Полезные статьи
Правила выполнения транспортной иммобилизации.
Правила выполнения транспортной иммобилизации включают:
1. Транспортная иммобилизация должна выполняться на месте травмы в ранние сроки после ранения или повреждения. Чем раньше выполнена иммобилизация, тем меньше дополнительное травмирование области повреждения. Соответственно, меньше будет выражена общая и местная реакция организма на травму.
2. Перед наложением транспортной иммобилизации необходимо ввести пострадавшему подкожно или внутримышечно обезболивающее средство. При этом следует помнить, что действие обезболивающего препарата наступает только через 5 – 10 минут. До наступления обезболивающего эффекта наложение транспортных шин недопустимо, потому что все эти действия весьма болезненны для больного даже после обезболивания.
3. Средства транспортной иммобилизации накладывают, поверх обуви и одежды. Раздевание пострадавшего наносит дополнительную травму, а этого следует избегать.
4. Иммобилизация поврежденной конечности производится в функциональном положении.
Верхняя конечность согнута в локтевом суставе под углом – 90°, кисть расположена ладонью к животу, либо укладывается ладонью на поверхность шины (в кисть рекомендуется вложить ком серой ваты), пальцы кисти полусогнуты.
Нижняя конечность незначительно согнута в коленном суставе, голеностопный сустав согнут под углом – 90°.
5. Гибкие шины необходимо предварительно изогнуть в соответствии с контурами и положением поврежденной части тела.
6. Перед наложением средств транспортной иммобилизации следует защитить костные выступы (лодыжки, гребни подвздошных костей, крупные суставы) слоями серой ваты достаточной толщины. Давление жестких шин в области костных выступов приводит к образованию пролежней.
7. При наличии раны, на нее накладывают повязку и только после этого прибинтовывают шину. Не следует накладывать повязку и укреплять шину на поврежденной конечности одним и тем же бинтом.
8. Перед наложением транспортной иммобилизации необходимо остановить кровотечение надежно выполненной давящей повязкой, тампонадой раны или применить кровоостанавливающий жгут. При этом шины накладывают таким образом, чтобы жгут был хорошо виден и мог быть снят без смещения шины. Замок жгута должен быть расположен спереди и легко доступен.
9. Нельзя накладывать металлические шины без достаточного предварительного обертывания их ватой и бинтами.
10. Средства транспортной иммобилизации прикрепляются на поврежденных областях тела бинтованием. Бинт должен достаточно плотно охватывать конечность, не вызывая нарушения кровообращения.
11. Перед транспортировкой в холодное время, конечность с наложенной шиной необходимо обязательно утеплить, обернув теплой одеждой или одеялом. Если конечность в обуви, то следует расслабить шнуровку.
Шина транспортная для нижней конечности (Дитерихса). Обеспечивает обездвиживание всей нижней конечности с одновременным ее вытяжением. Применяется при переломах бедра, повреждениях в тазобедренном и коленном суставах. При переломах голени, костей стопы и повреждениях в голеностопном суставе шина Дитерихса не применяется.
Шина изготовлена из дерева, в сложенном виде имеет длину 115 мм, вес 1,6 кг.
Шина состоит из двух раздвижных дощатых бранш (наружной и внутренней), фанерной подошвы, палочки-закрутки и двух матерчатых ремней.
Наружная бранша – длинная, накладывается на наружную боковую поверхность ноги и туловища. Внутренняя – короткая, накладывается на внутреннюю боковую поверхность ноги. Каждая из бранш состоит из двух планок (верхней и нижней) шириной по 8 см, наложенных одна на другую. Нижняя планка каждой бранши имеет металлическую скобу, благодаря чему может скользить вдоль верхней планки, не отрываясь от нее.
На верхней планке каждой бранши имеются: поперечная перекладина – накостыльник, для упора в подмышечную область и промежность; парные прорези для проведения фиксирующих ремней или косынок, с помощью которых шина прикрепляется к туловищу и бедру; гвоздь-шпенек, который расположен у нижнего конца верхней планки. На нижней планке в середине имеется ряд отверстий. Шпенек и отверстия предназначены для удлинения или укорочения шины в зависимости от роста пострадавшего.
К нижней планке внутренней бранши прикреплена шарнирами поперечная дощечка с отверстием диаметром 2,5 см в центре.
