Как правильно выбрать противотуманки? Критерии выбора противотуманных фар
Как правильно выбрать противотуманки? Критерии выбора противотуманных фар
Когда видимость на дороге из-за тумана (включая снегопад или дождь) снижается до 3-4 метров, работа фар становится практически бесполезной. Исследователи изобрели более совершенные устройства, излучающие узкий пучок света, который облегчает видимость при вождении за счет излучения узкого пучка света.
Название этих фар известно даже детям, «противотуманки» или ПТФ слово знакомое каждому, эффективность этих фар десятилетиями подтверждали многие поколения автомобилистов. Противотуманные фары, а именно так звучит их «официальное название» используются до сих пор и несмотря на постоянные разработки в области светотехники, альтернативы противотуманкам — нет. Ксенон и биксенон бесполезны в случае тумана, потому, что они расположены выше, а их луч толще чем у противотуманок, несмотря на, то что у последних, и конструкция проще и стоимость в несколько раз меньше. Плоский и широкий луч, находясь почти возле дорожного покрытия прямо-таки пронзает густую пелену тумана, такое излучение улучшает видимость, в результате возникновения противотуманного эффекта, который появляется на грани тени и света. Противотуманки устанавливаются отдельно в качестве опции или непосредственно на конвейере.
Противотуманные фары, как правило, излучают желтый или белый свет, но обязательно одинаковый для каждой из фар. Иногда плохой «ближний» нормально заменяют противотуманки.
Система освещения автомобиля
Система освещения состоит из наружного и внутреннего освещения и сигнальных устройств. Она выполняет следующие функции:
- Освещение проезжей части, обочины и придорожных объектов в условиях ограниченной видимости;
- Информирование других участников дорожного движения о наличии транспортного средства на дороге, его размерах, характере движения, маневрах и принадлежностях;
- Освещение салона автомобиля и других частей транспортного средства (багажного отделения, пространства под капотом и т.п.) в темное время суток.
Система освещения автомобиля включает следующие основные конструктивные элементы: фары, противотуманные фары, задние фонари, задние противотуманные фары, фонари освещения номерного знака, приборы внутреннего освещения и контрольные приборы.
Передняя фара
Освещая дорогу перед автомобилем и предоставляя информацию другим участникам движения, фара (также известная как фара головного света, или блок-фара) обеспечивает освещение дороги перед автомобилем. Каждая фара устанавливается симметрично с левой и правой стороны автомобиля. На современных автомобилях в дополнение к передним фарам может быть установлена система ночного видения.
В одном корпусе фары обычно находится пять ламп, включая ближний и дальний свет, габаритный свет, указатель поворота и дневные ходовые огни.
В присутствии других участников движения дальний свет фар освещает дорогу. Дальний свет несимметричен: при правостороннем движении освещается правая сторона дороги, а обочины освещаются лучше. Использование дальнего света возможно только при отсутствии других участников дорожного движения перед вами. Луч симметричен и имеет высокую интенсивность. Габаритный фонарь дает информацию о размерах автомобиля. В заднем фонаре также находится габаритный фонарь.
В зависимости от конфигурации автомобиля фонарь указателя поворота может быть установлен как внутри блока фары, так и снаружи. Фонарь сигнала поворота используется для информирования других участников дорожного движения о намерении совершить маневр (поворот, разворот, смена полосы движения). Наряду с задним фонарем имеется фонарь указателя поворота. Кроме того, на автомобиле имеется фонарь указателя поворота. В последнее время наблюдается тенденция к размещению повторителя сигнала поворота в наружном зеркале заднего вида. Все указатели поворота должны работать синхронно.
В качестве сигнала поворота используется мигающий желтый источник света. В секунду должно происходить 1-2 вспышки индикатора. Можно выбрать один из двух режимов работы: постоянный (до выключения) или одноразовый (три-пять вспышек при нажатии). Управление светом указателя поворота осуществляется с помощью переключателя. В переключателе предусмотрено автоматическое выключение сигнала при возвращении рулевого колеса в нейтральное положение.
Сигнал поворота работает в сочетании с рядом систем активной безопасности: Lane Departure Assist, Lane Keeping Assist. Кроме того, указатели поворота служат в качестве сигналов аварийной остановки.
В некоторых странах предусмотрено использование дневных ходовых огней, которые предназначены для повышения видимости автомобиля в дневное время. Использование дневных ходовых огней полной или пониженной интенсивности может быть автоматическим или ручным. В некоторых случаях могут использоваться фары дальнего света низкой интенсивности.
Устройство фары
Несмотря на различия в форме, дизайне, цвете и материале, можно выделить следующую общую структуру фары: корпус, источник света, рефлектор и рассеиватель.
Корпус служит платформой для размещения и крепления других компонентов фары. Обычно он изготавливается из пластика. В качестве источников света используются различные лампы: накаливания — вольфрамовые, галогенные, газоразрядные — ксеноновые. С ростом популярности светодиодных источников света производители автомобилей вкладывают в них все больше средств.
