Права на фуру: категория прав для вождения фуры
Права на фуру: категория прав для вождения фуры
Огромное число автомобильных школ позволяет пройти обучение на права категории «С» для вождения фуры и других грузовых машин. Как получить права на фуру, если вы не имеете большого опыта езды на грузовике? В процессе обучения автоинструкторами уделяется особое внимание правилам и особенностям езды на транспортных средствах больших габаритов, которые кардинально различаются с легковыми авто.
Выбор скоростного режима
Основная составляющая безопасности движения на дороге – выбор скоростного режима. Поэтому фуры имеют ряд скоростных ограничений:
- Скорость движения на автомагистралях – не выше 90 км/ч.
- Скорость движения на загородных дорогах – не выше 70 км/ч.
- Скорость движения в населенных пунктах – не выше 60 км/ч.
Бывали случаи, что водители фур шли на обгон со скоростью 90 км/ч, в результате чего случалось ДТП.
Дальнобойщик – прекрасная и опасная профессия, лишенная романтизма
Вожу автомобили с 2008 года, а за рулем фуры — с 2016-го. Я водила разные грузовики: Scania, Renault, Volvo. Сегодня я управляю фурой DAF XF105. Большегруз как большегруз. Управлять ею легко, она свежая, не ломается.
Знаете, водить фуру — это тоже самое как водить легковушку, дело привычки. Просто надо приспособится к габаритам, их понимать. И тогда она становится маневренная. С парковкой и задним ходом у меня вообще проблем нет.
Но вот когда гололед – тут уже опасно. У нас нет шипованной резины, ездим на всесезонке. Из-за этого особенно сложно ехать в гору, и потом надо заранее продумывать торможение.
Вообще не чувствуется, что она тяжелая, хотя DAF, на которой я езжу, весит 20 тонн, плюс груз.
Профессионал ли я, сложно сказать. Учиться всю жизнь можно. А вот уверенность за рулем ко мне пришла через пару месяцев.
Устроиться на работу сперва было не просто. Конечно, девушка, да еще водитель фуры воспринимается как нонсенс. Я звонила по объявлениям, естественно, сразу за руль грузовика меня никто не посадил. Купила "Газель", все начиналось с нее. Потом работала на малотоннажках.
Водить фуру училась у наставника из транспортной компании, куда устроилась на работу. Он научил особенностям управления седельным тягачом с прицепом. Вот так постепенно набиралась опыта. А потом уже найти работу стало легче.
Кстати, женщин-дальнобойщиц становится все больше. В WhatsApp у нас есть чат, который объединил таких, как я со всей России. Нас там 30 человек. Эти девушки, женщины ежедневно работают, кто на "Газелях", кто на фурах. Иногда пересекаемся на трассах. Останавливаемся, коротенько общаемся и разъезжаемся. Так что женщина за рулем грузовика – это уже не редкость.
Как и чему мы учим водителей грузовых автомобилей?
Сразу отметим, что форма обучения в нашей автошколе может быть как очной, так и заочной.
Очевидно, что основа успеха любого образовательного процесса – это хорошо подобранный педагогический состав. Наши педагоги и инструктора имеют большой опыт практической деятельности. Применяя в своей работе как классические, так и современные методы обучения, вроде обучающих фильмов, компьютерного тестирования, автотренажеров, им удается достигать потрясающих результатов при сдаче экзаменов в ГИБДД.
Автошкола оборудована всем необходимым для получения качественного и эффективного образования – светлые просторные классы, в том числе компьютерные, учебные лаборатории, стенды и макеты, и даже кулер с родниковой водой и массажное кресло.
Практические занятия на категории С, СЕ проходят на учебных площадках школы и в условиях городского движения с использованием современных транспортных средств.
Грузовые автомобили имеют свою специфику управления. Их масса и большие габаритные размеры сильно влияют на тормозной путь и маневренность. В результате от водителя требуется больший контроль над траекторией маневра и за «слепыми» зонами. Наши ученики не просто получают базовые знания о правилах дорожного движения и устройстве грузовых автомобилей. В конце обучения они приобретают неоценимое умение придерживаться правильного стиля вождения и манеры разгона и торможения, использования всех функциональных возможностей современного грузового автомобиля, умение оценивать риски, обеспечивать и повышать безопасность на дороге, способствовать предотвращению ДТП и даже экономить топливо и снижать износ основных узлов и систем машины, а также оказывать первую медицинскую помощь и разбираться в основах транспортного законодательства. Наш курс ориентирован на обучение эффективному и безопасному вождению, на современные реалии и учитывает все потребности водителя грузового автомобиля сегодняшнего дня.
Многие люди не отказались бы от работы, которая позволяет путешествовать и хорошо зарабатывать. И то, и другое доступно водителям-дальнобойщикам. Однако в России дальнобойщик – профессия неоднозначная, ведь это тяжелый, а временами и опасный вид деятельности. Но мужчин, которых привлекает романтика дорог и неплохие заработки, достаточно. Тем, кто хочет освоить такую специальность, стоит узнать, что это за работа, на какую зарплату можно рассчитывать и где учиться.
Кто такой дальнобойщик: что нужно знать о профессии?
Дальнобойщиками называют водителей большегрузов, которые осуществляют перевозки на дальние расстояния. Многие из них не только трудятся в пределах своего региона, но и выезжают в ближнее и дальнее зарубежье.
Задачи и обязанности
Главная задача дальнобойщика – вовремя доставить груз в пункт назначения. Его обязанности заключаются в следующем:
- привезти груз в указанное место в целости и сохранности;
- передать получателю сопроводительную документацию (при наличии);
- ремонтировать транспортное средство по пути следования;
- вести необходимую отчетность.
Работа и зарплата
Одним из плюсов профессии считается относительная свобода действий. Водитель может работать по найму или зарегистрироваться в качестве ИП и трудиться на себя.
Работодателями становятся крупные транспортные компании, автобазы и даже коммунальные службы. Солидные организации часто не отправляют в рейс одну машину – для предотвращения опасных ситуаций в дорогу отправляется автоколонна из нескольких фур.
Водители-одиночки ищут отправителей грузов сами. Вся ответственность за своевременную доставку и сохранность товара ложится на их плечи.
Заработок дальнобойщика зависит от стажа, количества выездов, наличия связей и других факторов. В зависимости от региона один выезд может стоить от 3 000 до 10 000 руб. В месяц совершается в среднем 5-7 рейсов. Также почти все работодатели компенсируют расходы на ГСМ и топливо, питание, мобильную связь. Больше всего услуги дальнобойщиков востребованы в Москве и Московской области: здесь трудится до 40% водителей большегрузных машин.
Плюсы и минусы профессии
Человеку, который принял решение выучиться на дальнобойщика, стоит оценить плюсы и минусы профессии. В числе преимуществ стоит выделить:
- относительно высокие заработки;
- возможность открытия собственного бизнеса;
- отсутствие постоянного контроля руководства (в пути дальнобойщик сам решает, как ему действовать, им никто не командует);
- достаточно большое количество вакансий на рынке труда.
Кроме того, многих привлекает возможность увидеть новые места, познакомиться с новыми людьми. Но решение работать дальнобойщиком должно быть взвешенным, поскольку минусов тоже хватает.
- Ненормированный рабочий день. Иногда водитель, который торопится доставить груз, почти не спит.
- Состояние дорог в России известно всем, и погодные условия бывают разные.
- В пути могут возникнуть проблемы с ГИБДД и криминальным элементом.
- Работа дальнобойщика предполагает сидячий образ жизни, что плохо сказывается на состоянии позвоночника.
Питание водителей, занятых на дальних перевозках, тоже оставляет желать лучшего. Их рацион обычно не сбалансирован, в результате нарушается работа желудочно-кишечного тракта.
Как стать дальнобойщиком?
Требования к людям, желающим перевозить ценные грузы на дальние расстояния, предъявляются серьезные. Вот примерный перечень качеств, знаний и умений, которые понадобятся дальнобойщику.
Какие навыки нужны?
Почти все дальнобойщики – мужского пола, хотя среди них начали встречаться и женщины. Водитель большегруза должен быть человеком выносливым, умеющим быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях. Ему необходимо быть в хорошей физической форме, иметь крепкое здоровье. Важную роль играют такие качества, как коммуникабельность, готовность прийти на помощь, ведь иногда приходится выручать коллег, попавших в трудную ситуацию.
Дальнобойщику надо в совершенстве знать правила дорожного движения, правила перевозок грузов. Без знания устройства грузовиков и навыков производства мелкого ремонта тоже не обойтись. У него должны быть водительские права соответствующей категории и медицинская справка, которая разрешает управлять транспортом.
Конечно, нужен и опыт: новичкам отправляться в длительные рейсы не рекомендуется. Правда, многие дальнобойщики сначала работают на подмене с опытными напарниками.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
Специальное образование водителям, транспортирующим грузы на дальние расстояния, не требуется. Хотя аттестат об окончании средней школы все-таки нужен. После его получения можно поступать в автошколу.
Чтобы стать профессионалом и рассчитывать на хорошие заработки, нужно получить права категорий «В» (на управление легковым транспортом) и «С» (на управление грузовиками). По времени это займет около трех месяцев. Затем можно открыть категорию «Е», которая дает право управлять автомобилями с прицепом.
Какие экзамены нужно сдавать?
При поступлении на водительские курсы экзамены сдавать не нужно. Но обучение платное: чтобы выучиться сразу на две категории, придется отдать от 25 000 до 45 000 рублей. По окончании курсов предстоят экзамены в ГИБДД (теория и практика). При прохождении экзаменов на категорию «Е» сдается только практика.
Сколько учиться после 9 и 11 класса?
Независимо от того, сколько классов закончил будущий дальнобойщик, в автошколу принимают с 16 лет. Сдать экзамены в ГИБДД можно с 17 лет, но права выпускнику выдадут только по достижении 18 лет.
Возможно ли дистанционное обучение?
Дальнобойщик – не та профессия, которую можно получить дистанционно. Правда, некоторые заведения предлагают удаленно освоить теоретическую часть, но практика в этом деле играет огромную роль.
Где учиться на дальнобойщика?
В Москве и Санкт-Петербурге работает большое количество автошкол с квалифицированным персоналом. Вот несколько вариантов для будущего дальнобойщика.
В Москве
В Москве желающих обучиться ждут следующие заведения:
- Школа ДОСААФ «Алгоритм» — одно из старейших заведений столицы. Обучение на права категорий «ВС» длится 4 месяца. Занятия проводятся по вечерам и в выходные. Стоимость обучения со скидкой – 35 000 руб.
- Автошкола «Звездный мост» (Свиблово). Здесь разработано большое количество программ. Например, водителям, у которых уже есть стаж, предлагают выучиться на права категорий «СЕ» за месяц и 17 600 руб.
- Учебный центр «Автопилот». За подготовку водителей по категориям «СЕ» в автошколе просят 20 000 руб., обучение длится полтора месяца.
- Автошкола «КИГМ». Пройти переподготовку с категории «В» на категорию «С» обойдется в 26 000 руб. Продолжительность курса – 2,5 месяца.
- Государственная автошкола «ТК21Авто». На права «СЕ» здесь выучат за 1,5 месяца и 25 000 руб.
Некоторые крупные работодатели предоставляют бесплатное обучение с трудоустройством. Одна из таких компаний в Москве – X5 Logistics. Профиль деятельности – доставка товара для магазинов по всей России.
В Санкт-Петербурге
Жители Северной столицы могут остановиться на следующих вариантах.
- Группа автошкол «Смольный». Обучение на права «СЕ» стоит 14 900 руб. В стоимость входит 12 часов теории и 24 часа практических занятий.
- Автошкола «Волна». Обучение по категориям «СЕ» длится 1,5 месяца и стоит 15 000 руб.
- Автошкола № 4 ДОСААФ РФ. Переподготовка с категории «В» на категорию «С» обойдется в 26 000 руб., процесс занимает 1,5 месяца.
- Образовательный центр Росавтодора предлагает обучиться на категории «СЕ» за 1,5 месяца и 15 000 руб. Переподготовка с «В» на «С» будет стоить 22 000 руб. и займет 2 месяца.
- Автошкола «Перекресток». Стоимость обучения на права «СЕ» — 15 000 руб., срок учебы – от 1 до 1,5 месяцев.
Дальнобойщик – достойная и неплохо оплачиваемая работа, которая может стать делом всей жизни. Но подходит она далеко не каждому. Прежде чем принять решение о выборе этой профессии, стоит трезво оценить свои возможности.
Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:
Москва и область: +7 (499) 455-12-46
Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82
Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:
Москва и область: +7 (499) 455-12-46
Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82
Вождение грузового автомобиля с инструктором предполагает:
- обучение на грузовом автомобиле DAF XF-105 (с закрытым полуприцепом, грузоподъемность 30т.), соответствующем категории СЕ
- практика маневрирования по маршруту на отдельной закрытой территории
- количество уроков вождения индивидуально
Мы не учим “на права” – ТОЛЬКО ПРАКТИКА вождения на ГРУЗОВОМ автомобиле категории СЕ
Автомобиль
- DAF XF-105 с закрытым полуприцепом
- грузоподъемность 30т.
- механическая КПП
- Евро-3
Опыт обучаемого
Занятия проводятся на площадке для вождения, для водителей, имеющих удостоверение на категорию “С” и “СЕ”, а так же водителей, обучающихся на данную категорию.
«Мы едем, он что-то рассказывает про свою жизнь, а я думаю: „Нет, только не он, я не хочу в него влюбляться“»
Надежде 27 лет, Дмитрию 29. Она хрупкая блондинка, он — крепкий брюнет. Надя получила диплом экономиста и помогала родителям в их магазине одежды. Дима пробовал открыть свой бизнес, занял для этого немного денег, но дело не пошло. Нужно было крутиться, отдавать долг. Рискнул уехать в Питер, но через два года вернулся.
«Раз я Надю на это (работу на фуре. — Прим. TUT.BY) подписал, значит должен создать ей в дороге максимально комфортные условия, — описывает свой взгляд на ситуацию Дмитрий. — Поэтому она едет по самочувствию и регламенту. Если устает, я страхую. К счастью, правила работы позволяют мне это делать». Фото: Istagram Дмитрия Козлова
— Я вспомнил про знакомого дальнобойщика, жил он неплохо: квартира, хорошая машина. Позвонил ему, расспросил о работе на фуре, и решил ухватиться за такую возможность. Категории «С» и «Е» у меня были открыты, но, так как я ими не пользовался, совсем про них забыл. А тут жизнь прижала, — возвращается к тем событиям Дмитрий. — Нашел в Литве фирму, куда брали без стажа. Платили там раза в два меньше, но это не страшно. Через полгода, когда я освоился в профессии, я нашел место получше.
В жизни Нади в это время тоже случился необычный поворот. В 2017-м от местного фотографа она узнала про конкурс красоты «Мисс Полесье». Он посоветовал: заполни анкету. Она рискнула — и выиграла. Близкие и знакомые ее тогда без конца поздравляли, а незнакомые люди иногда на улице узнавали.
Днем 9 мая 2019 года, вспоминает Надя, у нее было очень плохое настроение. Она шла по городу — и тут навстречу ей парень. «Привет!» — говорит и начинает обнимать. Девушка растерялась: «Мы знакомы?».
— Да, конечно, — вспоминает Дмитрий, что тогда ответил, и рассказывает историю знакомства со своей стороны. — Прогуливаясь по городу, я заметил красивую девушку в красных брюках. Когда подошел поближе, вспомнил, что видел ее страничку в Instagram и даже дважды ей писал, но безответно. Я знал, ее зовут Надя, и решил, что изображу старого знакомого, и пока она переберет всех людей от садика до работы, может, завяжется разговор. В общем, пока она пыталась меня вспомнить, я попросил у нее номер и пригласил вечером пройтись. А дальше началась война: я пытался настроить мосты, но Надя меня отфутболивала.
Дима не сдавался. В stories в Instagram увидел название магазина Надиных родителей и стал каждый день туда заходить… чтобы поболтать. Время, говорит, у него было: он только вернулся из рейса, плюс увольнялся с одной фирмы и готовил документы в другую.
— Недели две или три он так ходил, каждый день, как на работу, — теперь со смехом рассказывает Надя. — Внешне он мне нравился, но, казалось, он такой несерьезный. С другой стороны, когда я понимала, насколько он настойчив, думала, может, я как-то неправильно на него смотрю. А потом был день, когда я приболела и работала в маске. Дима тогда пошутил, что, если мою маску надрезать в районе рта, то получится закидывать туда печеньки, как в копилку. Меня это так рассмешило, что я согласилась сходить с ним на свидание.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от (@nadya_dunec)
На свидание, опоздав на девять минут, Надя приехала на машине. Димина на тот момент стояла на штрафстоянке. Пара прогуливалась по главной улице Пинска и через одного встречала знакомых: то девушка своих, то парень. Разговор без конца перерывался, молодой человек понимал: свидание на грани провала, и второго шанса, скорее всего, у него не будет. В надежде спасти ситуацию Дмитрий предложил сменить геолокацию и рвануть, например, в Столин, где их никто не знает. Надежда согласилась.