Фанерная подошва шины на нижней поверхности имеет проволочную рамку, которая выступает по обе стороны подошвы в виде прямоугольных ушек.
Деревянная палочка-закрутка длиной 15 см., имеет посередине выточку.
Что такое шина Дитерихса
При разработке конструкции ученый взял за основу другую шину, часто использующуюся в то время, и модифицировал ее. Дитерихс предлагал использовать именно эту новую конструкцию в случае невозможности наложения гипсовой повязки.
Шина Дитерихса относится к группе транспортных, то есть она должна накладываться на месте получения травмы и способствовать бережной перевозке пострадавшего в госпиталь. Кроме фиксации поврежденной конечности она выполняет функцию вытяжения.
Она собирается из двух деревянных планок разной длины, подошвы из фанеры, металлических скобок, лямок и ремней. Обе пластины раздвижные, подходят для больных разного роста. Показания к наложению: временная иммобилизация (обездвиживание) конечности при переломах бедра, костей, составляющих коленный и тазобедренный суставы.
Конструкция довольно часто накладывалась во время Великой Отечественной войны. Она позволила спасти от тяжелых последствий и осложнений после переломов десятки тысяч пострадавших. Согласно статистическим данным, в годы войны оригинальная шина Дитерихса плюс ее усовершенствованные аналоги накладывались 70% раненых с переломами бедра и с пулевыми ранениями. По анализам историй болезни известно, что такое опасное инфекционное осложнение, как остеомиелит, гораздо реже поражало солдат, которым была наложена именно эта шина.
Строение шины
Основные детали конструкции:
- две длинные деревянные раздвижные планки с утолщениями на конце, которые служат упором в промежность (внутренняя планка) и в подмышечную впадину(наружная);
- подошва из фанеры;
- металлические скобки для закрепления нижней части планок на подошвенной детали;
- палочка-закрутка для дополнительного вытяжения конечности.
Главным преимуществом этой конструкции в сравнении с более старыми стало то, что шина дает возможность обездвижить тазобедренный сустав. Это особенно важно при сложных повреждениях верхней части бедра.
У конструкции один недостаток: нет фиксирующей пластины на задней поверхности бедра. Из-за этого бывает сдвиг и провисание костных отломков кзади.
Разновидности шин
От правильного проведения процедуры обездвиживания и подбора необходимого изделия может зависит жизнь человека. Поэтому к подбору такого изделия следует подходить с определенными знаниями.
Иммобилизации проводится при таких состояниях, как ожоги, вывихи и переломы конечностей, ранения тканей и сосудов, а также воспалительные процессы большой площади.
Выделяют следующие виды:
- Аутоиммобилизация. Для надежной фиксации используют тело человека: верхние конечности бинтуются непосредственно к самому туловищу, а нижние — к здоровой конечности.
- С применением подручных средств. Для этого применяют доски, палки, лыжи, куски картона и т. п.;
- Фиксация стандартными шинами.
Необходимо понимать, что слишком мягкие фиксирующие средства не позволят добиться оптимальной неподвижности конечностей.
В зависимости от материала выделяют следующие шины для лечения переломов:
- Металлические. Длина проволочных шин Крамера достигает 1 м, а ширина 10-15 см. В ситуации, когда необходимо сделать шину большей длины, скрепляют несколько единиц в одно целое с помощью бинта. Также выделяют сетчатые медицинские изделия, которым придают необходимую форму.
- Деревянные. При переломах бедер подбирают шины Дитерихса. Они сделаны в виде костылей. При необходимости, длину изделия можно отрегулировать. Фанерные модели называются лубками.
- Картонные. Используются крайне редко, так как не отличаются надежной жесткостью и фиксацией.
- Пластмассовые. Перед использованием пластиковые пластины замачиваются в воде, а затем накладываются на конечность. Такие шины легко резать с помощью ножниц, после высыхания они сохраняют форму, которую приняли после накладывания. . Изделие надевают как чехол. Выполнено оно из ПВХ пленки с воздухонепроницаемой оболочкой. Бывают шины для кистей и предплечья, стоп и голеней, а также коленных суставов.
Как правильно использовать?