С точки зрения цены и эффективности вольфрамовые лампы являются самыми дешевыми. Это делает их идеальными для габаритных огней, сигналов поворота, стоп-сигналов, задних фонарей и приборов внутреннего освещения. Фары дальнего и ближнего света в основном освещаются галогенными лампами. В каждом типе фар может использоваться одна лампа (например, H4 с двумя нитями накаливания) или две отдельные лампы (например, H7 с одной нитью накаливания).
В нашей стране очень популярно использование ксеноновых ламп как для ближнего, так и для дальнего света. Светодиодные источники света используются в основном для сигнальных функций: габаритные огни, стоп-сигналы, поворотники, дневные ходовые огни. В редких случаях светодиоды можно увидеть в качестве источника света фар.
В конструкции фары световые лучи формируются с помощью отражателя. Параболические отражатели являются самыми простыми. В современном мире отражатели имеют более сложную форму. Отражатель изготавливается из пластика. Чтобы сделать поверхность отражающей, на нее наносится тонкий слой алюминия.
В зависимости от своей конструкции рассеиватели пропускают свет и отражают его. Еще одна функция рассеивателя — защита фары от внешних воздействий. В качестве рассеивателя используется прозрачный пластик, реже стекло.
Передняя противотуманная фара
Предназначенная для улучшения видимости в условиях плохой видимости, передняя противотуманная фара освещает проезжую часть и обочину во время дождя, тумана, пыли и снега. Противотуманная фара обычно устанавливается парами, в качестве опции, а не самостоятельно. Может быть белого или желтого цвета.
Верхняя часть противотуманной фары отсекается, поэтому формируется широкий луч. В некоторых автомобилях противотуманные фары используются вместо ближнего света или в сочетании с ним. Во время осадков такие фары уменьшают блики сзади и улучшают видимость. В некоторых странах передние противотуманные фары не требуются.
Задний фонарь
Задний фонарь предназначен для информирования участников дорожного движения, находящихся позади автомобиля. Этот фонарь объединяет в себе следующие огни: задний габаритный фонарь, стоп-сигнал, задний указатель поворота и фонарь заднего хода.
Задние фонари устанавливаются попарно симметрично. В зависимости от конструкции фонарь может быть выполнен как единый блок или пара связанных блоков, предусмотренных в крышке багажника и кузове (пятая дверь).
Задний габаритный фонарь работает в сочетании с передним габаритным фонарем. Стоп-сигнал может быть конструктивно объединен со светофором. В этом случае используются отдельные лампы накаливания (светодиоды) или лампы с двумя нитями накаливания разной интенсивности.
Стоп-сигнал включается, когда водитель задействует тормоза. Задний габаритный фонарь и стоп-сигнал имеют красный цвет, но стоп-сигнал горит ярче. На некоторых автомобилях обычно устанавливаются адаптивные стоп-сигналы, интенсивность которых меняется в зависимости от интенсивности торможения (чем сильнее вы нажимаете, тем ярче свет). Интерес представляет функция сигнала аварийной остановки (ESS), реализованная в виде вспышек стоп-сигналов при экстренном нажатии на педаль тормоза.
Задний указатель поворота синхронизирован с передним указателем поворота. Он имеет желтый цвет. Обеспечивает освещение при движении автомобиля задним ходом. Включается автоматически при включении задней передачи (режим заднего хода). Обязательное световое устройство. Установлена пара (симметрично) белых фонарей заднего хода.
Противотуманные задние фонари
Задние противотуманные фонари используются для предупреждения об опасности встречных автомобилей в условиях плохой видимости. В зависимости от конструкции они могут быть частью заднего фонаря или отдельными — располагаться под фонарем в бампере автомобиля.
Противотуманные фары устанавливаются на одной или обеих (симметрично) сторонах автомобиля. Наличие заднего противотуманного фонаря является обязательным. По яркости он более мощный, чем задний габаритный фонарь.
Управление приборами освещения
Управление различными световыми приборами осуществляется с помощью соответствующих переключателей в салоне автомобиля. На некоторых автомобилях следующие функции могут управляться автоматически: ближний свет, коррекция фар, активные фары, адаптивное освещение, управление дальним светом.
Что учитывать при установке
В передней части автомобиля должны быть две противотуманные фары, они должны быть либо белыми, либо желтыми. Комбинации не допускаются.
В идеале фонари должны располагаться не ближе 400 мм от плоскости бокового просвета, а предпочтительно не ближе 250 мм от поверхности дороги.
Важно подключить их к системе питания так, чтобы они включались вместе с габаритными фонарями.
Цены
Высокая стоимость P TF позволяет им сливаться с другой оптикой автомобиля.
В принципе, цены на передние фары зависят от:
- Тип ламп, мощность:
- Габариты;
- Марка автомобиля.
Комплект из двух световых противотуманных приборов в интернет-магазине можно заказать за 2500 – 2 900 рублей. Приборы с проводкой и кнопкой в комплекте — дороже.
Использование задних ПТФ
Согласно правилам дорожного движения (19.7), противотуманные фары, расположенные сзади автомобиля, могут включаться только при плохой видимости (туман, сильный дождь, снег), т.е. когда видимость составляет менее 300 метров.
