Что такое люфт на самокате
Любая техника нуждается в бережной эксплуатации, правильном и своевременном обслуживании. Самокаты не исключение.
Итак есть проблема — при движении возникает скрип или даже скрежет. Давайте рассмотрим все возможные причины этого «недуга» Вашего двух (трех) колесного друга. Механика появления скрипа объясняется повышенным трением нескольких деталей друг о друга.
Причина №1 Вышли из строя подшипники колес
Со временем в корпус подшипника попадает пыль, влага, что приводит его к износу и выходу из строя. При повышенном трении возникают скрипящие звуки и скрежет.
Как проверить? Поднимите самокат колесами вверх. Попробуйте прокрутить их рукой: если без нагрузки будут раздаваться скрип, значит дело в колесах. Лечится этот симптом заменой подшипников — быстро и достаточно просто. Выбрать подшипники можно у нас в каталоге. Если же колеса вращаются свободно, без посторонних шумов и люфтов, переходим к возможной причине №2.
Причина №2 Вышел из строя рулевой подшипник
Если шум раздается в месте соединения руля с рулевым стаканом, и скрип раздается при поворотах руля, вероятно пора менять рулевой подшипник. Но сначала нужно проверить нашу гипотезу. Станьте на самокат и подергайте за руль от себя и к себе. Если ощущается люфт, то есть шанс, что подшипник в норме и вам стоит просто устранить люфт. Для этого зажимаем контргайки, до такого момента, чтобы руль не люфтил. Попробуйте прокатиться на самокате. Скрип прошел ? ОК! Нет ? — меняем рулевой подшипник!
Причина №3 Люфт в месте сложения самоката
Это самая распространенная причина скрипа, но и самая простая . Чаще всего она решается обычной протяжкой эксцентриков фиксирующего механизма: при должном затяжении посторонний шум пропадет сам собой.
Причина №4 Скрипят амортизаторы
Некоторые модели самокатов имеют механизм смягчения движения: это амортизаторы передние или задние. Если скрипят амортизаторы их нужно смазать. Передний амортизатор представляет собой пружинный механизм, который находится в рулевой колонке, поэтому чтобы его смазать нужно разобрать рулевую колонку и заложить туда смазку. Задний амортизатор бывает пружинного или рессорного типа. Здесь ничего разбирать не придется — все находится навиду. Просто обработайте деталь силиконовой смазкой, дайте несколько минут постоять и обработайте скрипящий узел повторно. После полного взаимодействия смазки с трущимися деталями скрип должен исчезнуть.
В трехколесных детских самокатах бывают посторонние шумы в механизме наклона руля. Для лечения скрипа здесь скорее всего потребуется замена рулевых тяг или рулевого механизма в сборе.
Установка
Сборку рулевой начинаем снизу вверх, от вилки к рулю.
1 Смотрим на вилку, если у нее есть контактный угол для подшипника, то устанавливать нижнее кольцо не нужно. Наденьте подшипник и покрутите его, сразу станет ясно, нужно оно или нет
2 Все доски у нас в магазине с интегрированным стаканом. Но если у вас доска с чашками и насыпным подшипником, а вы хотите установить прома, то необходимо выбить старые чашки и установить новые.
3 Устанавливаем нижний подшипник в доску, вставляем вилку, ставим верхний подшипник, надеваем верхнее кольцо (анти-люфт), закрываем крышкой.
4 Обратите внимание, от крышки должен остаться зазор в миллиметр, она не должна тереть. Обычно для этого в комплекте рулевой идут специальные проставочные кольца.
5 Затем устанавливается компрессионная система. Затягиваем ее как можно сильнее, чтобы не было люфта, ставим руль и проверяем как крутится. Випы и бары крутятся легко, ничего не гремит, не шатается — значит все сделали правильно.
Вам может понравиться
Различия между самокатом для фристайла и классическим самокатом аналогичны различиям между велосипедом BMX и городским велосипедом.
Самокат для фристайла имеет более широкий руль и меньшие по размеру колеса (а значит, более маневренные). Его вес также отличается (он более легкий), и такой самокат легче в управлении: если целью является выполнение фигур, то руль, например, может делать полный оборот.
И наконец, самокат для фристайла более жесткий и более прочный.
Чтобы правильно выбрать самокат для фристайла, необходимо встать на него и убедиться в том, что ручки руля расположены на уровне бедер, при этом вы можете держать их с выпрямленными локтями и прямой спиной.
Вилка из армированного алюминия T6. Вилка совместима с колесами диаметром 125 мм (встроенная спейсерная система.
Распорка расположена между двумя колесами для распределения давления, оказываемого на них).
Тормозная система Flex Brake разработана таким образом, чтобы принимать свою первоначальную форму после каждого удара. Ее принципиальная разница в сравнении с пружинным тормозом: снижение вибрации. Эта система также позволяет медленнее изнашивать резину колеса.
Две алюминиевые пеги разной длины: передняя длиннее, задняя короче. Диаметр 36 мм обеспечивает устойчивость при выполнении гриндов и облегчает обучение.
Рукоятки из TPR–пластика обеспечивают удобный захват.
Зажимной хомут MF3.6 из алюминия 6061 T6, крепление на 2 винта.
Модель совместима с рулем диаметром 31,8 мм – 34,9 мм благодаря регулировочной прокладке.
Колеса Oxelo диаметром 120 мм из легкосплавного материала (колеса со спицами) с высокой амортизацией (подскоком) ПУ 88А.
Колеса установлены на подшипники 608Z ABEC 7, что увеличивает срок службы.
Такой размер колес обеспечивает самокату для фристайла устойчивость и хорошую скорость.
100, 110 или 120 мм? Чем больше диаметр колеса, тем устойчивее будет себя чувствовать катающийся, что позволит ему ехать быстрее.
Но оборотной стороной является его вес. Таким образом, колесо большего размера будет более тяжелым и менее маневренным при выполнении фигур. Это значит, что размер колес нужно подбирать в зависимости от Ваших целей.
Дека из анодированного алюминия 6061 T6. Трехслойная структура с 4 направляющими, которые обеспечивают устойчивость и хорошее скольжение по шероховатой поверхности.
Эргономическая конструкция облегчает захват деки при выполнении грэбов.
Размеры: 115 x 530 мм.
Угол деки: 82,5°.
Цельный Т–образный руль из хромированной стали CrMo 4310 NOAP. Он тяжелее, чем алюминиевый руль, но зато более жесткий и безопасный.
Размеры: Ø: 31,8 мм, В.: 650 мм, Д.: 560 мм.
Общая высота: 915 мм.
Встроенная рулевая колонка MF3.6 1″1’8 с новой системой компрессии IHC снижает люфт. Преимущество: крепления самоката ослабляются не так быстро благодаря системе самоблокирующегося винта.
Винты требуют затяжки, как только на рулевой колонке появляется люфт. Достаточно снять колонку, ослабив зажимной хомут, затем подтянуть самоблокирующийся винт.Система очень легко регулируется.
В стандарте EN 14619 прописаны требования к безопасности и методам испытаний спортивного оборудования на колесах.
При использовании самоката необходимо всегда носить защитные элементы (шлем, наколенники и налокотники).
Большая часть серьезных происшествий случается в первые месяцы езды на самокате, так что уделите время изучению основ использования самоката для управления скоростью и торможением во всех чрезвычайных ситуациях и при любых погодных условиях (особенно на влажной поверхности).
Рулевая колонка
Рулевые колонки бывают – интегрированные и не интегрированные.
Грубо говоря – интегрированная рулевая колонка интегрирована в трубу рамы и не подлежит замены. Это очень сильно экономит вес.
100% интегрированных колонок работают на промышленных подшипниках. Они меньше всего подвержены износу и выдерживают большие нагрузки.
Не интегрированная колонка запрессовывается в рулевую специальным инструментом.
Как выровнять руль
Теперь нам нужно выровнять руль относительно колеса. Точнее, для начала нужно проверить есть ли в этом необходимость. Для этого поставьте руль прямо и посмотрите на него сверху. Переднее колесо должно быть перпендикулярно рулю. Если вы видите, что это не так, то руль нужно поправить.
Важно! Если отклонение небольшое (в пределах 5-10 градусов), то не спешите сразу раскручивать руль. Обратите внимание, что когда вы открываете рулевой зажим для изменений высоты, то у руля имеется небольшая амплитуда свободного хода влево-вправо. Поэтому, для начала, откройте фиксатор высоты руля и просто поверните руль прямо, после чего закройте фиксатор обратно.
Если отклонение руля слишком большое, то будем выправлять руль. Для этого имеется хомут крепления руля, который затянут двумя болтами. При помощи шестигранника ослабляем эти болты. Затем зажмите переднее колесо ногами и поверните руль так, чтобы при взгляде сверху он стал перпендикулярно переднему колесу. После затяните болты обратно.
Болты рулевого хомута нужно затянуть максимально сильно (только не сорвите резьбу!). Затягивайте их поочерёдно, постепенно переходя от одного к другому, пока не почувствуете, что они больше не поворачиваются.
Один из самых распространенных вопросов, какую компрессионную систему выбрать?
Все компрессии имеют свои преимущества и недостатки. Мы попробуем суммировать плюсы и минусы разных видов компрессий, и надеемся, это поможет вам в выборе вашей следующей компрессионной системы для самоката.
Компрессия для трюкового самоката HIC
HIC в переводе с английского означает скрытая интегрированная компрессия (Hidden Integrated Compression). HIC была первой компрессионной системой появившейся на рынке, и она служит достаточно хорошо. Эта система имеет более широкие в диаметре рули (оверсайз) с компрессионной крышкой и болтом, которые вкручены в гайку ромашку соединяющие вилку. Как исходит из названия, системы HIC интегрированы и скрыты для глаз. Эта система была создана RAD Scooter Parts.
Преимущества: Не дорогая по цене сравнивая с другими компрессионными системами, также легка в установке и разборке.
Недостатки: Не подходит алюминиевым и стандартным рулям и требует специального разреза на руле, чтобы затянуть руль к вилке. Эти разрезы могут способствовать сгибанию руля, или даже выпаданию руля при резкой езде и сильных нагрузках.
Компрессия для трюкового самоката SCS
SCS расшифровывается как стандартная компрессионная система (Standard Compression System). SCS является очень популярным видом компрессионных систем, и почти все производители самокатов предлагают ее. Эта система выглядит достаточно простой по сравнению с другими системами, так как она встроена в зажим (хомут).
Компрессии SCS имеют четыре болта, два для фиксации руля и два для фиксации вилки.
Эти компрессионные системы не подходят рулям с прорезями, только с использованием адаптера.
Преимущества: Очень прочные и самая крепкая система на рынке. Более того, установленная система дает вашему самокату привлекательный внешний вид. Не требует разрезов, что не повлечет за собой прогиб руля от нагрузок.
Недостатки: Самая дорогая и тяжелая система на рынке. Вам могут потребоваться самые прочные спейсеры, чтобы правильно установить систему.
Компрессия для трюкового самоката ICS (ICS10)
ICS означает инвертированная компрессионная система (Inverted Compression System). Это достаточно старая компрессионная система, ранее использовалась на велосипедах BMX. Она называется инвертированной, так как болт идет вертикально через вилку и гайка ромашка затягивается в руле. Эта система только совместима со стандартными размерами рулей с боковыми разрезами.
