Мозги авто — электронный блок управления
«Мозги» авто — электронный блок управления
Контроллер выполнен в виде металлического корпуса, внутри которого находится печатная плата с электронными компонентами. Жгут проводов от датчиков, исполнительных устройств и бортовой сети автомобиля подключается к блоку управления многополюсным штекерным разъемом.
- процессорная часть (микроЭВМ);
- формирователи входных и выходных сигналов;
- источник питания.
Модуль контроля двигателя
Его можно назвать одним из главных, поскольку этот электронный блок отвечает за сердце машины – ее мотор. ЭБУ получает информацию со множества датчиков, анализирует ее, основываясь на заложенных в прошивку алгоритмах, и посылает соответствующие сигналы на различные исполнительные устройства.
ЭБУ двигателя обменивается с другими элементами внутренней системы автомобиля по шине, называемойCAN (CANbus), объединяющей всю электронную начинку транспортного средства в сеть. Основные блоки, с которыми «общается» ЭБУ мотора:
- АКПП;
- антиблокировочная (ABS) система;
- стабилизирующие системы;
- тормоза;
- блок обеспечения безопасности;
- модуль курсовой устойчивости;
- круиз-контроль;
- климатическая установка.
Основные задачи ЭБУ двигателя:
- управление процессом зажигания;
- если двигатель инжекторный, то и управление системой впрыска;
- контроль за газораспределением мотора;
- слежение за датчиком дроссельной заслонки;
- поддержание целевой температуры в охлаждающей системе;
- анализ состава отработанных газов и контроль подсистемы рециркуляции таковых.
На датчики ЭБУ приходят данные с датчиков коленвала, сообщающие его частоту вращения и текущее положение. Блок считывает скорость автомобиля, параметры напряжения тока в бортовой электросети, и множество другой информации. В ЭБУ встроена система самодиагностики, которая зажигает сигнал CheckEngine на приборной панели в случае неполадок. Параллельно с этим в память ЭБУ записывается код обнаруженной ошибки, который в дальнейшем можно считать через сервисный разъем с помощью специального устройства и ПО. Это помогает определить неполадку.
На современных автомобилях часто используется диагностический универсальный разъем OBD2:
К нему подключается любое устройство, работающее по этому протоколу и умеющее «читать» данные из памяти.
Неисправности ЭБУ и их диагностика
Как вы поняли, блок управления влияет на все процессы, происходящие в двигателе и работа последнего без него невозможна. Многие автолюбители могут столкнуться с различными неисправностями блока, которые нарушают работу двигателя в целом.
Все неисправности, чаще всего, связаны с отсутствием питания в какой-либо части схемы. При этом, прекращается обмен информацией между ее частями, о чем свидетельствуют специальные показания на панели приборов (не загорается лампа «Чек»). Другие неисправности связаны со сбоями в системе, которые изменили некоторые параметры работы блока управления. Таким образом, расчета нарушаются, и двигатель работает неправильно. Об этом можно узнать с помощью специального кода ошибок.
Диагностика неисправностей выполняется при помощи специальных устройств, которые проверяют работу всей системы и дают нужную информацию об обнаруженных неисправностях. Если в работе блока обнаружена определенная неисправность, то он на экране вывода выдает соответствующий код, по которому водитель принимает решение о дальнейшем ремонте блока.
Причинами неисправностей ЭБУ могут являться только два фактора – это истекший срок службы проводника или проблемы программного обеспечения.
К сожалению, от второго фактора никто не застрахован, так как сбои в системе вполне возможное явление. Избавиться от них можно, только если установить самую надежную прошивку, которую не придется заново перепрограммировать.
Неисправности и ремонт ЭБУ
Поврежденный чип на плате ЭБУ
ЭБУ – важная и, как правило, очень надежная часть автомобиля. Но можно однозначно говорить о его неисправности:
- Если машина не запускается или плохо управляется,
- Происходят различные блокировки (дверей, сцепления и пр.),
- На дисплей постоянно выдаются ошибки,
- Происходят сбои в работе двигателя.
Самая частая причина выхода из строя ЭБУ – короткое замыкание в бортовой электросети. Также поломка может случиться из-за аварии, перегрева, попадания на плату жидкостей (воды, антифриза), в результате коррозии.
