Как рассчитывается норма расхода материальных ресурсов
Как рассчитывается норма расхода материальных ресурсов
Норма расхода материальных ресурсов – это минимальное количество и минимальная стоимость затрачиваемых по плану материалов на производство единицы продукции. Этот показатель сам применяется в качестве норматива. Нужно стремиться сократить потребление ресурсов с сохранением или повышением качества товаров.
Для успешного ведения любой деятельности необходимо, чтобы ресурсов было в достатке. Процесс определения минимально допустимой величины материальных благ для работы предприятия получил название нормирования расхода материальных средств (НРМР). Результат этой деятельности – выделение нормативов для определения планов для закупа сырья, материалов. Этот показатель определяет, каков минимальный запас ресурсов всегда должен быть на предприятии.
Справка! Норма может быть представлена в стоимостном и натуральном выражении. Например, для производства картошки фри в месяц требуется 5 мешков картофеля по 50 кг и цене 700 руб./мешок.
Расчет нормы расхода топлива
Расчет лимитов по топливу осуществляется отдельно для каждого маршрута и автомобиля. Величина возможных поправочных коэффициентов берется из Раздела 2 приложения к распоряжению Минтранса № АМ-23-р. Для одной машины разрешается применять одновременно несколько коэффициентов в зависимости от обстоятельств и текущих потребностей.
Например, автомобиль ВАЗ-21114 12 июля 2018 года был направлен из Феодосии (Республика Крым) в Анапу (Краснодарский край). Во время движения водитель пользовался кондиционером. Машина 2011 года выпуска (эксплуатируется более 5 лет), общий пробег равен 112 тыс. км. Расстояние между точками выезда и прибытия равно 214 км. Расчет:
- базовые нормы расхода топлива на 2018 год Минтранс для этой марки и модели авто установил на уровне 8,1 л на 100 км;
- с учетом срока эксплуатации автомобиля и общего километража пробега можно применить корректирующий коэффициент повышающего типа, равный 5%;
- нормы расхода топлива и материалов могут быть увеличены на 7% за счет эксплуатации транспортного средства с включенным кондиционером.
Для получения итогового значения используем стандартную формулу (п. 7 распоряжения Минтранса № АМ-23-р):
Норма = 0,01 х Базовая норма расхода топлива х Текущий пробег по маршруту в км х (1 + 0,01 х Суммарное значение повышающих и понижающих коэффициентов).
По условиям примера расчет нормы расхода топлива выглядит так:
0,01 х 8,1 х 214 х (1 + 0,01 х (5 + 7)) = 19,41 л.
Нормы расходов топлива на транспорте для этого маршрута будут составлять 19,41 л.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Устройство автомобилей
Для автотранспортных предприятий и юридических лиц, эксплуатирующих автотранспортные средства, характерны не только затраты, обусловленные нерациональным расходом топлива по описанным ранее объективным причинам, но и связанные с халатным отношением работников к своим обязанностям, и даже откровенным хищением топлива. В целях снижения себестоимости перевозок, сокращения непроизводительных затрат топлива и упорядочения его расхода на автотранспортных предприятиях расход топлива нормируется.
Нормы расхода топлива на автомобильном транспорте — это плановые показатели его расхода на единицу пробега и единицу транспортной работы. Они являются нормами технологическими, т.е. включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на ремонт автомобилей и прочие хозяйственные расходы в состав этих норм не включаются и формируются отдельно.
Для нормирования расхода топлива в предприятиях, эксплуатирующих автомобильный транспорт, используются Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р.
В данных Рекомендациях указывается, что они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, и др. независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ.
Методическими рекомендациями установлены нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Эти нормы утверждены для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.
В настоящее время Методические рекомендации действуют с учетом изменений, внесенных Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 № НА-80-р.
Согласно поправкам в документе:
- уточнен порядок расчета норм топлива и смазочных материалов;
- введены нормы расхода топлива на модели транспортных средств как отечественных, так и зарубежных производителей, выпускаемых с 2008 года;
- уточнены условия повышения норм расхода топлива;
- уточнены условия, при которых нормы расхода топлива могут снизиться.
При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива, которое определяется для каждых модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлива, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля путем использования корректирующих коэффициентов.
Нормы расхода топлива разрабатываются в соответствии с методикой определения базовых норм расхода топлива на автомобильном транспорте, утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации, и периодически пересматриваются.
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
- базовая норма на 100 км пробега автомобиля;
- норма на 100 ткм транспортной работы;
- норма на ездку с грузом;
- норма расхода при почасовой оплате.
