Рабочая программа факультативного курса; Азбука дорожного движения; ая программа по обж (8 класс) на тему
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Азбука дорожного движения» для 8 класса (далее Рабочая программа) построена на основании методических рекомендаций по обучению школьников Правилам дорожного движения. Матюхин В.А., Панченко О.Г., Рубин А.В. Методические рекомендации по обучению школьников Правилам дорожного движения / под общ. ред. А.В. Рубина. – Красноярск, СибЮИ МВД России, 2006.
Программа рассчитана на изучение курса в 8 классе в объёме 17 часов, из них 2 повторительно-обобщающих урока, количество учебных часов в неделю – 1. При построении данной программы реализуются три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города или посёлка: ребенок – пешеход; ребенок – пассажир городского транспорта; ребёнок – водитель детских транспортных средств. Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма.
Одним из важных условий достижения заявленной цели является не только накопление знаний, которые активно используются при реализации данного курса, но и осмысление детьми личного опыта, осознание совершенных ими действий, поступков. В результате обучения, учащиеся будут психологически и физически готовы к сложным ситуациям на дороге и улице.
Цель программы обучения:
- Сформировать у обучающихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы обучения
- Создать условия для актуализации изучения Правил дорожного движения.
- Изучить основные положения Правил дорожного движения.
- Познакомить с основами оказания первой медицинской помощи при ДТП.
- Поддерживать у родителей, обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
2. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Азбука дорожного движения» ученик должен
1. Что такое международный язык дорожных знаков.
2. О воздействии транспорта на экологию.
3. Формы регулирования движения. Дорожные знаки.
4. Типичные опасные ситуации на дорогах, их причины.
5. Технические требования, предъявляемые к велосипеду, мопеду. Дополнительные требования к движению велосипедистов.
6. Об обязанностях участников дорожного движения, их ответственности за нарушение ПДД.
Учащиеся должны уметь:
1.Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС.
2.Переключать внимание на зону повышенной опасности. Уметь предвидеть и предугадать возникновение опасности.
3. Вызывать государственные службы безопасности и спасения.
4.Ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать адекватные решения).
5. Управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения.
6. Применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи.
3. Учебно – тематический план
Наименование разделов и тем
Мы и автомобиль
Первая медицинская помощь
Тема 1. «Мы и автомобиль» (10 часов)
Россия – автомобильная держава.
История возникновения правил дорожного движения.
Формы регулирования движения.
Ответственность пешеходов за нарушение ПДД.
Экология и транспорт
Проезд перекрестков, пешеходных переходов
Проезд остановок общественного транспорта.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Мы и автомобиль»
Тема 2.Первая медицинская помощь (7 часов)
ДТП и их последствия.
Действия при возгорании
Оказание первой медицинской помощи при вывихах
Оказание первой медицинской помощи при ожогах
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Первая медицинская помощь»
- Содержание программы учебного курса
Тема 1. Мы и автомобиль (10ч.)
Автотранспортный цех России. Виды автотранспорта и перевозок. Зависимость безопасности на дорогах от количества автотранспорта. Сравнительные примеры с другими странами. Исторический очерк о возникновении правил движения в мире, России. Декрет о правилах движения, подписанный В.И. Лениным. Правила движения едины на всей территории СССР. Правила дорожного движения РФ. Международный язык знаков. Исторический очерк. Назначение дорожных знаков. Сигналы светофора и регулировщика Пешеходные светофоры. Регулировщик. Положение корпуса и жесты регулировщика, их значение. Правила перехода улиц, дорог на регулируемых перекрестках. Группы дорожных знаков, название и их назначение. Знаки предупреждающие, приоритета, запрещающие и предписывающие. Знаки информационно-указательные, сервиса и дополнительной информации (таблички). Их назначение. Изучение типичных опасных ситуаций. Выработка правильного поведения на улицах. Переключение внимания на зону повышенной опасности. Умение предвидеть и предугадать возникновение опасности. Обязанности пешеходов и велосипедистов – соблюдение правил дорожного движения. Привлечение к дисциплинарной и административной ответственности за нарушение ПДД. Воздействие транспорта на экологию (почва, растительность, здоровье человека). Охрана окружающей среды.
Тема 2.Первая медицинская помощь (7ч.)
Тяжесть травм, полученных в ДТП. Последствия – повреждения внутренних органов, переломы, черепно-мозговые травмы, инвалидность. Понятие терминов «безопасность дорожного движения» и «организация дорожного движения». Водитель как оператор системы «Водитель – автомобиль – дорога – среда». Виды переломов: открытые и закрытые. Какие признаки открытого перелома? Как оказать первую медицинскую помощь при открытом переломе? Какие признаки закрытого перелома костей конечностей? По каким признакам можно определить перелом ребер? Как оказать помощь пострадавшему с переломом костей стопы? Основные правила наложения транспортной шины при переломе костей голени. Как оказать первую помощь при переломе костей таза? Виды кровотечения: артериальное, венозное, смешанное и капиллярное. Какое кровотечение считается наиболее опасным? По каким признакам судят о наличии внутреннего кровотечения? Какие приемы первой медицинской помощи применяются при внутреннем кровоизлиянии или подозрении на него? На какой максимальный срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут?
Как уменьшить приток крови при кровотечении из раны на конечностях пострадавшего. Правильный ритм проведения реанимации, если в оказании помощи участвуют 2 человека? Как оказать помощь пострадавшему, если он в состоянии обморока? Первая медицинская помощь при вывихе конечностей. Каковы признаки вывиха в суставах? В каком положении эвакуируется пострадавший в дорожно-транспортном происшествии с вывихом костей верхней конечности? В каком положении эвакуируется пострадавший с вывихом нижней челюсти? Какой степени тяжести ожог, если на обожженной поверхности появились пузыри, наполненные прозрачной жидкостью? Как оказать помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков тела щелочными растворами? Как оказать первую помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков тела
6. Средства контроля
При осуществлении текущего контроля знаний в форме устного ответа используются следующие критерии оценки:
Оценка «5» — материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» — в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» — в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2» — основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
Каждый преподаватель, чей участник стал победителем, и те преподаватели, которые заявили к участию 3 и более учеников, получают благодарственную грамоту в печатном виде.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 71697 выдано 30.11.2017 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.
Портал Всероссийского социального проекта «Страна талантов». Учредитель: АНО ДО «Страна талантов». Главный редактор: Черняев Е.В.