МТЗ 82: регулировка клапанов
МТЗ 82: регулировка клапанов
МТЗ-82 – легендарный трактор, выпускаемый Минским тракторным заводом с 1974 года. За свою без малого полувековую историю его конструкция претерпела ряд доработок, но основные принципы производства остались прежними: надёжность, эффективность и простота, позволяющие эксплуатировать машину в тяжёлых условиях и обслуживать её вдали от специализированных сервисных центров. Ремонт двигателя, в том числе регулировка клапанов МТЗ 82 своими руками могут быть выполнены любым более-менее опытным механиком, что упрощает обслуживание и сокращает затраты, в том числе связанные с простоем техники.
Клапаны двигателя Д-240 и их регулировка. Зазор клапанов МТЗ-82
» Двигатель Д-240 » Клапаны двигателя Д-240 и их регулировка. Зазор клапанов МТЗ-82
Клапаны используются для впуска в цилиндры двигателя воздуха и выпуска из него отработанных газов. Выпускной и впускной клапаны изготавливаются из жаропрочной стали. Уплотнительная область тарелки клапана направлена высокопрочным материалом на основе никеля. Наконечник стержня клапана МТЗ-82 на высоте 3-5 миллиметров изготовлен из легированной стали и приварен к стержню при помощи стыковой сварки. Выпускной клапан имеет диаметр тарелки на 6 мм меньше диаметра впускного клапана. Клапаны перемещаются в направляющих биметаллических втулках, запрессованные в головку блока цилиндров двигателя. Все клапаны плотно прижимаются к своему гнезду при помощи двух пружин (с левым и правым направлением витков). Пружины зажимаются между тарелкой и опорными шайбами. Тарелка соединена с клапаном при помощи пары конических стальных разрезных сухариков. Зазор клапанов МТЗ-82 на непрогретом двигателе должен составлять 0,25 мм.
Регулировка клапанов двигателя Д-240
Проверку и регулировку зазоров следует проводит каждые 480 часов эксплуатации двигателя. Регулировка зазоров в клапанах проводится в следующем порядке:
1. снимите колпак крышки головки блока цилиндров (ГБЦ);
2. проверьте степень затяжки крепления стоек валика коромысел;
3. установите поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ), после чего оба клапана должны быть закрыты;
4. ослабьте контргайку винта на коромысле регулируемого клапана и, вворачивая или выворачивая винт, при помощи щупа регулируется необходимый зазор между торцом клапана и бойком коромысла. После окончания установки зазора следует завернуть контргайку и еще раз измерить щупом зазор, прокручивая штангу.
Порядок регулировки клапанов
Клапаны регулируются в определенной последовательности, которая соответствует порядку работы дизеля — 1-3-4-2, путем проворачивания коленвала на ½ оборота по часовой стрелки, т. е. после каждого проворачивания вала на половину оборота можно регулировать следующий клапан.
После окончания регулировки и заведите двигатель. Внимательно проследите за работой дизеля: при малых зазорах появляются перебои и белый дым, а при увеличенных — слышны стуки клапанов. Также причиной стуков и перебоев в работе в двигателя может стать поломка пружины клапана.
Фото: Как отрегулировать клапана МТЗ-82
При правильной эксплуатации двигателя отпадает необходимость в притирке клапанов. Однако слабая очистка воздуха и неправильная установка зазоров могут привести к разгерметизации в местах прилегания клапанов к седлам, в следствии чего ухудшится работа двигателя и снизится его мощность. Если прозевать данный дефект, то произойдет подгорание уплотнительных поверхностей клапанов и седел, что приведет к их преждевременному выходу из строя.
Притирка клапанов
В случае появления значительной течи керосина — клапаны необходимо притереть. Это осуществляется данным образом:
1. предварительно очистите и промойте клапан, направляющую втулку и гнездо керосином;
2. нанесите на гнезда клапана слой пасты ГОИ (полировальная паста на основе оксида хрома);
3. подложите под клапан слабую пружину и ручным шуроповертом с присоской притрите его к седлу. Притирка заканчивается, при появлении на фаске клапана сплошного кольцевого пояска шириной 1,5-2 мм.
4. промойте клапан и гнездо керосином и проверьте притирку путем заливания керосина в необходимый выпускной или впускной канал. Если клапаны отлично притерлись, то в течении 2 минут не должна появиться какая-либо течь.
Регулировка на различных моделях двигателей
Минский завод выпускает несколько модификаций дизельных двигателей, основанных на конструкции мотора Д-240. Агрегаты отличаются конфигурацией блока, рабочим объемом и установкой турбокомпрессора, что привело к росту мощности и изменению нормативных расстояний между подвижными частями в клапанных механизмах.
Двигатель Д-245 трактора МТЗ-82, МТЗ-892
После демонтажа верхней крышки и выведения поршня в 1 цилиндре до ВМТ (до момента начала перекрытия клапанов) требуется отрегулировать клапаны, расположенные на позициях 4, 6, 7 и 8 (отсчет от передней крышки мотора). Документация устанавливает расстояние между стержнем и бойком 0,25 мм для впускного канала и 0,45 для выпускного. Настройка осуществляется на холодном дизеле (допускается прогрев до 60°).
- Отпустить затяжку гайки коромысла обслуживаемого клапана и вращением винта отверткой добиться требуемого расстояния.
- Закрутить гаечным ключом контргайку регулировочного винта и проверить параметры щупом. Убедиться в нормативном значении вращением штанги, при неравномерном износе головки цилиндрического элемента возможно изменение расстояния между бойком и стержнем клапана. Поврежденная или изношенная штанга подлежит замене.
- По аналогии отрегулировать зазоры в оставшихся клапанах.
- Провернуть вал на полный оборот (до момента достижения ВМТ в последнем цилиндре), а затем скорректировать расстояние в механизме до требуемого значения для клапанов 1, 2, 3 и 5.
- Смонтировать на штатные места снятые элементы и проверить работу силового агрегата.
Двигатель Д-260 трактора МТЗ-1221, МТЗ-1523
Завод-изготовитель предписывает проводить настройку клапанного механизма при проведении технического обслуживания, соответствующего отработке 500 часов. Перед началом регулировки рекомендуется проверить затяжку болтов, крепящих головку. Допускается настраивать мотор, прогретый до температуры 60°С.
Для регулировки 6-цилиндрового рядного дизеля требуется снять крышку клапанов, а затем установить поршень первого цилиндра в крайнее верхнее положение (по аналогии с моторами Д-240 и 245), а затем выставить зазор в клапанах, расположенных на позициях 3, 5, 7, 10, 11 и 12 (отсчет ведется от радиатора силовой установки). Нормативным считается расстояние 0,25 мм на впуске и 0,45 мм на выпуске. Для определения ВМТ возможно использовать момент совмещения штифта, установленного на крышке привода механизма газораспределения, с меткой на демпфере шкива.
При отклонении значения требуется провести корректировку в следующей последовательности:
- Перед началом корректировки рекомендуется проконтролировать затяжку крепления стоек валика с коромыслами.
- Отвернуть фиксирующую гайку на коромысле регулируемого клапана, а затем выполнить настройку зазора путем вращения винта.
- Затянуть гайку и провести первичную проверку щупом.
- Убедиться в стабильности расстояния между бойком и плоскостью стержня клапана путем вращения приводной штанги вокруг оси.
После настройки размеров в 6 клапанах требуется провернуть коленчатый вал на 1 оборот. Для проверки положения используется шестой цилиндр, в котором должно быть перекрытие клапанов впуска и выпуска, соответствующее ВМТ. Очередность действий при настройке аналогична изложенному выше алгоритму. Допускается корректировка параметра в соответствии с порядком вспышек в камерах сгорания (1-5-3-6-2-4) с выставлением поршней в верхнюю точку согласно рабочей последовательности. Для перехода между цилиндрами вал поворачивается на 1/3 оборота.