Базовая норма устанавливается для однозначно определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условий работы. Норма на транспортную работу зависит от типа двигателя (бензиновый, дизельный или газовый) и полной массы автомобиля.
Норма расхода топлива на ездку с грузом учитывает увеличение расхода, связанное с маневрированием в пунктах погрузки-выгрузки, а также на работу спецоборудования автомобилей-самосвалов и самопогрузчиков.
Базовые нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля устанавливаются в следующих измерениях:
- для бензиновых и дизельных автомобилей — в литрах;
- для автомобилей, работающих на сжиженном газе, — в литрах;
- для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, — в метрах кубических (при нормальных условиях);
- для газодизельных автомобилей: сжатого газа — в кубических метрах, дизельного топлива — в литрах.
Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов увеличения или снижения базовых норм. Эти коэффициенты могут применяться в определенных Министерством автотранспорта РФ пределах, и для каждого конкретного предприятия величину поправочных коэффициентов утверждает его руководитель.
Эксплуатационные нормы расхода топлива для каждого типа автотранспортных средств устанавливаются раздельно по автомобильному бензину, дизельному топливу, сжиженному и сжатому газу, и служат для нормирования расхода этих ресурсов на автотранспортном предприятии, планирования их потребления, оценки эффективности использования и расчетов налогообложения.
При работе автомобилей в зимнее время базовые нормы расхода топлива увеличиваются: в южных районах страны — на 5%, в северных районах — на 15%, в районах Крайнего Севера — на 20%, в остальных районах страны — на 10%.
Увеличение базовых норм предусмотрено также при работе автомобилей в черте города, в горных местностях, при перевозке грузов, требующих пониженных скоростей движения, для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет, и в ряде других случаев.
При работе автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием базовые нормы уменьшаются. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок они алгебраически складываются.
Нормирование расхода топлива по категориям автотранспортных средств
Ниже приведены формулы, по которым определяют нормативные значения расхода топлива для различных типов автотранспортных средств.
Нормы расхода топлива для легковых автомобилей
Нормирование расхода топлива у легковых автомобилей осуществляется с использованием формулы, учитывающей базовую норму для данной марки и модели автомобиля, пробег и поправочный коэффициент, учитывающий условия эксплуатации транспортного средства:
где Qн – нормативный расход топлива, л;
HS – базовая норма расхода топлива на пробег, л/100 км;
S – пробег автомобиля, км;
D – поправочный коэффициент к норме, %.
Нормы расхода топлива для автобусов
Для автобусов нормативное значение расхода топлива определяется так же, как для легковых автомобилей. При наличии на автобусе штатных независимых отопителей нормативный расход топлива определяется следующим образом:
где Нот — норма расхода топлива на работу отопителя (или отопителей), л/ч;
Т — время работы автобуса с включенным отопителем.
Нормы расхода топлива для бортовых грузовых автомобилей и седельных тягачей
Для грузовых автомобилей и автопоездов общего назначения нормативное значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:
где Qн — нормативный расход топлива, л или м 3 ;
HSАП = HS + HдGпр — норма расхода топлива на пробег автопоезда, л/100 км;
HS — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача), л/100км или м 3 /100 км;
Hд — норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 ткм или м 3 /100 ткм;
HW — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм или м 3 /100 ткм.
W = GгрSгр — объем транспортной работы, ткм;
Gгр — масса груза;
Sгр — пробег с грузом;
D – поправочный коэффициент, %;
Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов установлена следующая норма на 100 ткм транспортной работы: бензин — 2 л, дизельное топливо — 1,3 л, сжиженный нефтяной газ — 2,5 л, сжатый природный газ — 2 м 3 ; при газодизельном двигателе — 1,2 м 3 природного газа и 0,25 л дизельного топлива.
При работе бортовых автомобилей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами норма расхода топлива на пробег автопоезда увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов: бензин — 2 л, дизельное топливо — 1,3 л, сжиженный газ — 2,5 л, природный газ — 2 м 3 ; при газодизельном двигателе — 1,2 м 3 природного газа и 0,25 л дизельного топлива.
Нормы расхода топлива для самосвалов
Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов значение нормативного расхода топлива определяется по формуле:
где HSАПС = HS + HW ( Gпр + 0,5 q ) — норма расхода топлива самосвального автопоезда, л/100 км;
HW — норма расхода топлива на транспортную работу и дополнительную массу прицепа или полуприцепа Gпр , л/100 ткм;
HГ — дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом за смену независимо от типа двигателя и грузоподъемности: бензин, дизельное топливо, сжиженный газ — 0,25 л, природный газ — 0,25 м 3 ;
q — грузоподъемность прицепа, т;
z — количество ездок с грузом за смену.