Для предупреждения осложнений важно придерживаться рекомендаций специалистов, относительно правильного использования шин:
- накладывать изделие нужно на месте, где произошло повреждение конечностей, ведь перенос без иммобилизации может привести к неприятным последствиям;
- снимать одежду, обувь не нужно, ведь это может добавить болевых ощущений, а также усилить травмирование. Можно аккуратно разрезать одежду, остановить кровотечение, наложить повязку с антисептиком;
- важно придать конечности максимально удобное физиологическое положение;
- если перлом закрытый, то необходимо провести бинтование с небольшим вытяжением конечности;
- при укладывании пострадавшего на носилки необходимо придерживать поврежденную конечность.
Иммобилизационные шины должны иметь достаточную прочность, но, при этом, быть максимально комфортными и простыми в эксплуатации. Подгонка изделия осуществляется по здоровой конечности. Прибинтовывание проводится с помощью мягких бинтов: от периферии к центру. Важно чтобы концы пальцев или же стопы оставались открытыми. Это позволит контролировать нормальное кровообращение. Фиксация шины осуществляется с учетом двух соседних суставов выше и ниже области повреждения. Пострадавшего укрывают пледом или теплой одеждой, чтобы избежать переохлаждения.
Возможные ошибки
При использовании слишком коротких изделий для иммобилизации нельзя добиться полной неподвижности пострадавшей конечности. А жесткие стандартные шины без предварительного оборачивания поврежденной области способны существенно ухудшить ситуацию. Ошибкой является неправильное моделирование шины без учета анатомических особенностей и локализации поврежденного участка. Если в процессе оказания помощи используется жгут для остановки кровотечения, то его нельзя закрывать повязкой. Плохое утепление при транспортной иммобилизации может привести к отморожению в зимнее время года.
Выбор подходящих шин
Накладывание изделий для фиксации и неподвижности поврежденных участков тела необходимо проводить с максимальной осторожностью. Желательно учитывать рекомендации относительно подбора шины для конкретного вида перелома:
- когда повреждено бедро оптимально накладывать транспортные шины Дитерихса. Они не просто фиксируют саму ногу, но и обеспечивают ее вытяжение;
- при челюстных переломах применяют стандартные подбородочные шины;
- в случае перелома верхних конечностей лучше применить проволочные шины Крамера или же фанерные, картонные варианты;
- для стопы потребуется сетчатая конструкция, которую изгибают по контуру задней поверхности голени;
- при повреждении позвоночника оптимально взять фанерные доски, чтобы предотвратить ненужное сгибание.
Магазин медицинского оборудования «Медика» представляет широкий ассортимент качественных изделий и оборудования. Здесь вы можете купить любые виды шин по доступной цене. Заказ продукции возможен по телефонам, которые указаны на сайте, а также с помощью электронной почты. Доставка осуществляется по всей территории Украины в оговоренные сроки.
Что такое шина Дитерихса
При разработке конструкции ученый взял за основу другую шину, часто использующуюся в то время, и модифицировал ее. Дитерихс предлагал использовать именно эту новую конструкцию в случае невозможности наложения гипсовой повязки.
Шина Дитерихса относится к группе транспортных, то есть она должна накладываться на месте получения травмы и способствовать бережной перевозке пострадавшего в госпиталь. Кроме фиксации поврежденной конечности она выполняет функцию вытяжения.
Она собирается из двух деревянных планок разной длины, подошвы из фанеры, металлических скобок, лямок и ремней. Обе пластины раздвижные, подходят для больных разного роста. Показания к наложению: временная иммобилизация (обездвиживание) конечности при переломах бедра, костей, составляющих коленный и тазобедренный суставы.
Конструкция довольно часто накладывалась во время Великой Отечественной войны. Она позволила спасти от тяжелых последствий и осложнений после переломов десятки тысяч пострадавших. Согласно статистическим данным, в годы войны оригинальная шина Дитерихса плюс ее усовершенствованные аналоги накладывались 70% раненых с переломами бедра и с пулевыми ранениями. По анализам историй болезни известно, что такое опасное инфекционное осложнение, как остеомиелит, гораздо реже поражало солдат, которым была наложена именно эта шина.
Строение шины
Основные детали конструкции:
- две длинные деревянные раздвижные планки с утолщениями на конце, которые служат упором в промежность (внутренняя планка) и в подмышечную впадину(наружная),
- подошва из фанеры,
- металлические скобки для закрепления нижней части планок на подошвенной детали,
- палочка-закрутка для дополнительного вытяжения конечности.
