Centr-dostavki.ru

Центр Доставки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация автомобилей по типу кузова

Классификация автомобилей по типу кузова

От типа кузова зависит стоимость и престиж автомобиля. А еще — комфорт и безопасность владельца.

К основным типам кузова относят седан, хэтчбек, внедорожник, универсал, купе, минивен. Также встречаются лифтбеки, лимузины, кабриолеты, родстеры.

1A8

В основе такого деления несколько характеристик:

  • соотношение объемов салона, моторного отсека и багажника
  • наличие/отсутствие крыши
  • наличие/отсутствие центральной стойки
  • количество мест в салоне
  • количество дверей

Рассмотрим особенности самых распространенных типов кузова.

Общая классификация

Еще совсем недавно на российских дорогах можно было встретить всего две лишь разновидности автомобильных кузовов – седан (модель автомобилей «Волга», «Жигули» и «Москвич» с четырьмя дверями) и его пятидверный вариант в кузове универсал. Сегодня сравнивая множество форм автомобильных кузовов можно по достоинству оценить достижения автопрома. Ведь каждая крупная фирма выпускает каждую модель, как минимум с тремя типами кузова.

Классификация кузовов зависит от нескольких критериев:

  • Предназначения (кузов для легковых, пассажирских и грузопассажирских авто).
  • Компоновки
  • Степени загруженности.
  • Конструктивных особенностей (закрытый, открытый кузов).

Создавая новую модель авто, конструкторы обязательно учитывают эти показатели.

Историческая справка

Кроссовер Toyota RAV4

С натяжкой предвестником кроссоверов можно назвать Москвич-410/411/431, выпущенный на рынок в 1957 г, укомплектованный полным приводом, увеличенным клиренсом и внедорожными покрышками. Но причислить его к классу мешает легковой кузов, который сейчас провалил бы все испытания в управляемости.

Собственно, определение «кроссовер» появилось в 1987 году, а в обиход его ввел концерн Chrysler, потому как именно в этом году он выкупил бренд «Jeep» и компанию American Motors Corporation.

С 1990-х годов термин «кроссовер» прочно вошел в обиход, но относился он в те годы исключительно к полноценным вседорожникам. Это объяснялось тем, что для производства автомобилей, предназначенных для каждодневного использования, применялась обычная, легковая платформа. Но в 2000-х годах рынок начал наполняться спортивными модификациями автомобилей, что и привело к выделению кроссоверов в отдельную нишу.

Кроссоверы отличались от классических внедорожников использованием платформы body-on-frame (полугрузовой), которая, однако, была ориентирована исключительно на легковую езду, а также интерьером, спроектированным как у универсала. Это и создало некий универсальный автомобиль, который имел преимущество и при езде в городе, да и вне асфальта обладал определенной проходимостью.

Грузопассажирские кузова

Перевозить одновременно людей и грузы — идея, которая была реализована в автомобиле практически сразу же после его изобретения. Однако грузопассажирские кузова не могут похвастаться разнообразием.

Фургон
Грузопассажирский кузов, задняя часть которого (грузовая) выполнена цельнометаллической. Обычно легковые фургоны выполняются на базе кузова типа универсал. Однако более распространены малотоннажные цельнометаллические фургоны, а также грузовые фургоны, в которых кабина и собственно фургон выполнены отдельно.

Пикап
Грузопассажирский кузов, задняя часть которого выполнена в виде открытой бортовой платформы. В отличие от обычных грузовиков, в пикапе платформа и кабина выдержаны в едином стиле, и являются как бы продолжением друг друга.

Кузова внедорожников: от кабриолета до минивэна

Первые внедорожники, будучи армейским транспортом, имели порой лишь жалкое подобие кузова. Но со временем это семейство автомобилей стало рекордсменом по количеству входящих в него типов. Многоцелевая суть полноприводных автомобилей, чья «порода» эволюционировала в течение полувека, породила в конце концов невиданное разнообразие кузовов, используемых на внедорожниках всех мастей. Практически все их можно считать оправданными и вполне удачными, и только внешние, отнюдь не технические причины отправили многие из «внедорожных» кузовов в преждевременную отставку. Одному из них – пикапу – мы даже посвятили отдельный материал, а теперь пришло время рассказать и об остальных.

Читайте так же:
Как определить неисправность замка зажигания?

Между тем, при всей широте «применяемости» внедорожников разные их типы объединяют некоторые общие черты, которые в той или иной мере присутствуют в каждом из «внедорожных» кузовов:

увеличенный клиренс;
колеса большого диаметра;
– высокая посадка водителя и пассажиров;
– комплектация относительно мощным двигателем и дорогими версиями трансмиссии.

В разные периоды переменчивая мода диктовала популярность разных типов кузовов для внедорожников. Да и сами внедорожники были разными: сначала превалировали грубые утилитарные вездеходы, затем массовый спрос в сегменте постепенно сместился в сторону комфортабельных универсальных машин, максимум способных лишь на то, чтобы выбраться с заснеженной парковки на расчищенный коммунальщиками асфальт.

На фото: Daimler Dernburg-Wagen; Kurogane Type 95; Horch 901

В нашем материале мы под внедорожниками будем понимать автомобиль, спроектированный и построенный как транспорт повышенной проходимости. Причем под повышенной проходимостью подразумевается как возможность вскарабкаться на высокий бордюр, так и «умение» форсировать залитые грязью колеи и выбираться из глубоких сугробов. Показательно, что тип кузова внедорожника на уровень проходимости влияния практически не оказывает – за редким исключением.

Кабриолет

Корытообразные корпуса первых товарных, неэкспериментальных внедорожников-полноприводников (Dernburg-Wagen, Kurogane, Marmon-Herrington, Horch, ГАЗ, Willys) проще всего отнести к кабриолетам и фаэтонам (см. словарь в конце статьи), хотя кабины многих из них не имели даже брезентовых боковин. Такой подобный лодке металлический кузов без боковин, дверей и окон в некоторых случаях называют ранэбаут (runabout), и главная его суть – в дешевизне и утилитарности. Более-менее надолго он задержался только у военных, которые ценили возможность быстро покинуть машину или сесть в нее, а также вести огонь на ходу. «На гражданке» же потребитель очень скоро потребовал хотя бы брезентовую (а лучше металлическую) защиту с боков.

collage1.jpg

На фото: Ford Marmon-Herrington LD2-4; Willys Jeep Truck

В первую очередь это были фаэтоны и кабриолеты со съемным брезентовым верхом. Интересно, что наш ГАЗ-69 (1952 г.) получил сразу два варианта мягкой крыши: один для двухдверного ГАЗ-69, второй – для четырехдверного ГАЗ-69А. У первого демонтаж тента и его каркаса требовал применения инструмента и до получаса времени, у второго крыша легко откидывалась вместе с каркасом за пару минут.

collage2.jpg

На фото: ГАЗ-69 и ГАЗ-69А

Внедорожники c мягким верхом довольно долго (как минимум до 1998 г.) выпускали на Suzuki, чей малыш Samurai производился и продавался по всему миру под доброй дюжиной имен. Правда, четко классифицировать эту модель сложно – у нее были цельные металлические двери со стеклом и жесткими дверными проемами, соединенными узкой жесткой перемычкой над передними сиденьями. Похоже выглядели и наши открытые Нивы, в многочисленных вариантах доработанные импортерами Германии, Франции, Бельгии и Канады.

Читайте так же:
Как подключить ELM327 bluetooth к Android?

На фото: внедорожник-кабриолет Suzuki Samurai SWB

В настоящее время такие внедорожники практически ушли со сцены, даже наш «брезентовый» ветеран УАЗ Hunter наконец сменил ткань на пластик, да и вообще со дня на день собирается в отставку. Американский Jeep Wrangler также тиражируется сегодня с составной пластиковой крышей, хотя в одной из версий дополнительно комплектуется складным мягким тентом на молниях и липучках.

jeep_wrangler_freedom_au-spec_7.jpeg

На фото: Jeep Wrangler «Freedom»

До недавнего времени за всех отдувался Nissan Murano CrossCabriolet, который все же нас покинул. А ведь это был именно настоящий кабриолет – никаких подделок!

На фото: Nissan Murano CrossCabriolet

Ландо и прочие

Так получилось, что класс внедорожников в определенный период тяготел к различного рода полуоткрытой экзотике. Один из самых распространенных тут, пожалуй, кузов ландо – хотя в жизни модели внедорожников с таким кузовом так называли редко. Задняя часть надстройки была складной и у Toyota RAV4 первого поколения (1998 г.), и у первого Land Rover Freelander (1997 г.), причем у «британца» крыша могла быть как складной тканевой (складывалась не вниз, а вверх!), так и съемной пластиковой. А вот у Opel Frontera Sport (1991 г.) задок надстройки мог быть только пластиковым – как и у одной из редких версий Suzuki Jimny (2006 г.).

На фото: Toyota RAV4; Land Rover Freelander; Opel Frontera Sport; Suzuki Jimny

Отметилась в данном сегменте и наша Нива – ландо на ее базе строили как специализированные европейские компании (по заказу дилеров), так и тольяттинское придворное ателье «Бронто».

collage3.jpg

На фото: Бронто ВАЗ 212183 «Ландоле»

Универсал

Уж если машина универсальна по условиям применения, то «носить» универсальный кузов ей сам Бог велел. Большинство нынешних внедорожников строятся в пятидверных кузовах типа универсал. Понятно, что от кузова универсал, построенного на базе обычного дорожного автомобиля, их отличает высокий потолок (что естественно при более высоких сиденьях и более вертикальной посадке пассажиров). Утилитарные версии мощных «проходимцев» иногда оснащают, с позволения сказать, шестидверными кузовами. Точнее, пятая, грузовая дверь задка у них выполнена распашной, двухстворчатой – например, как у Toyota Land Cruiser 105.

У крупных внедорожников-«универсалов» в багажнике может быть размещен третий ряд сидений (стационарный, откидной или съемный). И не всегда багажник джипа или кроссовера будет таким большим, как это может показаться сначала, ведь во многих случаях у него будет высокий пол – из-за спрятанных под ним огромной запаски, большого глушителя и агрегатов сложной ходовой и трансмиссии.

Читайте так же:
Что лучше зимняя резина с шипами или без?

autowp.ru_toyota_land_cruiser_100_gx-r_uae-spec_2.jpg

На фото: Toyota Land Cruiser

Некоторые внедорожники выпускались (и выпускаются) как в пятидверном, так и в трехдверном варианте кузова универсал. Трехдверки строят на укороченной базе – как, например, Mitsubishi Pajero, Toyota Land Cruiser Prado, Suzuki Grand Vitara, Jeep Wrangler. Редкое исключение – Nissan Terrano I, который и для 3-, и для 5-дверного исполнения имел одну и ту же раму (от пикапа Nissan Pick Up/Navara).

На фото: Mitsubishi Pajero;Toyota Land Cruiser Prado; Suzuki Grand Vitara; Jeep Wrangler; Nissan Terrano I

Еще один необычный случай – УАЗ Patriot Sport. При том что данная версия, как и базовый Patriot, имеет пятидверный кузов, она короче из-за меньшей на 360 мм колесной базы. «Сокращен» Sport за счет более узкого проема задних дверей. Известен и противоположный случай: Toyota RAV4 третьего поколения, которая выпускалась для американского рынка в удлиненной версии 5-дверного кузова (прирост длины был реализован за счет заднего свеса).

collage4.jpg

На фото: УАЗ Patriot и УАЗ Patriot Sport

Настоящий кузов купе у внедорожника был только раз – у малыша Suzuki X90 (1995 г.). Да и то если съемные панели крыши не покажутся кому-то основанием считать его таргой. А в остальном все признаки купе налицо: две двери, два места, отдельный багажник и явная претензия на спортивность. Покупатели трех континентов (плюс сама Япония) восприняли этот полноприводный субкомпакт настолько сдержанно, что его выпуск продолжался менее двух лет.

suzuki_x-90_122365.jpg

На фото: Suzuki X90

Но идея внедорожника-купе не умерла и оказалась востребованной в 2007 году, когда появился купеобразный полноприводник BMW X6 . На самом деле это был 5-дверный и 4-5-местный автомобиль, но производитель позиционировал его как спорткупе для активного отдыха. Чуть раньше появился аналогичный SsangYong Actyon (2005 г.), сегодня вдобавок выпускается Mercedes GLE Coupe (2014 г.). Что у этих массивных внедорожников действительно присутствует от кузова купе – так это ограниченное место на задних сиденьях и уменьшенный объем багажника.

На фото: BMW X6; SsangYong Actyon; Mercedes GLE Coupe

Минивэн

Вагонная компоновка для полноценного внедорожника не менее логична, чем кузов универсал, ведь в этом классе в цене каждый кубический сантиметр полезного объема. Однако таких машин на удивление немного – и это, кстати, еще раз подтверждает теорию о том, что большинство потребителей покупает внедорожник не для того, чтобы покорять на нем бездорожье, а чтобы пускать ближнему пыль в глаза.

В достойном ряду бусов-«проходимцев» – наш УАЗ-«буханка», ведущий свою родословную от модели 450 (1958 г.), такой же «вечный» Steyr Puch Pinzgauer (1971 г.) и Volvo L3314N (1962 г.).

На фото: УАЗ 450; Steyr Puch Pinzgauer; Volvo C303 Laplander

Но можно было в этом сегменте встретить и кое-что более комфортабельное. Например, российскую Лада Надежда (1998 г.), построенную на агрегатах Нивы, или Mitsubishi Space Gear (1994 г.), спроектированный на шасси Mitsubishi Pajero. В отличие от вышеупомянутых суровых «коллег», эти модели совмещали комфорт обычного минивэна с проходимостью настоящего внедорожника.

Читайте так же:
Что такое рулевой механизм?

На фото: ВАЗ-2120 Надежда и Mitsubishi Space Gear

Семейство полноприводных минивэнов повышенной проходимости в последние годы не сокращается, но и не расширяется, поскольку число их настоящих пользователей остается неизменным: военные, различного рода исследователи, а также жители отдаленных регионов, где прокладывать полноценные дороги смысла нет.

А что касается внедорожников всех мастей – и в первую очередь паркетных кроссоверов – то их популярность еще на подъеме. Так что не исключено, что в скором времени мы увидим эти автомобили в каких-то новых, еще не известных ранее кузовах.

Словарь: родня и термины

Универсал – двухобъемный кузов, представляющий собой, как правило, базовый седан с продолженной до заднего бампера надстройкой и вертикальной дверью багажного отсека в торцевой части кормы.

Ранэбаут (от англ. «runabout» – «моторная лодка») – тип открытого кузова без остекления боковин и с вырезами в бортах вместо дверей.

Купе – двухдверный кузов с низким силуэтом, с жестко отделенным от салона багажным отсеком, с двумя взрослыми местами или с двумя взрослыми и двумя дополнительными детскими сиденьями (пассажирская формула 2+2).

Кабриолет – кузов со складывающимся верхом, опускающимися в двери и борта стеклами и двумя рядами сидений.

Фаэтон – то же, что и кабриолет, но с пристегивающимися мягкими остекленными боковинами салона.

Тарга – разновидность двухместного кабриолета с жесткой задней частью крыши и съемной или сдвижной центральной частью крыши.

Ландо (от фр. «Landau» – название города, славящегося каретных дел мастерами) – тип кузова с открывающейся тем или иным способом частью крыши над задними сиденьями.

Пикап (от англ. «pick up» – «подобрать, забрать, взять») – тип кузова, малотоннажный грузовой автомобиль с открытой грузовой платформой, обычно на шасси легкового автомобиля или внедорожника.

Основные виды кузовов

Тип кузовной конструкции легко определяется по внешнему виду автомобиля. Для каждого класса характерны отличительные черты, которые легко обнаружить даже при наличии небольшого опыта. Кроме того, свою роль в классификации играет и способ реализации багажного отделения, которое может быть объединено с пассажирским салоном или отделено от него.

Наибольшим спросом пользуются легковые автомобили со следующими типами кузова.

Седан — самый распространенный вариант

Машины с таким трехобъемным кузовом встречаются на наших дорогах чаще всего. Хотя стоит отметить, что сейчас их серьезно потеснили кроссоверы и хэтчбеки. К отличительным особенностям седана относят:

  • Отделенные от салона моторный отсек и багажник.
  • Классическая четырехдверная компоновка, иногда имеет 5 дверей с учетом багажника.
  • Наличие двух рядов полноразмерных сидений, обеспечивающих комфортное размещение взрослых пассажиров.

Авто с кузовом такого типа способно обеспечить все потребности городского жителя, именно по этой причине многие автовладельцы отдают предпочтение такой классической компоновке.

Читайте так же:
Как Неопознанную сеть сделать домашней Windows 7?

Универсал — семейный автомобиль с большими возможностями

Это двухобъемный кузов, у которого багажник конструкционно объединен с салоном. Отличительная черта такого класса машин — наличие наклонной задней двери, закрывающей багажник и увеличенной до заднего габарита.

Хэтчбек — укороченный вариант универсала

Машины этого класса отличаются только длиной свеса от задних колес. У хэтчбеков этот показатель меньше, что привело к уменьшению полезного объема багажника в большинстве случаев. Но уменьшение габаритов позволило обеспечить хорошую маневренность, что особенно важно при движении в плотном городском потоке.

Лифтбек — комбинация универсала и седана

Этот вариант сочетает черты обоих типов кузова. От универсала он отличается несколько выступающей частью багажника, что делает его похожим на седан. Но в глаза бросается то, что крышка объединена с задним стеклом, и открывается вместе с ним, кроме того, этот кузов также двухобъемный.

Купе — машина для ценителей личного пространства

Закрытый кузов, который сразу легко определить по наличию всего двух дверей. По сути, это обыкновенный седан, но укомплектованный только одним рядом сидений, в крайнем случае задние имеют уменьшенные размеры. По этой причине семье такая машина не подойдет, а вот молодым людям купе придется по вкусу.

Лимузин — показная роскошь

Машины представительского класса, могут иметь форму седанов, внедорожников, но отличаются нестандартной увеличенной базой. Еще одна отличительная черта — водительская часть салона отделена от остальной сдвигающейся перегородкой, чтобы не доставлять неудобств пассажирам.

Кабриолет всегда притягивает взгляды

Одна из немногих модификаций машин с открытым кузовом. Комплектуется мягкой или жесткой складывающейся крышей, которая в сложенном состоянии размещается в багажники или между ним и салоном.

Внедорожник — повышенная прочность и надежность

Для машин этого класса характерны:

  • Рамный кузов, выдерживающий серьезные нагрузки.
  • Увеличенный клиренс, упрощающий поездки в плохих дорожных условиях.
  • Полный привод.

Такие автомобили пользуются спросом и у городских жителей, что в первую очередь связано с представительным внешним видом.

Есть и некоторые другие варианты кузовов легковых автомобилей, но такого широкого применения они не получили. Но даже представленных решений вполне хватит, чтобы задуматься при выборе.

Что же выбрать: кроссовер или внедорожник?

Ответ на этот вопрос достаточно прост и зависит от того, насколько часто вам придется покидать нормальную дорогу. Если вы живете за пределами города или же несколько раз в месяц приходится покорять бездорожные просторы, тогда выбор нужно остановить на внедорожниках. При этом стоит помнить про расход топлива — он у джипов больше.

Для городских условий, особенно в мегаполисах, идеальным вариантом будут кроссоверы. Причиной тому — меньший расход топлива, достаточно высокий просвет, чтобы преодолевать ямы на дорогах, а также более высокий уровень комфортности. И совершать редкие поездки за город на природу на таких автомобилях приятно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector