Основные сведения по подбору и эксплуатации автомобильных колёс
Основные сведения по подбору и эксплуатации автомобильных колёс
Несколько лет назад мы подготовили материал из серии своеобразного «автоликбеза», посвящённый автомобильным колёсам, без которых невозможно движение ни одного автомобиля в мире. Однако опять наступил апрель – буйный период массовой сезонной переобувки. И мы вновь возвращаемся к теме шин и дисков, где не только повторим основные моменты, но и постараемся уточнить и дополнить полезную для самых разных автомобилистов информацию.
В этом материале мы постарались сгенерировать краткое справочное пособие, в котором сгруппировали основные сведения, касающиеся подбора и эксплуатации автомобильных колёс. Мы дополнили информацию некоторыми новыми деталями, разобрали характерные заблуждения и ошибки, ответили на часто задаваемые вопросы и приправили всё это некоторыми наблюдениями, полученными в ходе многочисленных «шинных» спецпроектов нашего издания. В принципе, мы старались охватить вопросы, связанные со всеми типоразмерами шин – от «малых легковых» до «больших грузовых». Начнём с основных принципов крепления колеса.
Типы покрышек
Как мы уже сказали, покрышки бывают с каркасом диагонального и радиального типа. Давайте подробней рассмотрим, что это такое.
Диагональный вариант — это резина, где нити расположены диагонально. В каркасе нити корда протянуты по диагонали от первого борта ко второму. Количество слоев корда — до 8 штук. Обязательно должно быть четное значение.
У этого типа шин есть свои плюсы и минусы:
Повышенная прочность боковин покрышки
При повышенной нагрузке или колебаниях протектор деформируется
Из-за деформации сцепные свойства протектора снижаются
Смягчают ударные нагрузки при езде на дороге с выбоинами
Сейчас распространены радиальные шины (они практически вытеснили диагональные). У них нити корда направлены от одного борта ко второму, расположены радиально. Они не перекрещиваются, как в предыдущем варианте.
Такие покрышки бывают и бескамерные, и камерные.
У них также есть плюсы и минусы:
Хорошо отводят тепло при нагреве во время передвижения авто
При ударе о бордюр или езде на дороге с глубокими выбоинами есть большой риск повреждения колес, особенно в том случае, если давление понижено
Хорошее сцепление с дорогой
Более высокая стоимость
Риск деформации минимальный, так как брекер достаточно жесткий
Повышенная боковая эластичность
Несущая способность выше, чем у диагональных
Повышенная максимальная скорость
Масса меньше на 4%
Радиальная эластичность больше
Какие колеса и размер лучше выбрать
При подборе резины автолюбители сталкиваются с проблемой, какие шины поставить, а также какой размер колес лучше выбрать. При этом следует помнить, что изменение внешнего диаметра относительно рекомендованного приведет к тому, что ездовые характеристики автомобиля изменятся в худшую сторону.
Если основная задача сводится к внешнему виду, тогда выбор сводится к большим дискам и низкопрофильной резине. В свою очередь, уменьшение диска и увеличение профиля повысит комфорт, однако пострадает управляемость.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие диски для авто лучше выбрать. Из этой статьи вы узнаете о видах и типах автомобильных дисков, а также какие преимущества и недостатки имеют те или иные диски для автомобиля.
По указанным причинам лучше не отклоняться от заводских значений, не устанавливать широкую резину, не менять вылет диска и т.д. Как показывает практика, оптимальным размером можно считать колеса, которые являются средним вариантом среди рекомендованных самим производителем.
Такой подход позволит сохранить баланс между управляемостью, устойчивостью и комфортом. Также установка рекомендуемых размеров дисков и шин дает возможность увеличить ресурс деталей подвески и ступичных подшипников.
Давление в шинах автомобиля: что нужно знать. Как правильно качать шины, давление в шинах зимой и давление в летних шинах. Таблица давления шин.
Вылет диска ET: что это такое. Почему нужно отдельно учитывать параметр ET диска при выборе. Можно ли ставить диски с большим или меньшим вылетом, советы.