Нормы расхода топлива для фургонов
Для автомобилей-фургонов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, нормативное значение расхода топлива определяется также, как и для бортовых грузовых автомобилей с учетом базовой нормы для данной марки и модели автомобиля-фургона.
Для фургонов, работающих с почасовой оплатой, нормативное значение расхода определяется также, как и для легковых автомобилей с добавкой в размере 10%.
Нормы расхода топлива для специальных и специализированных автомобилей
Методическими рекомендациями указанная категория автомобилей подразделяется на две группы:
а) автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные и т.п.).
Для них нормативный расход топлива определяется по формуле:
где HSC — норма расхода топлива на пробег, л/100 км (в случаях, когда спецавтомобиль предназначен также и для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы: HSC‘ = HSC + HWW, где HW — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм; W — объем транспортной работы, ткм) ;
S — пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
HТ — норма расхода топлива на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т.п.);
T — время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций;
D — суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горной местности);
б) автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения, т. е. на ходу (автовышки, кабелеукладчики и т.п.).
Для них нормативный расход топлива определяется по формуле:
где HSC — индивидуальная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км;
S — пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
HS — норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км;
S’ — пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;
D — суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяют только надбавки за работу в зимнее время и в горной местности).
Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег (на передвижение) определяются исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.
Нормирование материалов в СПРУТ-ТП
Учет этих параметров позволяет более точно определить норму расхода и не ошибиться в объемах заказа требуемого материала.
Выбор ГОСТа сортамента
Выбор типоразмера сортамента
Результат расчета нормы расхода и сортамента «Круг»
- норма расхода материала,
- коэффициент использования материала (КИМ),
- масса заготовки,
- количество деталей из одной заготовки,
- количество заготовок из листа,
- длина, ширина листа (полосы),
- длина, ширина заготовки из листа (полосы),
- масса погонного метра проката,
- параметры сортамента.
Автоматический перенос результатов расчета в шапку маршрутной карты:
В системе СПРУТ-ТП автоматический расчет массы заготовки, КИМ, Нормы расхода на детали изделия может производиться не только в маршрутных картах, но и в спецификации заказа. А уже при проектировании технологических процессов в маршрутных картах происходит автоматический перенос данных расчета в «шапку» МК.
Сводная спецификация материалов
В сводную спецификацию материалов собираются все материалы, используемые в технологических процессах.
Алгоритм автоматической генерации документа:
1. Анализ состава изделия.
Создается список активных техпроцессов на все детали и сборочные единицы, входящих в изделие.
2. Сбор информации по материалам из технологических процессов.
Анализируются маршрутные карты (МК) на наличие записей типа «М» (материал) в шапке и в теле.
Из записей типа «М» считываются:
- марка материала;
- ГОСТ материала;
- сортамент;
- ГОСТ сортамента;
- норма расхода;
- единица измерения.
3. Заполнение документа «Спецификация материалов».
Осуществляется группирование материалов по группам в соответствии с базой данных ресурсов. Сортировка осуществляется по группам материалов, наименованию материалов, единице измерения и цеху.
Заполнение полей строки документа происходит следующим образом:
В поле «Обозначение сортамента» записывается сортамент или наименование материала (из записи «Типа М (Материал)» маршрутной карты) «ГОСТ сортамента», «Марка материала», «ГОСТ материала» и «Единица измерения» записываются соответствующие значения. «Чистый вес» заполняется сумма масс всех деталей, изготавливаемых из этого материала, умноженных на количество деталей в изделии. «Норма расхода» заполняется сумма норм расхода, взятых из МК, пересчитанных на единицу нормирования и умноженных на количество деталей в изделии.
Нормы расхода топлива – Минтранс и МНС разъясняют
На официальном сайте МНС размещено совместное разъяснение Минтранс и МНС от 19.11.2019 соответственно № 08-02/10583 и № 2-2-10/02529 «О некоторых вопросах нормирования топлива».
В частности, разъяснено:
Затраты на оплату стоимости ТЭР при исчислении налога на прибыль включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении, в пределах норм расхода, установленных в соответствии с законодательством.
Для механических транспортных средств с 01.012019 следующий порядок определения норм расхода:
- нормы расхода, установленные в соответствии с законодательством;
- при отсутствиинорм, установленных в соответствии с законодательством – принимаютсянормы расхода топлива, установленные ихзаводом-изготовителем;
- при отсутствии норм завода-изготовителя – принимаются нормы, установленные руководителем организации.
Обращаем внимание!
Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством.
Нормы действующего законодательства
Транспортная деятельность
Определение порядка разработки, установления и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов отнесено к полномочиям Совмина (ст. 7 Закона «Об энергосбережении»).
