По материалам книги «Автомобили Советской Армии 1946-1991».
Евгений Кочнев

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector