Износ шин: способы проверки, виды износа резины
Износ шин: способы проверки, виды износа резины
Колеса обеспечивают надёжное сцепление автомобиля с дорогой. Поэтому если шины находятся в ненадлежащем состоянии — это может вызвать серьёзные трудности на дороге. Проще говоря, машина становится трудноуправляемой, особенно когда дело касается поворотов.
Больше всего опасности чрезмерный износ шин представляет зимой. Именно в этот период нужно особое внимание уделять обувке автомобиля. Стоит забыть осуществить замену, как шоссе может превратиться в настоящий каток.
Износ шин может носить разный характер. К тому же существует множество методик определения, когда нужно проводить замену. Большинство экспертов сходятся во мнении, что не нужно тянуть до последнего. Лучше всего поменять покрышки немного раньше.
Как определить износ шин по внешнему виду
Определяется износ покрышек различными методами. Специалист обращает внимание на изменение цвета, высоту, глубину протектора и применяет эффективные ручные способы диагностики.
Измерение глубины профиля
Зная исходную и наименьшую величину протектора для конкретного автомобиля, удастся оценить состояние изделия по остатку резины. Никогда нельзя эксплуатировать покрышку до полного её разрушения. С этой целью производители предусмотрели тестовый инструмент с тонким стержнем, который вставляется в ламель с целью измерения глубины.
Измеритель глубины протектора
Допустимый износ шин авто различной категории, согласно техническому регламенту, приведён ниже:
- М1 или легковые автомобили — составляет 1,6 мм;
- М3 или автобусы, большие фургоны — до 2 мм.
Сейчас выпускаются специальные зимние покрышки для обледенелых и заснеженных дорог. Узнать их можно по логотипу горного кряжа или снежинки. Маркировка такой резины обозначена знаками M+S, M& S, MS. Во время эксплуатации по указанным покрытиям остаток протектора составляет до 4 мм.
Индикаторы износа шин
Индикатор износа шины давно применяется крупными производителями. На протектор (выступающие его линии) в нескольких местах наносят канавки разной глубины. Стачивание автомобильной резины до какой‐либо ямки определяет состояние покрышки. Чтобы легче было найти метки износа на шинах, сбоку наносят значок треугольника или надпись TWI. Напротив этих обозначений и нужно искать.
Совсем недавно появились модели шин, поверхность которых меняет цвет по мере истирания (краснеет или синеет). Это ещё более удобно, но устанавливаются такие индикаторы пока только на премиальные машины.
Цифровые индексы
Цифры на протекторе шины — это распространённый способ определения эрозии, используемый уже несколько лет. Их просто выжигаются на разную глубину, например от 2 до 8. Истирание поверхности до двойки будет означать максимальный износ — дальше уже некуда и покрышку надо менять. Понятно, что если восьмёрка в целости, то резина только купленная, новая.
Индикатор износа шин
Ручные способы
Известно также несколько ручных способов определения степени истирания:
- обычным штангенциркулем с выступающим стержнем — измеряется глубина канавок, показывающее остаточное значение в мм, только мерить надо от самого основания протектора и стараться не упирать инструмент в предусмотренный индикатор;
- специальным измерителем — стоит всего 50 рублей, его можно заказать в интернет‐магазине с доставкой, оснащён прибор шкалой и глубиномером.
Ну и конечно, медяком. Отлично подходит для этих целей 2‐рублёвая российская монета. Чем на большую глубину она зайдёт, тем новее покрышка. А если в резине скрылся только край венка, шину надо заменить как можно скорее.
Величина износа шин
Самым популярным критерием определения привлекательного товарного вида шин Сontinental является высота протектора, которая может быть разной для шин летнего и зимнего назначения. Так, летняя «резина» имеет высоту протектора до 8 мм, а зимняя – до 11 мм, и, несмотря на это, зимние шины, как говорят отзывы потребителей, изнашиваются намного быстрее. В вопросах безопасности на дороге, для зимней «резины» максимальным критичным показателем является наличие поперечных ламелей в шашках протектора Сontinental.
Основные типы индикаторов
Самый простой — определитель объемного типа, который функционирует просто и понятно. В процессе стирания протектора он начинает сравниваться с высотой, на которой располагается маячок. Это означает, что покрышка должна подлежать замене. Сегодня производители оснащают резину не только основным, но и промежуточными индикаторами, чтобы водитель мог заблаговременно отслеживать стирание рисунка и подготовиться к замене.
Несколько по иному выглядит цифровой индикатор на шинах. Представляет собой цифры, выдавленные в покрышке на определенной глубине. Самая маленькая цифра (обычно 2) находится на наибольшей глубине и наоборот. В процессе эксплуатации протектор будет изнашиваться, а сами цифры, соответственно, исчезать. Как только пропадет последняя, значит, резина достигла критической степени износа. Именно цифровые маячки получили наибольшее распространение по той причине, что их не требуется расшифровывать, а понять их значение может даже ребенок.