Как выбрать лучшие зимние шины правильно: особенности подбора зимних шин, размер зимней резины, шипованные или нешипованные зимние шины, рекомендации.
Виды колесных дисков автомобиля: штамповка, литье, ковка. Преимущества и недостатки, какие диски для машины лучше выбрать, правильный подбор дисков.
Какой срок службы зимней шипованной резины, срок эксплуатации зимней «липучки». Что влияет на срок службы и эксплуатации зимней резины, рекомендации.
Что означает маркировка шин, расшифровка шинной маркировки и обозначений на шине. Основные обозначения, дополнительные обозначения, американская маркировка.
Свойства пневматической шины
Пневматическую шину широко применяют благодаря её амортизирующим свойствам. Они значительно смягчают толчки от неровностей дороги.
От физико-механических свойств шины зависят такие эксплуатационные показатели автомобиля, как грузоподъемность, экономичность, управляемость, проходимость и др. В конечном итоге все эти показатели определяются значением и видом деформации шины под действием внешних сил.
Различают четыре вида деформаций пневматической шины: радиальную (нормальную), окружную (тангенциальную), поперечную (боковую) и угловую.
Радиальная деформация шиныизмеряется её нормальным прогибомhн, равным разности свободного(r ) и статического (rст) радиусов колеса:
Под действием статической вертикальной нагрузки (веса неподвижного автомобиля) в результате деформации эластичной конструкции шины уменьшается расстояние от оси колеса до опорной поверхности.
Нормальный прогиб– одна из важнейших характеристик шины, определяющих её нагрузочную способность и плавность хода. С увеличением прогиба повышаются напряжения в элементах конструкции шины, снижается усталостная прочность и срок её службы. Наибольшее допустимое значение нормальной нагрузки, при котором, несмотря на радиальную деформацию, обеспечивается заданный срок службы шины при заданном давлении воздуха в ней, принято называть грузоподъемностью шины. Величина нормальной нагрузки регламентирована ГОСТом или Правилами 30 ЕЭК ООН (для АТС иностранного производства).
Тип и параметры ведущих колес для автомобилей выбираются (таблица 1) в соответствии с нормальной нагрузкой на них. Стандартом предусмотрено несколько допустимых нагрузок на шину в зависимости от давления воздуха в ней. При выборе шины для рассчитываемой машины необходимо руководствоваться следующим правилом. Полученная расчетом нормальная нагрузка на шину не должна превышать максимально допустимую по стандарту при наименьшем давлении воздуха в ней из числа значений предусмотренных стандартом.
При определении нагрузки на ведущее колесо следует предусмотреть максимально возможную загруженность в эксплуатации машины с учетом её технологического назначения.
При равномерном статическом распределении веса автомобиля по осям максимальную нагрузку на одно колесо следует определять, исходя из возможного её перераспределения в эксплуатации. В этом случае учитывается нагрузка на ведущее колесо от силы тяжести автомобиля и перевозимого груза, а также от вертикальной составляющей тягового усилия на сцепке прицепа.
Параметры выбранной шины сверяют с типом и параметрами ведущих колес у машины-прототипа. При сопоставлении параметров выбранного колеса и колеса прототипа следует иметь в виду, что заводы-изготовители грузовых автомобилей иногда применяют увеличенный размер шин (если позволяют предъявляемые к автомобилю требования). «Переразмеренные» шины более долговечны, оказывают меньшее давление на почву и придают машине более высокие тяговые свойства. Применение подобных шин наиболее целесообразно на грузовых автомобилях, эксплуатирующихся на грунтовых дорогах или дорогах с плохим покрытием.
Пыльная работёнка
Шиномонтаж – сезонный бизнес. Как «клубника». В сезон здесь работает 5 человек в сутки при выісокой загрузке, 2–3 человека при низкой и 1 мастер вне сезона.
За счёт гибкого графика работники шиномонтажа совмещают работу здесь с другими работами. Смена монтировщика– в среднем 30-40% от чистой кассы. Оплата ежедневная.