Содержание работ
Весь смысл операции состоит в получении нужных зазоров между бойками коромысел и торцами стержней регулируемых клапанов. При этом следует точно подтянуть болты крепления цилиндров. Следует помнить, что регулировка клапанов трактора МТЗ-82 (и предшественника МТЗ-80) обязана выполняться в чёткие промежутки времени. Сначала, непосредственно после процедуры обкатки, а потом последующие 480 часов конкретной эксплуатации. Любая разборка цилиндров в последующее время подразумевает аналогичные действия. Явным признаком экстренной настройки может служить стук клапанов. Тогда производят внеплановую регулировку. При ухудшении качества работы двигателя, появления задымлённости медлить с проверкой клапанов не стоит!
Очерёдность работ
При наличии элементарных технических навыков, знания устройства двигателя, умения обращаться с простым слесарным инструментом, эту регулировку можно выполнить самостоятельно. Но главное — строго соблюдать очерёдность действий. Начинать регулировку надо с приготовления доступности к крышке головки блока цилиндров. Потом снимают с крышки цилиндров защитный кожух. После следует контролировать силу затяжки креплений у стоек вала коромысел. При этом поршень первого цилиндра обязан быть в положении ВМТ (верхняя мёртвая точка), а его клапаны плотно прижаты (другими словами — закрыты).
На винте для регулировки необходимо ослаблять контргайку нужного клапана, а после, вкручивая или выкручивая винт, выставляют требуемый по щупу зазор между бойком и торцом. Щуп — это мерка, шаблон с определённым значением величины. Ведь измерить зазор другим, примитивным способом в данных условиях нереально. Выполнив регулировку зазора, надо очень крепко закрутить контргайку и сделать контрольную проверку щупом величины зазора. При этом необходимо прокручивать штангу.
Разумеется, клапаны надо подвергать регулировке в строгой очерёдности по формуле работы цилиндров в двигателе. Первый, третий, четвёртый, второй. Это делают при помощи вращения коленчатого вала на половину оборота, причём по часовой стрелке!
Дополнительные наставления
Запрещается закручивать гайки быстро, туго и резкими движениями. Это делается спокойно и равномерно, в несколько заходов. Важно давать возможность и свободу для перемещения закручиваемых элементов. Так проще правильно выставить их положение. Закручивать крепёж важно на тёплом двигателе. Существует схема очерёдности затяжки болтов головки блока цилиндров. Её можно посмотреть в руководстве по регулировке газораспределительного механизма. Эта схема позволяет произвести затяжку качественно, обеспечив идеальную герметичность двигателю.
Приведённый выше пример описывает самый простой способ регулировки клапанов двигателя. Существуют и альтернативные методы. Например, двукратный метод. Вам понадобится помощник, так как будет необходимо нажимать педаль сцепления и проворачивать маховик, сверяя положение меток, сделанных специально для этой цели.
Помните главное — техника любит уход, заботу, интеллектуальный подход и бережное отношение!
Регулировка клапанов на МТЗ-1221
Порядок действий при регулировке клапанных деталей на тракторе Т-1221 Беларус:
- Поставьте транспортное средство на специальную платформу.
- Снимите и прогрейте до +60°С двигатель агрегата.
- Разберите мотор.
- Демонтируйте колпак крышки головки цилиндров силового агрегата.
- Проверьте затяжку крепежных элементов всех стоек осевой части механизма.
- Проверните коленчатый вал до упора, когда он перекроет клапаны на цилиндре под номером 1.
- Проведите процедуру регулировки промежутков по порядку работы цилиндров:3, 5, 7, 10, 11, 12.
- Величина зазора между стержнем торцевого типа и бойками коромысел не должна превышать 0,4 мм (впускной механизм) и 0,45 (выпускной).
- Поверните коленвал на 360°.
- Установите перекрытие на цилиндре № 6.
- Выполните регулировку в цилиндрах № 1, 2, 4, 6, 8, 9.
- Открутите контргайку регулировочного механизма при помощи специального ключа и отвертки.
- При помощи щупа установите требуемый зазор.
- Затяните контровую гайку.
- Проверьте зазор, отрегулированный регулировочным щупом.
- Установите все детали обратно.
- Заведите трактор для проверки работы всех отрегулированных механизмов.