Они ослепляют водителя автомобиля, находящегося позади вас при нормальной видимости, повышая риск аварии.
Последнее замечание о ПТФ: их нельзя подключать к задним стопсигналам.
Обозначение фар
Буква B используется для обозначения противотуманных фар. При сертификации для использования в России корпус будет иметь несмываемую маркировку E22.
Как использовать задние противотуманки
Когда задние противотуманные фары устанавливаются автопроизводителем, вопрос как включить задние противотуманные фары, и как их выключить определяет именно он – водителю остается лишь нажимать кнопочки. В случае самостоятельной установки этого оборудования, вариантов подключения имеется масса, но пользоваться ЗПТФ как заблагорассудится нельзя – этот порядок достаточно строго регламентирован, и самостоятельному изменению не подлежит.
Например, согласно закону, ЛПФ могут включаться только вместе с головными фарами или передними противотуманными фарами, и они могут быть включены только постоянно. Наружное световое оборудование должно выключаться параллельно с другим оборудованием снаружи и не должно включаться отдельно. Ни в коем случае нельзя использовать вместе задние противотуманные фары и стоп-сигналы, загорающиеся при торможении автомобиля.
При самостоятельной установке выбор типа фар остается на усмотрение владельца автомобиля. DLPF не имеет никаких ограничений и условий. Фары могут быть врезаны в бампер, на манер передних, могут использоваться и варианты установки, на специальных креплениях. Главное — соблюдать вышеперечисленные особенности установки. При использовании навесных вариантов, необходимо позаботиться о надежности крепления.
Цвет настроения — жёлтый
Два самых популярных цвета противотуманных фар — желтый и белый. Последний можно рассматривать как кивок в сторону дизайна и моды, поскольку желтые фары настолько не соответствуют современным технологиям. Тем не менее, желтые ПТФ лучше всего работают в тумане.
Как электромагнитное излучение, свет имеет определенную длину волны, которая определяет, как цвет воспринимается глазом. Чем короче длина волны, тем сильнее рассеивается свет. В условиях тумана этот фактор становится критическим: коротковолновая синяя часть спектра создает неблагоприятный блик перед водителем и, следовательно, не подходит для ПТФ. В тумане длинноволновый желтый свет почти полностью проникает в капли воды, что является гораздо лучшим компромиссом, чем белый свет.
В градусах Кельвина (К) длина волны напрямую связана с цветовой температурой. Для борьбы с туманом выбирайте лампы с теплым цветом от 2000 до 3500 К. Хотя если само стекло в противотуманных фарах желтое, достаточно установить обычную белую лампу в соответствии с заводскими спецификациями. Цитата ironqot будет заморожена на первоначальном времени и дате.
Виды противотуманок
Использование противотуманных фар разрешено правилами дорожного движения, поэтому большинство производителей устанавливают на свои автомобили собственные противотуманные фары. Тем не менее, существует множество универсальных типов, которые производятся сторонними производителями. По типам они бывают:
- Передние противотуманные фары;
- — задние противотуманные фары.
В разных конструкциях используются разные источники света. Распространенные типы противотуманных фар:
- Галоген. Относительно недорогие источники света, популярные среди автомобилистов. К недостаткам можно отнести короткий срок службы лампы. При интенсивном использовании их необходимо часто заменять;
- Ксенон. Характеристики светового спектра лучше, чем у галогенных ламп. Они служат довольно долго. Цена довольно высокая;
- Светодиодные противотуманные фары. Самая высокая ценовая категория. Лампы с отличным световым пучком. Они имеют долгий срок службы. Лампы склонны к перегреву. Требуется хорошая вентиляция.
Дополнительные светодиодные фонари
Соответствует ли установка светодиодных противотуманных фар правилам? Чтобы ответить на этот вопрос, начнем с основных приборов головного света. Можно ли заменить лампы головного света, которые рекомендует производитель, на ксенон или светодиоды? Согласно правилам, если производитель рекомендует или может установить негалогенные рассеиватели света на конвейере для конкретной модели автомобиля, то «модернизация» разрешена. Проще говоря, все, что есть в автомобиле — разрешено, все, чего нет — запрещено.
Если просто взять и заменить галогенные лампы на светодиодные противотуманные фары, то из-за конструктивных особенностей фары (линза рассеивателя правильно работает только с предназначенной для нее лампой) хороший эффект практически невозможен. Фары, конечно, излучают больше света, но они не будут правильно формировать пучок. Для достижения желаемого результата замена фар является единственным вариантом, за исключением ослепления встречных водителей.
К противотуманным фарам со светодиодами применяются все те же правила. Если противотуманные фары установлены не в соответствии с Правилами дорожного движения (статья № 12 пункт 5), это наказуемо. Транспортные средства, не оборудованные фарами надлежащего типа, являются незаконными. Повлечет за собой лишение водительских прав на срок от шести до двенадцати месяцев с конфискацией источников света.
Фотографии предоставлены интернет-агентством «ДримТрейд»