Главным преимуществом этой конструкции в сравнении с более старыми стало то, что шина дает возможность обездвижить тазобедренный сустав. Это особенно важно при сложных повреждениях верхней части бедра.
У конструкции один недостаток: нет фиксирующей пластины на задней поверхности бедра. Из-за этого бывает сдвиг и провисание костных отломков кзади.
Интересно почитать какие суставы должна фиксировать шина при переломе бедра.
Первая помощь – залог выздоровления
Перелом бедра характеризуется следующими симптомами:
- Боль в зоне тазобедренного сустава, отдающаяся в паху.
- Меняется форма и иногда длина ноги (может укорачиваться).
- Отеки, иногда кровоподтеки в месте травмы.
- Частично или полностью обездвижена нога.
- Иногда чрезмерная подвижность в месте перелома.
Первая помощь человеку с переломом бедренной кости состоит из таких действий:
- остановки кровотечения;
- обезболивания (если необходимо);
- наложения повязки (если есть рана);
- транспортной иммобилизации.
Иммобилизация – это комплекс мероприятий, направленных на создание специальных условий для фиксации поврежденного участка. При переломах бедра иммобилизация является необходимым условием, поскольку все движения пострадавшего (возможно, неосознанные) способны усугубить ситуацию.
Под транспортной иммобилизацией подразумевают обездвиживание до момента доставки человека в медицинский пункт. Это продиктованной особенностями биологии человека.
Транспортная иммобилизация позволяет избежать многих осложнений, а именно:
- повреждения тканей частицами разрушенной кости;
- сильного кровотечения:
- травматического шока.
Транспортную иммобилизацию совершают специально изготовленными промышленными приспособлениями:
- из дерева;
- из проволоки;
- из пластмассы;
- с вакуумным принципом работы.
При отсутствии специальных приспособлений используются любые подходящие предметы (рейки, лыжи и тому подобные). Транспартировать лучше подложив под ногу мягкий валик. Пациенты с таким травмами должны подлежать госпитализации.
Это тяжелая травма, которая может привести даже к летальному исходу. Поэтому медицинская помощь должна оказываться уже на месте происшествия.
При видимом кровотечении из поврежденных крупных сосудов необходимо наложить кровоостанавливающий жгут. Жгут нельзя накладывать более чем на два часа, чтобы не произошло некроза тканей.
Во время транспортировки вводятся обезболивающие препараты, при необходимости проводится инфузионная терапия для восстановления объема потерянной крови.
Наложение шины Дитерихса производится непосредственно после осмотра, подтверждающего получение соответствующей травмы. Процедуру установки следует проводить по возможности быстро, а техника наложения шины должна быть строго отточена.
Что нужно для установки шины (инструментарий)?
Помимо шины при проведении иммобилизации конечности понадобиться 2 бинта, ножницы и дополнительные бинты и вата для повязок, которые необходимо накладывать на места, где выступают суставы. Желательна, если позволяет ситуация, последующая закрепляющая фиксация шины гипсом.
Процесс установки
Процесс наложения шины Дитерихса включает в себя много этапов, к каждому из которых нужно отнестись предельно внимательно. Правила наложения:
- Прежде всего, важно по возможности успокоить пациента, объяснить ему суть предстоящей манипуляции с его телом.
На фото видно, как накладывается шина Дитерихса при переломе нижней конечности
Техника наложения шины Дитерихса при переломе бедра на видео в конце статьи.
Особенности и противопоказания
Несмотря на универсальность и простоту в применении, шина Дитерихса имеет свои особенности и противопоказания. Важно помнить о некоторых нюансах, которые позволят обеспечить больному комфортное и безболезненное передвижение в транспорте:
- проводить все манипуляции только после использования обезболивающих препаратов;
- обернуть ватой все твердые поверхности шины;
- при наложении шины на сапог она должна охватывать его голенище полностью.
Устройство показано к применению только при повреждении крупных костей бедра или голени.
Его не накладывают при переломах лодыжки или стопы.
Шина Дитерихса, несмотря на наличие более современных приспособлений и методов, продолжает применяться уже более 60-ти лет. Она остается самым основным и универсальным способом для комфортной транспортировки пациентов с переломами нижних конечностей. При правильном ее наложении удается минимизировать риски дополнительных повреждений или смещений костных отломков в дороге и сохранить целостность здоровых тканей.