Как определить неисправность рулевой рейки своими силами
Как определить неисправность рулевой рейки своими силами
Приветствую вас друзья на сайте ремонт авто своими руками. Задача рулевой рейки – надежное соединение руля и колес в одну систему, а также четкая реакции на команды водителя.
Неисправности рулевой рейки
От работы этого узла зависит безопасность движения и управляемость автомобиля. Вот почему неисправности рулевой рейки важно устранять как можно быстрее.
Кратко об устройстве механизма
Элемент представляет собой цилиндрический корпус, куда помещены следующие детали:
- сама зубчатая рейка, движущаяся внутри втулок;
- ведущий вал с косозубой шестеренкой, вращающийся на 2 подшипниках (соединяется с рулевой колонкой);
- 2 тяги, подключенные к концам реечного механизма и поворотным кулакам ступиц;
- система упоров и пружин, ограничивающих ход рейки и выбирающих люфты шестеренчатой передачи;
- резиновые чехлы (пыльники) в виде круглых «гармошек», защищающие картер механизма от попадания грязи;
- корпус элемента наполнен жидкой смазкой.
Таково устройство обычной механической и так называемой электрической рейки, действующей в паре с электроусилителем руля (ЭУР). Если автомобиль оснащен гидравлическим усилителем (ГУР), то конструкция механизма дополнена цилиндрами и поршнями, помогающими двигать зубчатую планку в ту или иную сторону.
Элемент работает по простому принципу: при вращении руля ведущий вал посредством шестерни двигает рейку в необходимом направлении. Концы детали, связанные с тягами, заставляют поворачиваться передние колеса. ГУР либо ЭУР реагирует на движение руля и «подталкивает» реечный механизм в нужную сторону, снимая физическую нагрузку с водителя.
Последствия неисправности рулевой рейки
Если появились первые симптомы неисправности, лучше не рисковать и прекратить эксплуатацию автомобиля. Назначение рулевой рейки — упрощение управления машиной, а эта функция напрямую связана с безопасностью. Последствия неисправности этого механизма могут быть очень серьезными, вплоть до полной потери управляемости. Поэтому рулевую рейку лучше отремонтировать еще на той стадии, когда она только начинает скрипеть и подавать другие начальные признаки поломки.
Почему рейки ломаются
Посторонние стуки в автомобиле вряд ли обрадуют его владельца, даже если их издаёт рулевая рейка. Причиной такой «музыки» в основном является одна из двух неполадок:
- износ зубчатой передачи либо одной из составляющих её деталей;
- люфт на валу рулевой рейки в месте его соединения со втулкой.
Зубчатая передача – пожалуй, наиболее подверженная нагрузкам часть рулевой рейки. Потому образующие эту связь элементы могут постепенно разрушаться, фрагментарно или даже целиком. Признаком такого процесса служат стуки, раздающиеся при управлении машиной на неровной дороге.
В случае прихода зубьев в негодность следует заменить элемент, на котором они находятся, а иногда – и всю рулевую рейку. Если же к сцеплению претензий нет, но наблюдается излишняя свобода передвижения штока, то поставить его на место поможет регулировочная гайка. Покрутив эту деталь, можно задать нужный зазор между контактирующими частями вала и шестерни.
И всё же основной причиной стука в рулевой рейке является направляющая втулка, которая в основном изготавливается из пластика или бронзы, но и в том, и другом случае рискует быть подвержена выработке, и как следствие – замене. Разрушение этой детали происходит из-за коррозии, проникновения внутрь влаги, а также по другим причинам.
Кроме того, в результате долгого использования либо суровых условий работы может существенно износиться укрывающий тягу кожух. Так что он перестаёт быть серьёзным препятствием для пыли, грязи и влаги, из которых образуется абразив, доставляющий массу неприятностей охраняемому элементу. При этом загрязнениям удаётся проникать и в саму рулевую рейку, разрушая её.
Таким образом, разрыв пыльника рейки и утечка масла приводят к износу рулевой тяги или её шарового наконечника, которые в случае поломки, как правило, не чинятся, а сразу меняются.