— По дороге к машине стояла лавка с мороженым. Я спросила у Димы, хочет ли он мороженого, он ответил: «Давай». И вот подходит момент оплаты, и он мне: «Кто косячит (то есть, опаздывает), тот и платит», — смеется Надя. — Я открываю кошелек и понимаю: я забыла деньги, с собой у меня только пять рублей. Мороженое стоило 4.50. Выходит, на вечер у меня оставалось всего 50 копеек. И тут у меня сработало такое женское чувство: «Что значит, я плачу?», — говорю, а он смотрит на меня серьезно, и я понимаю: он не шутит. А сзади уже собирается толпа.
Надя рассчиталась. Договорились, что машину до Столина заправляет Дима. За рулем тоже он.
— Я добрый человек, но в тот вечер была очень злая. Шла и думала: «Ты столько дней за мной ходил, ни цветочка не подарил, даже за мороженое не заплатил. Как я вообще могла пойти на это свидание», — перечисляет переполнявшие ее тогда терзания Надежда. — А дальше, случилось то, что называют, искра пролетела. В дороге я случайно положила руку на подстаканник — и он свою. И меня словно током ударило. По телу пошли мурашки. Мы едем, он что-то рассказывает про свою жизнь, а я думаю: «Нет, только не он, я не хочу в него влюбляться». Наверное, моя интуиция мне тогда подсказала, что это мой человек, хоть мозг и отказывался в это верить.
— В Столине мы классно погуляли, — говорит Дмитрий. — После этого дня мы расставались только, когда я уезжал в рейсы.
В ноябре 2020-го ребята поженились.
Защитное вождение на фуре
Согласно данным немецкой статистики, по вине водителей происходит 85–90% всех аварий. Основные причины ДТП:
— 50% — неправильная оценка дорожной ситуации;
— 25% — усталость, реакция с запозданием, сон за рулем;
— 10% — состояние алкогольного опьянения;
— 5% — технические неисправности.
Примерно в 10–15 процентах ДТП виноваты пешеходы. Как видим, львиная доля всех дорожно-транспортных происшествий происходит из-за того, что водители неправильно оценивают обстановку на проезжей части. Улучшить ситуацию помогут курсы защитного вождения, на которых как опытные водители, так и новички учатся избегать потенциально опасных ситуаций и предотвращать аварии.
Тормозной путь
Езда на грузовом автомобиле со сцепкой или полуприцепом ничем не отличается от езды на обыкновенной малолитражке. Но есть и важные отличия, главное из которых — вес, достигающий 20–40 тонн при полной загрузке. Такой массивный автопоезд вряд ли сможет мгновенно остановиться в случае обнаружения помехи. Тормозной путь будет составлять сотни метров.
Если на сухом асфальте большинству водителей еще удается рассчитать протяженность и траекторию тормозного пути, то на гололеде машина может повести себя непредсказуемо. Именно поэтому важнейшим правилом для дальнобойщика является соблюдение скоростных режимов. Кроме того, разработаны специальные графики работы и сна, позволяющие садиться за руль в состоянии полной собранности и хорошей концентрации.
Маневрирование
Еще один важный момент при управлении автопоездом — постоянное смещение прицепа даже во время езды по прямолинейной траектории. При прохождении же крутых поворотов и опасных участков трассы из-за смещения полуприцепа возможно схождение с проезжей части. Это необходимо учитывать как при езде по междугородним магистралям, так и при маневрировании в городских условиях плотного потока.
На курсах защитного вождения инструкторы не только излагают теорию, но и помогают водителям на практике отработать различные приемы безопасной езды на фуре.
Что необходимо знать водителю крупногабаритного транспорта
Грузовой автомобиль имеет повышенный риск аварии. Чтобы не допустить ее, необходимо учитывать:
- Управляющий грузовиком должен поворачивать руль плавно;
- Если грузовик перевозит много товара, тормозной путь увеличивается;
- Если фура едет с тягачом, то постоянно действует инерция;
- Важно тормозить перед тем, как поворачивать и учитывать вероятность возникновения заносов прицепа, а также — учитывать габариты фуры.
Необходимо уметь исправлять небольшие неисправности и заполнять накладные, если человек хочет работать дальнобойщиком.