Совмин постановлением от 18.03.2016 № 216 утвердил Положение о порядке разработки, установления и пересмотра норм расхода ТЭР.
Положение № 216 распространяется на юридических лиц с годовым потреблением ТЭР 100 тонн условного топлива и более и (или) юридических лиц, имеющих источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более, и не распространяется на виды топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования.
Нормирование расхода видов топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования осуществляется в соответствии с законодательством.
Нормы в области транспортной деятельности разрабатывает и утверждает Минтранс в соответствии с законодательством (постановление Совмина от 31.07.2006 № 985 «Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь»).
Транспортная деятельность – совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, внутренним водным, городским электрическим транспортом, метро и иным транспортом, а также транспортно-экспедиционная деятельность, другие связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые (оказываемые) на договорной основе или иных законных основаниях (ст. 1 Закона «Об основах транспортной деятельности»).
Выводы:
использование любого вида транспорта, как для собственных нужд, так и в предпринимательской деятельности, относится к транспортной деятельности;
расход топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, используемых в транспортной деятельности, нормируется Минтрансом.
Иное отраслевое законодательство
Актами законодательства определены полномочия соответствующих государственных органов и организаций, подчиненных Правительству, по установлению норм расхода топлива для специальных механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, подведомственных и подчиненных организаций:
– постановление Совмина от 30.01.2008 № 133 «О нормах расхода топлива, масел, смазок и специальных жидкостей при выполнении лесохозяйственных и лесозаготовительных работ»;
– постановление Совмина от 20.08.2008 № 1199 «О нормах расхода топлива, масел, смазок и специальных жидкостей при выполнении болотно-подготовительных работ, добыче, транспортировке и переработке торфа, производстве топливных брикетов, топлива из лигнина и пеллет»;
– постановление Совмина от 15.10.2001 № 1488 «О предоставлении Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности и Государственному пограничному комитету полномочий на разработку и утверждение норм расхода горючего, масел, смазок и специальных жидкостей».
Выводы:
Совмин в пределах, предоставленных Законом «Об энергосбережении», полномочий принял решение о нормировании путем принятия актов законодательства расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования в транспортной деятельности и иных обозначенных выше случаях;
нормирование топлива на законодательном уровне производится в случаях, когда порядок разработки, установления и пересмотра норм путем принятия соответствующего нормативного правового акта установлен Совмином;
в случае отсутствия указания Совмина на принятие соответствующего нормативного правового акта, нормы определяются самостоятельно.
При исчислении налога на прибыль в состав затрат, учитываемых при налогообложении, включаются затраты на оплату стоимости ТЭР, израсходованных в пределах норм, установленных
в соответствии с законодательством,
либо на основании актов законодательства,
либо разработанных самостоятельно.
Только превышение установленных норм считается сверхнормативным.
Как нормировать?
Существует два метода списания ГСМ:
- На основании данных о фактически выработанном топливе. При этом следует ежемесячно в специальном акте подтверждать остатки бензина в баках автотранспорта.
- По нормам расхода, утвержденным руководителем организации, с учетом марки и модели эксплуатируемых автомобилей, степени износа, условий работы. Или же при списании ГСМ можно использовать «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», установленные распоряжением Минтранса РФ от 14 марта 2008 года № АМ-23-р.
- издается приказ директора о необходимости провести замеры расхода топлива по маршрутам и в различных условиях;
- оформляются актами по каждому автомобилю результаты замеров;
- утверждаются внутренние нормы расхода топлива, например, в форме Положения о контроле за расходом бензина.
Чтобы списать затраты на ГСМ, они должны быть экономически обоснованы. Под этим налоговики понимают ситуацию, когда фактический расход ГСМ не превышает нормы расхода топлива, утвержденной в организации. Это действует и для общей, и для упрощенной системы налогообложения.
Выбор экономичного автомобиля
Самыми экономичными на сегодняшний день являются автомобили с электрическим двигателем. Они работают на аккумуляторах, для зарядки которых требуется электричество. Такая зарядка значительно дешевле бензина.
За ними следуют гибридные авто. В них бензиновый мотор сочетается с электрическим. Экономия в таком варианте существенная в сравнении с полностью бензиновыми или дизельными.
Ни первые, ни вторые в России не распространены, поэтому вам, вероятно, придется выбирать себе классический вариант. Наиболее экономичные среди них — с наименьшей массой и наименьшим объемом двигателя. Производители обычно указывают средний расход моделей в характеристиках. Но надежнее полагаться на отзывы реальных владельцев.