Неисправности рулевой рейки — признаки, как определить, с чего начать ремонт рейки
Здравствуйте, уважаемые автовладельцы! Без руля автомобиль – гусеничный трактор. Представьте свой автомобиль без рулевого колеса. Получилось? А понравилось? То-то! Без руля мы пока не можем представить себе автомобиль.
И, естественно, руль – это одна из составляющих рулевого управления. Равно, как и рулевая рейка. Рулевая рейка автомобиля – это узел, соединяющий колёса и руль в одно целое. Как раз, с помощью рулевой рейки и рулевого привода, колёса точно реагируют на поворот руля в любую сторону.
И от того, каким образом реагирует система рулевого управления автомобиля на команды водителя, в значительной степени зависит ваша личная безопасность и безопасность других участников дорожного движения. Аксиома, о которой нужно помнить всегда.
Каковы признаки неисправности рулевой рейки?
Возникновение неисправности рулевой рейки вызывается, чаще всего, ездой по неровной и пыльной дороге. Чем менее бережно водитель управляет автомобилем на плохих дорогах, тем быстрее рейка начнёт стучать.
Стук рулевой рейки является одним из первых симптомов, составляющих признаки поломки рулевой рейки. Другими словами, чтобы избежать частых ремонтов рулевого управления, следует притормаживать перед заметными неровностями дороги, избегать передвижения поперек трамвайных рельсов. Впрочем, если такая необходимость возникла, то выполнять это нужно на крайне малой скорости.
К преждевременному выходу из строя и ремонту рулевого механизма могут привести многократные заезды на бордюры, резкие ускорения при нахождении руля в крайнем положении, что ведет к росту нагрузки на рулевой редуктор, другие детали рулевой рейки, а также к износу насоса гидроусилителя. Последствия: загрязненность и поломка уплотнителей в системе гидроусилителя.
Внешние признаки неисправности рулевой рейки можно спутать с другими неисправностями, поскольку диагностика этого узла достаточно сложна. В некоторых случаях, чтобы отыскать неполадку, рулевую рейку приходится разобрать полностью.
Часто водители задают вопрос: как определить неисправность рулевой рейки? Наиболее очевидный и ощутимый симптом – характерный стук при езде по неровной дороге, усиливающийся при повороте руля.
Кроме того, заметные симптомы неисправности рулевой рейки:
- тугой руль (нередко руль туго поворачивается лишь в одну сторону),
- после стоянки на асфальте могут оставаться пятна масла в районе передней части автомобиля,
- гул в гидроусилителе руля.
При таких признаках велика вероятность того, что автомобиль может стать неуправляемым.
Теперь ясно, как диагностировать рулевую рейку: нужно чаще обращать внимание на поведение рулевого управления, делать тщательный технический осмотр этого узла. Такая проверка рулевой рейки поможет сделать первичный вывод о необходимости ремонта, особенно, если имеется явная течь рулевой рейки.
Что делать, если подтекает рулевая рейка?
В случае обнаружения того, что подтекает рулевая рейка, автомашину необходимо срочно ремонтировать. Такая неисправность свидетельствует о том, что необходима, как минимум, замена манжет и пыльников.
Но этим ремонт может не ограничиться. Если потекла рулевая рейка, ее полностью разбирают, оценивают целостность корпуса механизма и вала, уплотнительных колец и сальников, которые при необходимости меняют на новые. С ремкомплектом для рулевых реек сейчас проблем нет.
Поэтому, если подтекает рулевая рейка, то замена износившихся сальников, прокладок или колец, не является сложным видом ремонта и вполне под силу любому водителю.
В процессе ремонта следует применять только новые и качественные расходные материалы и запчасти. После ремонта рулевой рейки, производится гидропрокачка гидравлической системы.
Народно-водительские советы по правильной эксплуатации рулевой рейки
Зимой рекомендуется после прогрева двигателя плавными покачиваниями покрутить руль, чтобы разогреть масло в гидроусилителе руля. Целостность защитных пыльников и уплотнений на рейке продлевает ее исправную эксплуатацию.
Даже небольшой дефект на пыльнике может пропустить внутрь рулевой рейки воду с грязевым абразивом, что приводит к быстрому износу уплотнителей и возникновению течи.