Но персонала нет, жалуется хозяин, многие уехали в Европу. Так что с горем пополам, но даже меня здесь взяли бы на постоянку. И если прошлым летом зарплата в 500–600 грн в день здесь считалась нормальной, то сейчас 1000 грн – уже смешные деньги.
И я вправду подумываю о смене работы. В конце концов, на свежем воздухе. Ещё и чаевые дают, особенно ночью.
В среднем чаевых хватает на еду и сигареты бригаде.
«В прошлом году переобувалась машина. Цена переобувки – 800 грн, и 700 грн чая сверху. Было такое, что подкачка стоила 2 грн, а на чай – 198. Это единичные случаи.
Но если работник вышел, поприветствовал клиента, спросил, в чем проблема, хорошо сделал работу, то люди оставляют чай – кто 10, кто 20, кто 50 грн«, – делится Дмитрий и сразу демонстрирует, как нужно оказывать сервис.
– Драсьте, а шо мы такие красивые?
– Накачайте колёса, пожалуйста, – улыбается клиентка.
– Я не, они накачают, щас дам команду.
– Валера, оцій дєвушкі красівій накачай колеса.
Сколько стоит открыть шиномонтаж
Для этого нужно купить или арендовать место, поставить МАФ или капитальное строение, купить оборудование. Как правило, на старте покупается дешевое оборудование, но не на всем оборудовании можно сделать премиальный сегмент или очень большой радиус.
«По сути я так же начинал. Купил комплект хорошего Китая и через полтора года за счет уже заработанных средств заменил его на Италию«, – рассказывает владелец шиномонтажа Дмитрий.
Комплект Китая из двух станков стоит в районе 5–6 тыс долларов, комплект Италии – 14-15 тыс долларов.
Стартовый капитал для открытия шиномонтажа оценивают в 50 тыс долларов. Сюда входит МАФ в собственности, хороший комплект оборудования и все допы. Это без затрат на шины и т.д.
Время окупаемости – от 2 х лет. И стоит помнить о том, что шиномонтаж – это постоянная трата денег. Здесь постоянно что–то ломается и нужно вкладывать.
Например, элементарное обслуживание оборудования 4 раза в год – перед переобувкой и после (летней и зимней) – стоит от тысячи гривень за вызов мастера.
Специфика бизнеса в том, что большинство шиномонтажей открывают как 2-й, 3-й, 5-й или 10-й бизнес, как правило, им не занимаются, поэтому доходность там гораздо ниже.
«Любой бизнес будет ликвидным, если им заниматься. Я работаю без выходных, вообще. У меня их нет в природе«, – делится Дмитрий.
Он хочет сделать домашний сервис. Когда клиент вечером заказывает шины, а на следующее утро уже переобувается и при этом не тратит время на доставку и другие детали. Такой себе all–inclusive.
Сколько шиномонтаж зарабатывает в сезон
Есть технологический максимум, который способен выдержать и человек и оборудование. В среднем это 40–45 машин в сутки. Это пиковая нагрузка.
Если есть два комплекта оборудования – это 90 машин в день. Средний чек – 600 гривень.
Таким образом в сезон при 100% загрузке можно зарабатывать 54 тыс гривень в сутки. Минус 40% на материалы, электричество, аренду – доходная часть в сутки 32400 грн. Переобувка длится в среднем месяц.
«Пик был пару лет назад, когда сыпанул снег 4 ноября, никто его не ждал, и клиенты готовы были платить по 3-4 стоимости за один шиномонтаж. При стандартной цене 500 грн платили в среднем 2 тыс. Мы так взяли 2–3 машины, но потом ребята сказали: еще пара машин – будешь сам стоять делать», – делится владелец.
В целом, три фразы, которые я чаще всего слышала на шиномонтаже лучше всего описывают этот опыт: «Валера, бл*ть. Санька, балансируй. Алина, кыш». Не всё мне дали попробовать собственными руками, не всё, из того, что дали, получилось.
– Ну что, ты довольна? – спрашивает у меня владелец под конец моей «рабочей смены».
– Я б ещё что–то поделала.