Рули от Ethic разработаны с расширенной версией ICS, ICS10. Разница между ICS10 и ICS заключается в болте 10мм в комплекте с ICS10, и гайкой ромашкой, которая делает систему более прочной. Чтобы использовать систему ICS10, вам необходимо удостовериться, что ваша вилка подходит из-за более длинного компрессионного болта.
Преимущества: ICS является хорошим выбором, при начальном переходе к не резьбовым вилкам, из-за невысокой стоимости. Также эта система очень легкая.
Недостатки: Гайка болт зачастую не достаточно прочная, и под воздействием от катания может погнуться. Чтобы установить систему, руль должен иметь прорези, что делает самокат менее прочным. Также, достаточно сложно установить систему, вам понадобиться шестигранник 30см для затягивания.
Компрессия для трюкового самоката IHC
Скрытая интегрированная компрессия была изобретена Blunt/Envy Scooters и является более легкой версией системы HIC. В отличие от большинства компрессионных систем, IHC встроена в вилку, на одну запчасть меньше при сборке.
Системы IHC сопоставимы в алюминиевыми рулями с большими зажимами (оверсайз) и стандартными стальными рулями со стандартными зажимами.
Преимущества: IHC является крепкой и прочной компрессионной системой с глубокой головкой шестигранного болта, что уменьшает шанс райдера задеть болт.
Недостатки: Вилки немного тяжелее стандартных вилок из-за встроенной компрессионной системы, но все же легче оверсайз стальных рулей используемый в системе HIC. Необходимы отверстия на руле, чтобы затянуть зажим.
Компрессионная система трюкового самоката — это способ, с помощью которого руль крепится к вилке и зажимает деку с рулевой системой.
В копрессионную систему входит:
- Руль;
- Зажим;
- Рулевые подшипники;
- Дека;
- Вилка.
В стакане деки установлены рулевые подшипники и через них проходит вилка. Ход вращения вилки как раз и задаётся рулевыми подшипниками. Рулевые подшипники, в свою очередь, делятся на два вида:
- Не интегрированные — состоят из чашек, промышленных подшипников, верхнего и нижнего кольца качения и пыльника.
- Интегрированные — промышленные подшипники устанавливаются прямо в стакан доски, имеющий вырез под них
Любая компрессионная система требует технического обслуживания и изнашивается с разной скоростью. Из-за этого компрессия является расходником и требует замены комплектующих.
Перетянутая или необслуженная компрессия изнашивается в разы быстрее. Запомни!
Если твою катку сопровождают люфт, хруст или скрип в районе переднего колеса, а подтягивание хомута и закручивание вилки ничего не даёт, то скорее всего пора менять рулевые подшипники.
Также многие путают и отождествляют систему компрессии и сам хомут (зажим). Это некорректно. Хомут — это то, что соединяет и держит руль и вилку на самокате. По-другому запчасть называют зажим. И уже он в свою очередь имеет адаптацию под конкретную компрессионную систему — HIC, IHC, ICS и так далее.
1. Компрессия на основе резьбовой вилки
Подобная компрессия используется на самых простых самокатах из спортивных магазинов: как на трюковых, так и на простых — прогулочных. Очень хрупкая и вследствие ненадёжная система крепления руля к вилке. Тут используется не интегрированная рулевая.
Мы можем сказать про неё одно — она не стоит твоего внимания, если ты хочешь научится круто кататься на самокате.
2. ICS (Inverted Compression System)
Данная система является более сложной и состоит из следующих компонентов:
- Без резьбовой вилки с установочным отверстием
- Компрессионного болта
- Руля с «ромашкой» внутри
- Хомута для зажима руля
- Интегрированная рулевая
У системы ICS компрессионный болт закручивается снизу вверх. В руле установлена «ромашка» (крепёжное изделие с резьбовым отверстием). Чтобы закрутить Псистему необходимо снимать переднее колесо, поэтому процесс настройки становится несколько трудозатратным. Плюс понадобится специальный длинный шестигранный ключ. А для того, чтобы руль не прокручивался он зажимается двухболтовым зажимом, но для этого в руле должен быть пропил.