Как определить неисправность рулевой рейки
Опубликовано: 2019-11-08 20:22:58
Система рулевого управления, используемая во многих современных автомобилях, представляет собой реечно-шестеренчатую систему рулевого управления. Рейка и шестерня состоят из нескольких компонентов, включая карданные шарниры, главный и промежуточный валы, а в центре — рулевая рейка или коробка передач. Именно этот центральный блок получает сигнал от водителя в виде рулевого колеса и рулевой колонки и посылает механический сигнал на стяжки и рулевые валы для выполнения плавных и эффективных поворотов влево и вправо. Однако время от времени рулевая рейка или коробка передач изнашивается. Быстрое и эффективное обслуживание для ремонта этого важного компонента может означать разницу между незначительными неудобствами и крупным механическим ремонтом. Подобрать необходимую запчасть вы без труда сможете по адресу — www.steering.com.ua/catalog/rulevoe-upravlenie/rulevye-rejki-10
Рулевая рейка — это, по сути, сердце системы рулевого управления. Когда он изнашивается или полностью ломается, возможность управлять автомобилем ставится под угрозу. Если это происходит во время вождения автомобиля, это может быть чрезвычайно опасно. Именно по этим (и многим другим) причинам бдительность к признакам неисправности рулевой рейки или коробки передач может сэкономить ваши деньги, время и снизить вероятность аварии.
Вот несколько симптомов или предупреждающих знаков, которые могут свидетельствовать о возможных проблемах, возникающих с рулевой рейкой.
1. Очень тугое рулевое колесо
Современные системы реечного рулевого управления поддерживаются усилителем рулевого управления, который использует гидравлическое давление для обеспечения легких и быстрых движений рулевого колеса. Если рулевое колесо плотно затянуто или его сложнее повернуть, чем обычно, это обычно связано с повышенным нагревом рулевой рейки или коробки передач или потерей гидравлического давления гидроусилителя руля. В любом случае, это проблема, которая не исчезнет и должна быть проверена как можно скорее механиком. Иногда достаточно просто добавить больше гидроусилителя рулевого колеса или выполнить незначительную регулировку, чтобы решить эту проблему и продлить срок службы вашей рулевой рейки.
2. Утечка жидкости гидроусилителя рулевого колеса
Как отмечалось выше, иногда на герметичность рулевого управления указывает низкий уровень жидкости гидроусилителя рулевого колеса. Однако, поскольку рулевое управление приводится в действие гидравлическим приводом, уровень жидкости не будет снижаться до тех пор, пока в системе не произойдет утечка. Как только вы начинаете течь гидроусилителя рулевого управления, это означает, что есть ослабленный фитинг, сломанная прокладка или другая механическая проблема, вызывающая утечку, которая должна быть устранена как можно быстрее. Несоблюдение этого требования может привести к перегреву рулевой рейки или коробки передач, что может привести к поломке редукторов и других компонентов, которые могут привести к аварии.
Утечку рулевой жидкости можно отличить от утечки других жидкостей по запаху (обычно запаху горящего масла). Он также обычно красного или розового цвета и будет капать с задней части двигателя. Если вы обнаружите этот тип жидкости под вашим автомобилем, как можно скорее свяжитесь с механиком, чтобы осмотреть утечку и устранить ее, прежде чем она причинит дополнительный ущерб.
3. Шум при рулевом управлении
Неисправность коробки передач, как правило, вызвана отсутствием надлежащей смазки и обслуживания. Избыток тепла вызывает контакт металла с металлом и, таким образом, создает громкий шум при вращении влево или вправо. Вы действительно можете заметить этот звук, если вы поворачиваетесь и натыкаетесь одновременно, как при въезде на подъездную дорогу. Если вы заметили этот шлифовальный звук при повороте влево или вправо, обратитесь к механику, чтобы он мог быстро диагностировать и заменить коробку передач рулевого управления, если это необходимо.
4. Запах горелого масла
Менее распространенным предупреждающим признаком повреждения рулевой рейки или коробки передач является запах горелого масла. Поскольку гидроусилитель рулевого управления сам по себе пахнет горелым маслом, сильный аромат будет присутствовать при нагревании коробки передач рулевого управления. В этом случае немедленно остановите автомобиль, найдите безопасное место для парковки и как можно скорее вызовите механика. Продолжение движения при перегреве коробки передач рулевого управления может привести к возгоранию и катастрофическим повреждениям.