Блок управления – весьма дорогой узел автомобиля. Его стоимость для «народных» иномарок составляет 300 — 500 долл. Прежде чем покупать новый блок, покажите старый хорошему эксперту. Если микросхема «выгорела» или корродировала лишь частично, наверняка (с вероятностью 80%) можно восстановить работоспособность и проездить на ней еще какое-то время.
Снять ЭБУ достаточно просто, для этого нужно:
- Отсоедините минусовую клемму аккумулятора,
- Отсоедините два входящих шлейфа,
- Открутите болты крепления.
Если ЭБУ размещается возле печки на передней панели, предварительно понадобится ее (панель) снять.
Читайте также: Что такое ESP и как данная система работает в связке с Электронным Блоком Управления.
Расшифровка кодов ошибок на примере ВАЗ 21074
Если мозги инжектора обнаружили неисправность в работе двигателя, то об этом будет сигнализировать загоревшаяся лампочка «check engine». Понять какая именно неисправность произошла по данному оповещению невозможно. Для более точного определения поломки требуется подключить диагностический сканер к специальному разъему. При его помощи из памяти ЭБУ считывается лог ошибки, который можно расшифровать при помощи справочников по конкретному автомобилю. Так, например, для ВАЗ 21074 наиболее часто встречаемыми ошибками являются:
- Неисправность воздушного датчика;
- Неоптимальный режим сгорания бензовоздушной смеси. В результате выхлопные газы имеют повышенную токсичность. Лямбда-зонд может выдать эту ошибку, например, если в выхлопе находятся пары несгоревшего бензина;
- Требуется драйверная проверка модуля управления инжекторными двигателями;
- Проблемы с получением информации от датчика температуры;
- Состав горючей смеси не соответствует режиму работы двигателя. Причиной этого могут стать, например, загрязненные форсунки;
- Неправильное определение момента возникновения детонации в работе двигателя;
- Отсутствуют данные о положении дроссельной заслонки. Помимо повреждения самого считывающего элемента, возможен обрыв информационного шлейфа;
- Температура мотора находится выше рабочего диапазон;
- Медленный отклик сигнальной системы машины.
При выполнении считывания ошибок сканер указывает лишь на предположительное место неисправности, но не может указать причину вызвавшую поломку, поэтому после получения кода важно правильно его истолковать. При недостаточном понимании работы инжекторных двигателей и топливных систем может возникнуть ситуация, когда автовладелец, неправильно расшифровав лог ошибки, займется ремонтом исправного узла машины.
Как снять, замена и ремонт ЭБУ
Снимается этот блок просто – лично у меня на моем АВЕО нужно открутить всего 4 болта от площадки с креплением. И отсоединить пару шлейфов – по сути все – блок у вас в руках. ВАЖНО — для начала отсоединяем минусовую клемму аккумулятора.
Но на некоторых машинах нужно для начала разобрать панель приборов, обычно это около печки, либо под перчаточным ящиком. Дальше действия такие е же, никакой разницы. Блоки примерно все похожи.
Определить, что блок у вас не работает довольно просто, в 50% случаев машина попросту не будет запускаться, также могут быть блокированы все системы вплоть до открывания замков дверей. В остальных случаях могут проявляться различные «огрехи» в работе двигателя – могут сильно плавать обороты, либо будут провалы в работе (например — давите газ, а машина не едет), также агрегат полностью не запускается. Возможно, постоянно будут гореть ошибки, которые нельзя программно «скинуть». Стоит отметить, что ЭБУ достаточно прочное устройство, поэтому если специально его не спалить – то он может работать очень долго.
Как может возникнуть проблема – поломка? Банально — но это короткое замыкание, попадание воды (антифриза) на плату, перегрузка и как следствие перегрев (сгорит плата), физические удары (при аварии), коррозия.
Ремонт или замена – вопрос сложный, иногда ЭБУ выгорает полностью, что ремонтировать уже нечего! Нужно покупать новый, а стоит он, ой как недешево – средняя цена на иномарку около 15000 – 25000 рублей. Однако если ошибки вызваны поломкой лишь одной микросхемы, либо ржавчина съела дорожку или контакт, то восстановить все же нужно попробовать. Для это просто отдаем в ремонт электроники, процентов на 80, они его восстановят, причем работать после этого будет еще достаточно долго.
