Что входит в диагностику ходовой части автомобиля? Полный список и советы
Что входит в диагностику ходовой части автомобиля? Полный список и советы
Вопросы о том, что входит в диагностику ходовой части автомобиля и как правильно ее произвести – с чего начинать, чем заканчивать – волнуют, наверное, практически каждого владельца машины, путешествующего по скверным российским дорогам. А то, что они по-прежнему, в большинстве своем, остаются скверными (далеко не так, как, к примеру, в Европе, где можно от скуки заснуть за рулем по причине слишком гладких дорожных покрытий) – истина неоспоримая.
По ямам и ухабам, особенно скрытым лужами после дождя, любая, даже качественная ходовка, может выйти из строя. Авто начинает неудержимо тянуть в какую-либо сторону (часто тянет вправо), что-то начинает постукивать при езде, скрипеть при поворотах. В таком случае, самое время, пока проблемы еще не вылезли наружу, сделать диагностику ходовой вашего авто, ведь от этих поскрипываний и непослушного управления может напрямую зависеть и ваша жизнь, и жизнь пассажиров и пешеходов.
- «Что делать если появился глухой стук и скрип в передней подвеске»;
- «Почему при проезде лежачего полицейского раздается раздается стук».
Неисправность подвески
Неисправная ходовая часть автомобиля может привести к самым непредсказуемым и плачевным последствиям — от заносов транспортного средства, до аварийных ситуаций. Во избежание таких эксцессов важно знать устройство подвески и уметь самостоятельно определить выход из строя этой важной связки деталей.
Если во время езды, при переключении скоростей водителем обнаружены посторонние шумы — это сигнал. Зачастую причина таких звуков кроется в неисправности ходовки.
Устройство ходовой предполагает, что подвеска становится передаточным звеном от кузова машины к дорожному покрытию. Важно, чтобы траектория колес была идентичной, при этом кузов обычно изолирован от постороннего шума.
Виды подвесок
Подвески требуются для обеспечения плавного хода автомобиля. Они представлены во множестве конфигураций со своими достоинствами.
Виды подвесок:
- двухрычажная подвеска: два рычага – нижний и верхний, качественное сцепление благодаря поперечному рычагу;
- задняя полунезависимая: выполнена из двух продольных рычагов, соединяющихся по центру поперечной перекладиной;
- подвеска МакФерсон: конфигурация на направляющих стойках («качающаяся свеча») имеет стабилизатор поперечной устойчивости вместо нижнего рычага, верхний рычаг и блок пружинного элемента;
- многорычажная: схожа с двухрычажной, а все составляющие закрепляются через сайлентблоки;
- задняя зависимая: задние колеса соединены жесткой балкой, упругий элемент – пружины в форме цилиндра;
- «Де Дион»: облегченный по максимуму задний мост, при котором картер прикреплен к кузову.
Механизмы пикапов, грузовых автомобилей, внедорожников и легковых авто могут сочетать в разнообразные виды подвесок из вышеперечисленных.
Э лементы ходовой части автомобиля:
— Управляемый мост — управляемый мост представляет собой балку, в которой на шарнирах установлены поворотные цапфы и соединительные элементы. Жесткая штампованная балка представляет собой основу управляемого моста. Соответственно передний управляемый мост это обычная поперечная балка с ведомыми управляемыми колесами, к которым не подводится крутящий момент от двигателя. Этот мост не ведущий и служит для поддерживания несущей системы автомобиля и обеспечения его поворота. Существует большой перечень различных типов управляемых мостов, которые применяются на грузовых (6х2) и легковых автомобилях (4х2).
— Упругие элементы подвески машины — у пругие элементы подвески автомобиля предназначены для смягчения толчков и ударов, а также снижения вертикальных ускорений и динамической нагрузки, которая передается на конструкцию при движении автомобиля. Упругие элементы подвески позволяют избежать прямого воздействия дорожных неровностей на профиль кузова и обеспечивают необходимую плавность хода. Пределы оптимальной плавности хода колеблются от 1-1,3 Гц.
Диагностика ходовой части автомобиля и ее ремонт
Как только возникают малейшие подозрения, что ходовая часть работает неисправно, необходимо доставить автотранспортное средство в сервис, где специалисты продиагностируют его, используя специально предназначенное для этого оборудование. Чем чаще эксплуатируется автотранспортное средство, тем более внимательно необходимо следить за его ходовой частью, диагностику которой, желательно делать через каждый 30 тысяч километров. Следует помнить, что к ремонту ходовой части нужно подходить ответственно. Конечно, можно просто заменить все детали, но в этом случае, стоимость ремонта будет достаточно высока. Оптимальным вариантом станет проведение диагностики и выявление списка непригодных элементов.
Диагностика ходовой части автомобиля включает в себя: осмотр амортизаторов, рычагов, пружин, опорных чашек; проверку рулевых наконечников, шаровых опор; состояние узлов; проверку ступичных подшипников; проверку герметичности тормозной системы и гидросистем машины; определение степени износа дисков, шлангов, тормозных колодок и барабанов. Регулярная диагностика позволяет выявить неполадки ходовой части автомобиля на ранней стадии, когда отсутствуют четко выраженные признаки сбоя в работе каких-либо элементов. После проверки всех неисправностей, мастера помогут определить проблемы, которые могут возникнуть у автомобиля в будущем и предотвратить их появление. На основе диагностики специалисты составляют перечень необходимых ремонтных работ и приступают к их выполнению.
Цены на ремонт ходовой части автомобилей
Цена ремонта ходовой части автомобиля складывается из стоимости работ, которая зависит от их сложности и марки машины, а также цены заменяемых деталей.
Разные модели автомобилей могут отличаться конструкцией подвески, поэтому какие-то из них ломаются чаще, другие — реже, различается и сложность их ремонта. Одни автомобили более устойчивы к износу на наших дорогах, а другие — менее. Окончательная цена ремонта может быть установлена только после диагностики, которая позволяет более точно диагностировать поломку и определить необходимый объем работ.
Своевременная проверка состояния ходовой и ее ремонт позволят избежать износа других систем автомобиля и более дорогостоящего ремонта. Чем раньше выявлены проблемы, тем проще и дешевле будет их решение.
Детали подвески
Только тщательный осмотр с применением фонарика поможет найти дефекты, которые могут появляться на механических деталях. Доступ к рычагам подвески будет открыт, а вот поперечная тяга обычно защищена съёмным кожухом. Этот кожух требуется демонтировать. Вообще же действия по диагностике можно объединить в группы:
- Осмотр всех жёстких (металлических) деталей подвески – рычагов, тяг и т.д. Нужно искать трещины и сколы;
- Проверка сохранности резиновых втулок (визуальный осмотр);
- Поиск неисправностей в сайлент-блоках, шаровых опорах и верхних опорах с подшипниками. Здесь используется ломик, которым жёсткий элемент отводят от кузова и покачивают;
- В завершении проверяют состояние основных элементов – пружин и амортизаторов. Отдельным вопросом надо считать проверку углов установки колёс: угла развала и схождения. Угол кастера на большинстве иномарок не регулируется, и проверять его нет смысла.
Первые три шага иллюстрируются на фото:
Когда проводят комплексную диагностику, проверяют тормозную систему и рулевое управление. К диагностике ходовой части автомобиля эти этапы не относятся, потому что входит в её состав только подвеска, колёса и мосты.
Подробнее о подвеске:
Подробнее о пружинах и амортизаторах
Допустим, в сервисном центре нет вибростенда, а есть только смотровая яма. Тогда пружины и амортизаторы проверяют так:
- Когда авто находится на ровной поверхности, об износе пружины свидетельствует проседание угла кузова;
- Каждый амортизатор проверяют, надавив на один из углов и быстро отпустив его (см. рис.). Число «качаний» не должно превосходить 1-2;
- После «качания» амортизаторы осматривают, чтобы узнать о потере герметичности. Если на поверхности выступит масло, элемент неисправен;
- Заодно при осмотре проверяют, нет ли трещин на каждой из проушин.
Вообще же о неисправности основных элементов свидетельствуют жалобы владельца – стало трудно проходить повороты, появился стук и т.д. Визуальный осмотр каждой «связки» мало что даёт.
Быстрым способом проверить амортизаторы будет и тестирование на вибростенде. Само испытание почти не сокращает ресурс узла, но владельцы старых машин предпочитают не рисковать.
Вообще на вибростенде создаются условия, похожие на те, что воздействуют на подвеску при движении. Но показания приборов не всегда будут объективными – износ кузова, то есть снижение его прочности, в программе не учитывается. Как раз поэтому старый автомобиль нет смысла загонять на вибростенд. Конечно, здесь речь не шла о рамных конструкциях.