Неравномерный износ шин
Измерение высоты протектора: Для этого подойдет штангенциркуль или другой измерительный прибор с глубиномером. Измерения нужно делать не менее чем в 6 точках, чем больше, тем точнее. Точки должны располагаться как по центру, так и по краям протектора на разных участках периметра. Все измерения, сделанные в центре на разных участках периметра, также как по краям должны показать одинаковые результаты, иначе износ считается неравномерным. Виды неравномерного износа отличаются причинами, вызывающими его.
Виды неравномерного износа и чем он вызван:
- Износ по центру больше чем по краям. Так бывает при длительной эксплуатации шины с повышенным давлением.
- Износ краев больше чем центра. Такая неравномерность происходит от недостаточного давления, и если вы систематически превышаете вес загрузки авто. Контролировать давление в шинах необходимо как минимум ежемесячно, так как падение давления с 2 до 1,5 кг/см 2 практически незаметно на глаз, но достаточно для значительного повышения износа протектора.
- Повышенный износ одного края протектора. Диагноз ─ неверно отрегулированный развал или схождение колес. Если схождение не выставлено нормы износа неизбежно будут превышены. Простейший способ проверить схождение колес, не требующий оборудования, кроме смотровой ямы, толстой суровой нитки и двух спичечных коробков.
Нитка натягивается так, чтобы она прижималась к колесам сбоку. Между ней и задним колесом с каждой стороны подкладывается по коробку. Если схождение близко к норме передние колеса будут касаться нитки обоими бортами. Делать это нужно одновременно на обеих сторонах машины предварительно, поставив руль в среднее положение. Выставленное таким способом схождение позволит вам пользоваться автомобилем до тех пор, пока вы не выберете время для визита в автосервис, не убив при этом передние покрышки.
- Износ пятнами ─ это эксплуатация несбалансированного колеса, или экстремальное вождение автомобиля с частыми и резкими торможениями, чередующимися с разгонами. Колесо с такой шиной, как правило, имеет статический дисбаланс, который не удается скомпенсировать динамической балансировкой.
Вторая жизнь покрышек
Восстановление покрышек, изношенных выше нормы, заключается в наваривании нового протектора. Восстановление шин автомобиля с дефектами корда, вроде варки боковых порезов, ни к чему хорошему не приводит, так как у них нарушена прочность каркаса из корда, и потому их дальнейшее разрушение неизбежно. Восстановление изношенной выше нормы шины начинается с удаления протектора. Он срезается на специальном станке, после чего место среза зачищается, обезжиривается, мажется сырой резиной и на него наваривается новый протектор. Виды износа делятся на допускающие и не допускающие восстановление. Восстановление допускает только износ протектора. Если восстановление изношенной покрышки автомобиля невозможно, ей предстоит утилизация или переработка.
Утилизация шин автомобиля: переработка и утилизация изношенных шин требует значительных финансовых вложений и в нашей стране не является привлекательным бизнесом. Поэтому у нас сдать изношенные покрышки довольно проблематично. Только в столице и области вес изношенных в течение года покрышек достигает 70 тыс. тонн. Сдать из них на переработку удается лишь 30% остальные 70% на утилизацию и то сдать проблемно. Перерабатываются изношенные шины в резиновую крошку. Переработка обычно происходит путем измельчения изношенных шин и разделения, измельченного на фракции: металл, измельченный текстиль и резиновую крошку. Начинается переработка изношенных покрышек с удаления из их бортов проволочных колец. Далее покрышка подается на измельчение, после чего смесь делится на металл, текстиль и резину, причем вес последней составляет большинство. Стоит резиновая крошка около 20 р. за килограмм. Используется она как добавка в асфальт, значительно улучшающая его свойства, к тому же уменьшающая его вес. Из нее делают тротуарную плитку и различные покрытия с прекрасными эксплуатационными качествами, имеющими небольшой вес.
Как проверить износ шин монетой
Способ достаточно «древний», но когда под рукой есть монета, почему бы не сделать ее полезным инструментом. Нужна обычная монета, желательно 5 копеек.
У новой резины глубина протектора около 8 миллиметров. Соответственно, ставим монету и смотрим насколько провалилась монета.
Если шина в откровенно плохом состоянии, монета не провалится, а будет «торчать». Ей некуда уходить вглубь. Чем больше торчит монета, тем масштабнее износ резины.
«Подручный» способ с помощью монеты
Водители всех стран отличаются своим чувством юмора, поэтому ими был придуман легкий и позитивный метод для определения степени изношенности протектора. Он основан на измерении его высоты с помощью однодолларовой монеты. Делается это так: монета, с изображением президента просовывается в протектор так, чтобы его голова была направлена вниз. Обратите внимание на волосы Вашингтона. Если они видны, значит, резину можно менять.
Если нет металлического доллара, может быть, найдется цент? Если так, то в помощь вам придет Линкольн. При той же схеме, что и с Вашингтоном: доступная для созерцания макушка Линкольна говорит о желательной смене покрышек.Если же бог жалует лишь рубли да копейки – не отчаивайтесь. Помощь вам окажет гордый орел с двухрублевой монеты. Отправьте монету, головой орла вниз, в протектор. Голова над протектором – меняйте резину, голова в протекторе – шина еще поработает.Как ни странно, этот способ достаточно распространен. Наверно из-за того, что мелочь найдется у любого автолюбителя.