БИЛЕТЫ ПО ТО (ЧАСТЬ 1) | Автор топика: Mykolas
Билет 1
1 Почему система технического обслуживания и ремонта машин называется планово- предупредительной?
2 Назовите способы восстановления посадок
3 Дефекты топливного насоса ручной подкачки топлива и способы устранения
Билет 2
1 Назовите какие вы знаете методы ремонта и формы организации труда при ремонте машин
2 Причины сульфатации пластин аккумулятора и способы устранения
3 Дефекты топливного насоса высокого давления и способы определения
Билет 3
1 Что входит в ремонтно-обслуживающую базу хозяйства
2 Неисправности блока цилиндров двигателя и способы устранения
3 Какие операции выполняются при подготовке комбайна к длительному хранению
Билет 4
1 Передвижные средства ТО машин
2 Как проверить и отрегулировать плуг
3 Дефекты тормозов с пневматическим приводом
Билет 5
1 Периодичность ТО машин
2 Ремонт клапанных гнезд
3 Неисправности аккумуляторной батареи и способы устранения
Билет 6
1 Объясните сущность восстановления деталей пластической дефомацией
2 Основные дефекты рам и способы их восстановления
3 Виды износов меры их предупреждения
Билет 7
1 Что такое технологический процесс ремонта машин
2 Какие способы восстановления деталей вы знаете
3 Какие работы выполняются при ТО-3 двигателя
Билет 8
1. Какие способы применяются при определении скрытых дефектов
2. Перечислите работы выполняемые при ТО-2 топливной системы дизеля
3. Неисправности тормозной системы с гидроприводом и способы их устранения
Билет 9
1 Виды и способы хранения машин
2 Как проверить и отрегулировать тормоза автомобиля ГАЗ-53
3 Основные неисправности сцепления и способы их устранения
Билет 10
1 Виды диагностирования, цель проведения
2 Неисправности коленчатых валов и способы их устранения
3 Как проверить и отрегулировать тормоза трактора МТЗ-80
Билет 11
1 Требования при сдаче трактора в ремонт. Документация оформляемая при сдаче трактора в ремонт
2 Какие операции выполняются при подготовке трактора к длительному хранению
3 Основные дефекты магнето и способы их устранения
Билет 12
1 Сущность обезличенного и не обезличенного методов ремонта
2 Дефекты рабочих органов плугов, культиваторов, борон и способы их устранения
3 Как проверить и отрегулировать суммарный люфт в рулевом управлении трактора МТЗ-80
Билет 13
1 Что такое естественный износ и чем отличается от аварийного
2 Как маркируются детали при дефектовке
3 Дефекты рулевого управления трактора МТЗ-80 и способы их устранения
Билет 14
1 Какие виды технических обслуживаний тракторов установлены стандартом
2 Как определить периодичность технических обслуживаний автомобилей
3 Как отрегулировать сцепление трактора ДТ-75
Билет 15
1 Цель обкатки машин. ТО при обкатке машин
2 Дефекты силового цилиндра. Способы определения и устранения
3 Как отрегулировать тормоза автомобиля КАМАЗ
Билет 16
1 Параметры состояния машин. Номинальное, допустимое и предельная величина параметра
2 Дефекты тормозов гусеничных тракторов и способы устранения
3 Как установить зажигание пускового двигателя трактора Т-150К
Билет 17
1 Опишите общую схему технологического процесса ремонта машины
2 Как улучшить сохраняемость СХМ
3 Какие параметры проверяют при диагностике масляного насоса и гидрораспределителя
Olga (Jedrek) есть ответы?
Sergey (Maddex) Как это заебывало))
Регулировка клапанов ДВС: что такое и для чего нужна
В работе двигательного агрегата клапаны выполняют несколько важных функций и представляют собой «тарелки» с длинным стержнем. Устройства делятся на впускные и выпускные. Первые отвечают за заполнение топливом цилиндров, а вторые – за вывод отработанных газов. Поочередно открываясь, клапаны обеспечивают наполнение и продувку цилиндров.
Ими управляет распределительный вал. Стандартное положение клапанов — закрытое. Чтобы открыть их, распредвал вращаясь надавливает специальными кулачками непосредственно на сам клапан ,или через коромысла.
Зачем нужна регулировка?
При работе ДВС из за нагрева расширяется металл, из которого состоят элементы клапанного механизма. Соответственно, немного меняются размеры и форма деталей. Необходимо следить, чтобы между кулачком распредвала и клапаном соблюдалось определенное расстояние. Его называют тепловым зазором. При его нормативном значении клапаны закрываются герметично и открываются достаточно, для нормальной работы мотора.Если наблюдаются отклонения зазоров (в большую или меньшую сторону), то газораспределительная система авто перестает корректно работать. И чтобы вернуть ей прежний функционал (или не допустить его нарушения), потребуется своевременная регулировка клапанов.
Каким должен быть тепловой зазор?
Указать точное значение не представляется возможным, так как оптимальную величину зазора производитель определяет индивидуально для каждого мотора. Тем более, что даже в рамках одного ДВС для впускных и выпускных клапанов нужный параметр аналогично отличается. Последние сильнее нагреваются при эксплуатации, и стандартный тепловой зазор у них больше.
Узнать оптимальные значения можно, заглянув в техдокументацию автомобиля. Там же будет указано, как часто следует настраивать клапанный механизм. В среднем, регулировку производят каждые 30-80 тысяч км.
Примечание! Некоторые моторы оборудованы гидрокомпенсаторами, которые предназначены для автоматической регулировки зазора. Такие ДВС не нуждаются в настройке клапанов. Однако, сами гидрокомпенсаторы со временем могут выйти из строя и перестать корректно справляться со своей задачей. Это можно выявить по тем же признакам, что и отклонения зазора. Если устройства утратили работоспособность, то их следует заменить.
Что произойдет, если своевременно не регулировать клапаны?
Независимо от того, будет зазор слишком большим или маленьким, последствия окажутся негативными для мотора и ГРМ. При увеличенном значении клапан открывается не до конца и несвоевременно, поэтому цилиндры не успевают наполниться, как и не полностью удаляются отработанные газы. Вследствие чего падает мощность двигателя. Кроме того, клапанный элемент в таких условиях быстро приходит в негодность.
При слишком маленьком зазоре клапан не полностью закрывается, нарушается герметичность системы, снижается компрессия, как и скоростные/динамические характеристики авто. Также, на тарелке и штоке скапливается слой продуктов сгорания от раскаленного топлива. Это в итоге приводит к «прогару» клапана — он разрушается.
Признаки неправильного зазора
Стоит отметить, что появление симптоматики лучше предупредить и своевременно провести регулировку. Но если момент уже упущен, то определить нарушения зазора можно по следующим признакам:
- увеличенный расход топлива;
- слишком шумная работа мотора, появление характерного звенящего постукивания в верхней части ДВС;
- нестабильный запуск на «холодную»;
- уменьшение мощности мотора.
Примечание! Большинство из перечисленных симптомов не всегда означают отклонения зазора. Они могут уведомлять и о других неисправностях авто.
Как выполнить регулировку клапанов?
В первую очередь необходимо приобрести щупы — инструменты для измерения зазора. Можно попробовать обойтись и без них, но и результат мероприятия тогда вряд ли окажется удовлетворительным. Потому Моторпейдж рекомендует предварительно обзавестись щупом и не пользоваться «кустарными» методами.
ВАЖНО! Регулировка выполняется исключительно на холодном двигателе!
Процедура регулирования может отличаться на разных моделях авто. По этой причине последующая инструкция носит общий характер:
- установка поршня цилиндра в верхнюю точку сжатия (для этого нужно провернуть коленчатый вал по часовой стрелке), оба клапана закрыты;
- измеряется зазор с помощью щупов;
- освобождается нужная контргайка;
- регулировочный винт или болт подкручивается/раскручивается (зависит от того, каким требуется сделать зазор);
- контргайка закручивается.
Затем снова проверяется зазор. Если он отличается от нормы, указанный алгоритм производится заново.