– Можешь помыть окна, это тоже часть работы, поддержание чистоты.
Какой радиус колеса велосипеда лучший?
Лучший диаметр колеса велосипеда — тот, который лучше подходит под нужды велосипедиста. Для совсем маленьких велосипедистов очень критичны размер колес и рамы.
Пока малыш не очень хорошо ориентируется в пространстве, велосипед представляет повышенную опасность для его здоровья. Поэтому колеса и рама подбираются таким образом, чтобы свободно опущенная вниз нога ребенка доставала до земли. Отсюда и выбор маленьких колес. Что же касается складных велосипедов, то главное требование для них — это небольшие габариты. Диаметр 20 дюймов для этого оптимален.
С ростом ребенка увеличивается и размер байка — так появились подростковые велосипеды с колесами 24 дюйма. И уже при достижении среднего роста можно подбирать модели с большими колесами, позволяющими кататься с комфортом и набирать при необходимости высокую скорость.
Для неторопливых прогулок хорошо подойдут 26 дюймовые колеса, этот размер отлично подходит для транспортировки велосипеда. При этом он не занимает много места.
Если же важна скорость, то больше подойдет размер 27 дюймов. Такие габариты обода характерны для шоссейных велосипедов. Сориентироваться в том, какой велосипед подойдет, можно и по раме.
29-дюймовые колеса идеально подходят для людей с ростом от 180 см и выше. В американском интернете есть много видео, наглядно показывающих разницу между 26-ми и 29-ми колесами на примере преодоления ям и препятствий. 29 преодолевают препятствия лучше, а 26-е лучше подходят для городов.
Подбор и сравнение шин по данным калькулятора 2.0
В случае установки новых дисков и шин иного типоразмера на основе полученных от калькулятора данных, целесообразно дополнительно осуществить ряд замеров. Определить целесообразно расстояние по внутренней стороне между колесом и подвеской, а также от протектора до чашки амортизатора. Кроме того, потребуется замерить расстояние между протектором, крылом и рулевыми тягами.
В свою очередь при выборе новых покрышек необходимо исходить из целесообразности незначительного отклонения в геометрических размерах новых шин от использовавшихся ранее. Значительный размер размеров станет причиной нестабильности в движении авто.
Каждый автомобиль изначально создается под определенные параметры и размеры. В полной мере это касается и допустимого размера используемых дисков и резины. Соответственно выбираемые модели резины должны находиться в установленных границах. Применение шинного калькулятора позволяет максимально упростить процесс подбора в зависимости от конкретного транспортного средства.
Россиянам приходится регулярно сталкиваться с заменой резины, в первую очередь сезонной. Самым простым решением в такой ситуации является использование аналогичной по размерам резины. При сохранении размерности резины колесо также сохранит свои первоначальные размеры.
В случаях же когда выбирается резина иного размера, требуется подбор соответствующих дисков, позволяющих получить колесо с необходимыми размерами. При этом за счет изменения типовых размеров шин имеется возможность управления ездовыми характеристиками автомобиля, придавая дополнительной мягкости или жесткости. Чем выше используемый профиль, тем мягче чувствует себя автомобиль на дороге. С уменьшением профиля растет жесткость, а узкие шины дают больше сцепления с заснеженной поверхностью, поэтому смотрятся более выгодно на зимних дорогах.
При этом при подборе размерности шин и дисков требуется придерживаться допустимых размеров. Например, слишком широкие покрышки будут в движении касаться колесных арок, затирая их, и интенсивно изнашиваясь самостоятельно. Учитывать стоит и тот факт, что изменение размера колес сказывается на работе спидометра, в частности величине погрешности.
Со стороны может показаться, что многообразие доступных конфигураций значительно усложняет расчеты, но шинный калькулятор многократно упрощает процесс подбора с использованием 3D-моделирования. Правильный подбор шин, это не только необходимая безопасность, но и оптимизация дорожных возможностей автомобиля. При этом наличие метрической и дюймовой системы размеров позволяет без проблем работать и с американскими, и европейскими типоразмерами.