Как почистить датчик холостого хода и когда это делать
Как почистить датчик холостого хода и когда это делать
Регулятор холостого хода, он же РХХ, он же датчик холостого хода, он же клапан холостого хода – очень скромная, по своим размерам, но, не смотря на это, очень важная составляющая часть вашего автомобиля. Из названия уже можно понять, какую функцию он выполняет – стабилизация холостых оборотов двигателя, путем изменения проходного сечения в канале, через который проходит воздух.
Несмотря на скромные размеры, РХХ выполняет в автомобиле достаточно важную роль. Фото: marketingpluspr.ru
Где расположен датчик холостого хода
Если карбюратор практически не имеет подобной детали, то на машинах с инжектором регулятор располагается около дроссельной заслонки, недалеко от датчика её положения. Чаще всего его закрепляют винтами, но иногда он может быть приклеен лаком. При замене деталь практически не нуждается в регулировке. Необходимо лишь, чтобы расстояние от иглы до посадочного фланца составляло 23 мм. Простота настройки детали считается одним из факторов, почему нынешние автолюбители выбирают инжектор, а не карбюратор.
Понимая, как устроен и где расположен датчик, нужно знать ещё признаки неисправности и методы тестирования регулятора холостого хода.
Работа и устройство датчика холостого хода
Данное устройство предназначено для регулировки количественных объемов подачи воздуха, который подается непосредственно в движок при закрытой дроссельной заслонке, т. е. для обеспечения автоматической регулировки заданных оборотов двигателя на холостом ходу.
Он также используется для прогрева двигателя автомобиля до оптимальной рабочей температуры в холодное время года (диапазон рабочих температур РХХ в среднем составляет от -40 до +130 градусов).
В то время, когда вы включаете замок зажигания в авто, шток, расположенный на датчике ХХ, выдвигается до упора, упираясь в специально-предназначенную калибровочное отверстие дроссельного патрубка – датчик считывает шаги и клапан встает в первоначальное положение.
На работающем двигателе при увеличении или уменьшении количества шагов происходит одновременное изменение объема, проходящего через отверстие воздуха.
Соответственно, в движок поступает необходимое количество воздуха, обеспечивающее нормальную и стабильную его работу на ХХ.
Регулятор холостого хода ВАЗ имеет совсем небольшие размеры (свободно умещается на ладони), состоит из трех основных элементов – шагового электродвигателя, пружины и штока, заканчивающегося иглой конусной формы, и надежно крепится к корпусу дроссельного узла двумя нарезными винтами.
Снятие/замена РХХ
Рассмотрим детальнее процесс демонтажа и замены регулятора холостого хода. Стоит сразу отметить, что на разных автомобилях процесс может отличаться в некоторых деталях, однако в целом же алгоритм будет состоять из следующих этапов:
- Все работы необходимо выполнять при выключенном двигателе. Также желательно отсоединить минусовую клемму от аккумуляторной батареи.
- Отсоединить разъем (фишку) контакта, идущего к регулятору.
- Открутить монтажные болты, с помощью которых крепится корпус регулятора. При этом следите, чтобы открученные болты не упали в двигательный отсек.
- Извлечь непосредственно регулятор из посадочного места.
Установка нового регулятора выполняется в обратной последовательности. Однако перед тем как выполнять монтаж, необходимо смазать уплотнительное кольцо фланца моторным маслом. Марка в данном случае неважна, главное, чтобы оно было неагрессивным по отношению к резине. Также проверьте расстояние от фланца до крайней точки конусной иглы. Оно должно составлять 23 мм. Такой зазор нужен для того, чтобы при монтаже РХХ его конусная игла не смогла упереться в седло на корпусе дроссельной заслонки. Значение зазора можно регулировать с помощью специального мультитестера или формирователя управляющих импульсов.
Очистка РХХ
Работа по устранению неисправностей регулятора холостого хода своими руками заключается в его банальной промывке от нагара. Для этого нужно следовать инструкции:
- отсоединить фишку проводов от датчика;
- выкрутить два крепёжных винта небольшой фигурной отвёрткой и извлечь датчик из посадочного гнезда;
- с помощью WD-40 или очистителя для карбюратора промыть конус иглы.
Этими же средствами можно протереть контакты регулятора и весь дроссельный узел.
После очистки РХХ устанавливают обратно. При этом нужно измерить расстояние от конца иглы до корпуса – оно должно быть равно примерно 2,3 см.
Замена регулятора
Вначале нужно приготовить все необходимое:
- Для замены подойдет датчик с маркировкой «Омега» 2112-114830 или «КЗТА» 2112-1148300-04.
- В процессе нам нужна отвертка и накидной ключ на 13 мм.
- Стоит подготовить несколько тряпок, а также баллончик WD-40 и очиститель для карбюратора.
Снятие несиправного устройства
- Поставить авто на ровную поверхность, установив ручной тормоз;
- Поднять и закрепить крышку капота;
- Отключить питание. Этот момент не дежурный – он обязательный!
- Снять защитный кожух мотора;
- Ослабить хомут, и снять резиновую трубку, идущую от воздушного фильтра;
- Снять крепление патрубков ВФ и гофру;
- Отвинтить крепежные болты и вытащить трос, идущий от дроссельной заслонки к педали газа.
Установка нового
- Все пространство около дроссельного узла промыть и вычистить;
- Новый регулятор установить на место в положение, аналогично положению старого устройства;
- В комплекте с датчиком идет резиновая прокладка, ее нужно смазать моторным маслом;
- Завинтить крепежные винты, убедившись в надежном креплении устройства;
- Установить ДУ обратно, плотно закрутив;
- Подсоединить клеммы к разъемам клапана;
- Закрепить трос, идущий к дроссельной заслонке, подсоединить патрубок ВФ, затянуть хомуты;
- Установить защитный кожух мотора.
После установки датчик нужно откалибровать – подключить питание и включить мотор на 10 секунд. Теперь новый РХХ ВАЗ 2114 готов к эксплуатации. Наша работа успешно завершена.
Замена РХХ на ВАЗ 2114 успешно выполнена
Бывают ситуации, когда по тем или иным причинам купить новый регулятор не представляется возможным. Тогда возникает необходимость отремонтировать старый прибор.
Замена РХХ на ВАЗ 2114
Первым делом надо попробовать отмыть «неисправный» датчик. Для этого его нужно снять, обмакнуть ватную палочку в карбюраторный очиститель и промыть контакты. После этого обильно смазать очистителем иглу, шток и пружину. Взять зубную щетку и хорошенько вычистить смазанные поверхности. Еще раз промыв РХХ, установить его на место. Бывает, что этого оказывается достаточно для того, чтобы обороты прекращали «плавать».
Более сложный способ ремонта прибора заключается в следующем:
- взять датчик и прочистить его внешнюю часть от грязи;
- вынуть три шпильки, которые фиксируют корпус регулятора;
- самым аккуратным образом снимается корпус, чтобы не повредить контакты;
- если после снятия корпуса обнаружен обрыв припоя, то необходимо припаять провод на место крепления и покрыть это место специальным лаком, это делается во избежание коррозии;
- если в корпусе РХХ обнаружены зазоры, надо с помощью герметика их устранить, чтобы избежать подсасывания воздуха через клапан.
В случае, если обнаружены износ иглы или проблемы с обмотками, то необходима замена этого датчика на новый РХХ.