Для некоторых рулей компрессионная «ромашка» устанавливается уже на заводе изготовителе. Для других её приходится покупать отдельно и ставить самому.
Есть отличия между различными типами ромашек и болтов у производителей. Например, бренд Ethic использует утолщённые 10 мм болты и ромашки. Основной плюс ICS – небольшой вес в сравнении с другими зажимами. Но, её приходится регулярно подтягивать.
Эта система была популярна на заре развития трюковых самокатов, но сейчас её популярность сходит на нет.
3. SCS (Standard Compression System)
Данный комплект компрессии включает в себя следующие элементы:
- Вилка под систему SCS
- SCS зажим
- Компрессионный болт с шайбочкой
- Интегрированная рулевая
- Руль без пропила
В вилках под SCS имеется резьба для болта. После установления рулевых подшипников и вилки в стакан деки сверху одевается четырёхболтовый хомут. Внутри зажима надо расположить «блинчик» (шайбу) и в него закрутить компрессионный болт. После вставить руль, выровнять его с колесом и зажать зажим.
Для данной системы характерно усвоить несколько правил. Чтобы руль прочно закрепить верхней половинкой хомута необходимо, чтобы в руле не было пропила. Большинство рулей под SCS продаётся без пропила, но если он есть, то стоит обрезать часть руля с пропилом или вставить внутрь что-нибудь подходящее по диаметру. Например, можно взять кусок старой вилки от самоката или воспользоваться специальным SCS адаптером. Это нужно для того, чтобы при закручивании болтов компрессии на хомуте нижняя часть руля не деформировалась от приложенного усилия.
Не все рули подходят под все SCS по диаметру. Это нужно знать, чтобы не покупать неподходящие запчасти под свой кастом.
- Обычные SCS зажимы вмещают как оверсайзовые рули 34,9 мм, так и стандартные рули 31,8 мм (при этом нужна проставка, идущая в комплекте с большинством SCS зажимов)
- Облегчённые и уменьшенные версии SCS зажимов, которые вмещают только рули стандартного диаметра 31,8 мм.
Это надёжнейшая система крепления, но при этом она имеет самый большой вес.
4. HIC (Hidden Internal Compression)
Включает в себя следующие компоненты:
- Вилка под систему HIC
- HIC проставка для установки
- Компрессионный болт с крышкой
- HIC зажим (34,9 мм)
- Руль с пропилом HIC(34,9)
- Интегрированная рулевая
Самое главное при выборе системы HIC помнить о том, что с ней сочетаются исключительно HIC рули, с более широким внутренним и внешним диаметром (34,9 мм — оверсайз).
Вилки под HIC могут использоваться с системой SCS в том числе, если вместо HIC проставки поставить SCS зажим. Многие вилки под HIC идут без HIC проставки в комплекте. В таком случае тебе просто необходимо докупить её отдельно.
Плюс этой системы в том, что она имеет меньший, чем у SCS системы, вес при практически равной надёжности. Минусами можно считать то, что в руле требуется пропил и эта система не является популярной среди производителей, поэтому количество доступных моделей рулей под HIC компрессию мало.
5. IHC
То же самое, что и HIC, но только подходит для рулей с меньшим внутренним диаметром — подойдут либо стальные рули диаметром 31.8мм, либо алюминиевые рули оверсайз-диаметра 34.9 мм. Пропил обязателен! Совместимость достигается за счёт использования вилки меньшего диаметра. Компрессия IHC немного легче, чем обычная HIC система, но при этом она немного потеряла в прочности (в сравнении с HIC системой).
После прочтения статьи ты должен понимать какую систему для трюкогового самоката тебе нужно купить, чтобы она удовлетворяла твои потребности, а также, чтобы просто подошла на твой кастом.