Рулевая рейка или коробка передач является важным компонентом, жизненно важным для бесперебойного управления любым транспортным средством, использующим реечно-шестеренчатую систему рулевого управления. Если вы заметили какой-либо из вышеперечисленных симптомов или предупреждающих признаков, как можно скорее свяжитесь с местным механиком, чтобы он смог диагностировать и устранить любые возникшие повреждения.
Конструкция рулевой рейки на ВАЗ-2114
Оригинальная рулевая рейка производства АвтоВАЗ
Прежде чем приступить непосредственно к процессу проверки необходимо знать конструктивные особенности рулевой рейки. Рассмотрим, из каких элементов она состоит:
Устройство рулевой рейки
1 – защитный колпак; 2 – картер рулевого механизма; 3 – рейка; 4 – приводная шестерня; 5 – внутренний наконечник рулевой тяги; 6 – распорная втулка; 7 – болт крепления рулевой тяги; 8 – соединительная пластина; 9 – опорная втулка; 10 – опора рулевого механизма; 11 – опорная втулка рейки; 12 – защитный чехол; 13 – хомут; 14 – ограничительное кольцо рейки; 15 – уплотнительное кольцо упора рейки; 16 – гайка; 17 – упор рейки; 18 – роликовый подшипник; 19 – шариковый подшипник; 20 – стопорное кольцо; 21 – уплотнительное кольцо гайки; 22 – гайка крепления подшипника шестерни; 23 – пыльник; 24 – стопорная шайба
Общая схема рулевого управления, в том числе и рейки
Проверка рейки
Итак, для проверки рулевой рейки необходимо замерять зазоры в ней.
Сделать это можно как на снятом механизме (что даже лучше) или непосредственно на автомобиле. Теперь перейдем непосредственно к процессу:
Устанавливаем механизм в среднее положение. Определить его можно по размерам — ( 87±0,25 ) мм от оси шестерни до торца рейки. Применив специальное приспособление нагрузим узел до силы Р=500±20 Н (51±2 кгс). Расстояние от оси шестерни должно составлять – 84 мм .
Максимально допустимое перемещение рейки «Х», замеренное через относительное перемещение нажимного пуансона 1 не должно превышать 0,12 мм . После сборки момент вращения шестерни в области хода рейки должен быть в пределах 50–200 Н·см (5,1–20,4 кгс·см) при скорости вращения 30 мин-1 .
Схема проверки рулевой рейки
Причины выхода из строя
Когда разобран вопрос регулировки рейки, можно рассмотреть причины ее выхода из строя:
- Износ . Каждый механизм автомобиля имеет свой ресурс хода.
- В связи с неровными дорогами давление на рейку значительно увеличено.
- Недопустимое ускорение при крайнем положении колес .
- Механические повреждения вызванные в процессе эксплуатации.
Симптомы поломки
Диагностика стуков в рейке показала, что втулка расшаталась.
Как же на самом деле определить, что рейка уже на грани. Для этого существуют прямые и косвенные показатели. Итак, рассмотрим, основные из них:
- Стук – это первый показатель того, что рейку необходимо отремонтировать или заменить.
- Закусывание рул я, при повороте в одну из сторон.
- Люфт рулевого управления вправо или влево.
- Вибрация при поездке по ровной дороге.
- Нарушен угол развала-схождения.
Когда наступает время замены рейки
Поскольку, рулевое управление участвует в управлении автомобилем, и прямо отвечает за безопасность, не только находящихся в самой машине, но из вне пешеходов, рекомендуется вовремя проводить диагностику и ремонт данного узла.
Итак, есть несколько вариантов устранения неисправностей рулевой рейки ВАЗ-2114:
- Регулировка (выявляется при поточной диагностике).
- Ремонт (возможный дешевый вариант восстановления узла).
- Замена (когда отремонтировать узел не возможно или не целесообразно).
Проверка наличия смазки на зубьях рулей рейки. Если смазка будет отсутствовать то зубья сорвёт.
При ресурсе более 100 тыс. км пробега без ремонта, то обычно рекомендуется заменить узел, поскольку, как показывает практика, ремонтные комплекты не спасают ситуацию, и через 5-10 тыс. км рейка опять застучит, или потечет.