Ремонт ЭБУ двигателем и подбор блока для замены
Важно понимать, что ремонт электронного блока управления является сложной и ответственной процедурой, которая требует определенных навыков, оборудования, знаний и понимания принципов работы устройства.
При этом ремонтировать блоки управления рекомендуется только в тех случаях, когда заменить контроллер на исправный нет возможности. Как правило, не удается заменить ЭБУ на старых и редких автомобилях (возникают трудности с подбором как нового, так и б/у контроллера), а также тогда, когда стоимость блока очень высока.
Простыми словами, на обычном СТО блок просто меняется на новый или заведомо рабочий. В остальных случаях попытки ремонта могут не только не принести желаемого результата, но и усугубить ситуацию. По этой причине ремонтировать блок нужно только в специализированных центрах, которые сами определят, целесообразно или нет проводить ремонтные процедуры с тем или иным типом устройств.
- Теперь перейдем к подбору устройства в рамках замены. Как уже говорилось выше, сначала нужно найти возможную причину, которая и привела к выходу блока из строя. Это позволит избежать скорой замены только что установленного ЭБУ.
Итак, необходимо учитывать, что в продаже часто встречаются восстановленные блоки, причем ремонт провел сам завод-изготовитель. Такая практика является нормальной, так как экономически заводу выгоднее восстановить старый блок, чем изготавливать новый. Естественно, завод не будет ремонтировать полностью залитый водой, разбитый или сожженный ЭБУ. При этом на восстановленную деталь должна даваться гарантия, как на новое устройство.
- При выборе нужно понимать, что визуально, а также по разъемам и маркировке электронные блоки управления могут быть одинаковыми, однако ПО в таких устройствах разное. Дело в том, что для каждого типа ДВС на той или иной модели двигателя, а также в зависимости от года выпуска, программное обеспечение может сильно отличаться.
Вполне очевидно, что новый электронный блок должен быть точно таким же, как и старый. Для подбора нужно не только учитывать марку и модель автомобиля, но и объем/тип двигателя, год выпуска авто, VIN-код, а также все маркировки, которые производитель нанес на сам блок.
- После того, как нужный блок был подобран, остается только реализовать подключение устройства к соответствующим разъемам. На практике ЭБУ далеко не всегда рассоложен в удобном и легкодоступном месте, так что нужно знать, где стоит блок управления двигателем на том или ином автомобиле. Перед подключением клеммы с АКБ следует обязательно снять.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое блок увеличения мощности двигателя на примере дизельного ДВС. Из этой статьи вы узнаете о чип-боксе, как работает данное устройство и на что можно рассчитывать после его установки.
Еще нужно помнить, что многие электронные блоки управления нуждаются в дополнительной настройке. В одном случае это просто автоматическая подстройка ЭБУ под параметры и особенности работы конкретного авто (самоадаптация). Для такой подстройки на машине нужно просто поездить в разных режимах.
Результата добиваются путем изменения штатного ПО и заводских стандартных настроек, которые «зашиты» в память ЭБУ. Качественно такую процедуру могут выполнить только квалифицированные специалисты, которые имеют подходящее программное обеспечение и оборудование.
Назначение электронного блока управления ECU, принцип работы устройства. Входной и выходной сигнал ЭБУ, преобразование аналогового и цифрового сигнала.
Место расположения электронного блока управления двигателем (ЭБУ, ECU) автомобиля на разных транспортных средствах. Назначение и функции ЭБУ, особенности.
Топливные карты, чип-тюнинг и тюнинг-бокс. Влияние ЭБУ на состав рабочей смеси. Зависимость показателя AFR от различных режимов работы двигателя, детонация.
Стоит ли делать чип-тюнинг двигателя серийного автомобиля: преимущества и недостатки таких доработок. Ресурс и обслуживание двигателя после чиповки, советы.
Модуль увеличения мощности дизельного двигателя. Виды чип-боксов, особенности подключения и работы данных блоков. Преимущества и недостатки тюнинг-бокса.
Прошивка дизельного ДВС, преимущества и недостатки чип-тюнинга. Негативные последствия чип-тюнинга турбодизельного мотора.