Как правильно отцеплять тягач
Как правильно отцеплять тягач
От правильности сцепки с полуприцепом обеспечивается не только безопасность в дороге при перевозки, но и целостность перевозимых товаров. В первую очередь она должна гарантировать надежность стыка и исключать самопроизвольную расстыковку во время поездки вне зависимости от продолжительности непрерывного движения.
Для лиц, ответственных за проведение сцепки магистрального тягача с полуприцепом, доскональное значение инструкции по выполнению является обязательным условием допуска, прежде чем работать над данной задачей. Только такой подход обеспечивает безопасность автомобиля и груза, увеличение коэффициента загруженности транспорта.
Полуприцеп тягача (начала расцепки)
1. Бортовая Татра с полуприцепом МАЗ-9397
Как то на выезде из Тюмени на стоянке возле поста ГАИ, встретил груженую пиломатериалом бортовую Татру с полуприцепом МАЗ-9397. Пообщавшись с водителем узнал, что возит он под 50 кубометров пиломатериала (20 кубов влазит в Татру и до 30 в полуприцеп). Задний борт телеги был открыт и груженый лес выступал за габарит примерно на метр.
Полуприцеп был прицеплен к Татре через подкатную тележку, а ось на тележке была на МАЗовской резине. Седельное устройство было привернуто к тележке, а под седло приварены упоры таким образом, чтобы плоскость крепления седла была параллельна полуприцепу. Не знаю каким образом, но в тех. талоне было написано, что это прицеп МАЗ-9397.
Татра с такой сцепкой смотрелась великолепно и ее водители внушали уважение. Расспросил заодно их о маршрутах, которыми они ездили и стало ясно, что катаются они и до Чимкента и до Украины.
Особенно, меня интересовало как Татра протаскивала все это через Урал. Оказалось, что летом с этим никаких проблем нет, а зимой этот прицеп просто не цепляют. Также, водители Татры добавили, что и мой МАЗ-54323 в летнее время года такую телегу через Урал протащит и посоветовали поменять имеющийся полуприцеп или хотя бы прицепить к нему КамАЗовский прицеп.
Подобные встречи с людьми, как правило, бесследно не проходят и заставляют по крайней мере задуматься. Пустившись в обратный путь, я постоянно прокручивал в голове мысль об этой Татре с вагоном леса. Переваливая Урал, стал прикидывать свои возможности по протаскиванию через горы своего автопоезда.
Одним словом, эта мысль занимала мою голову весь путь домой. Скромные прикидки показывали, что используя сцепку, можно будет делать два рейса вместо трех. Такие рассуждения подогрели во мне желание подцепить к машине еще один прицеп. Вернувшись домой, я окончательно созрел и приступил к делу.
Проблемы и способы их решения
В процессе сцепки тягача и полуприцепа у неопытных водителей могут возникнуть сложности. Большинство проблем связаны с технической неисправностью элементов, например, износа тормозных колодок или пружин, нарушение герметичности соединений. Если при диагностике выявлены такие факты, детали нужно заменить.
В некоторых моделях сцепных устройств производители предусматривают дополнительные элементы конструкции, снижающие ее износ:
- Резиновые накладки между опорной плитой и кронштейнами. Изношенные элементы можно заменять новыми.
- На седельных тягачах, используемых для транспортировки цистерн или самосвальных прицепов, устанавливаются резиновые втулки на седле. Это позволяет расцеплять технику, снижая риск деформации рамы.
Наиболее подверженными износу элементами седельно-сцепной системы считаются шкворень, плита, подшипники опорных кронштейнов.
Устранить люфт, возникший из-за зазора и изнашивания механизмов, можно несколькими способами:
- Купить и заменить изношенное полукольцо на плите.
- В некоторых моделях сцепных устройств запорные клинья поджимаются ручным способом к шкворню.
- Опорную плиту защитить от износа можно нанесением на ее поверхность пластичной смазки. Еще один способ – поставить на нее накладки антифрикционные, заменять их по мере износа.
При заклинке разжимного кулака используется смазка.
Порядок расцепки
Если требуется отцепить полуприцеп от механизма тягача, то используя механизмы фиксированной части, нужно остановить, как весь агрегат, так и детали опорного устройства. Затем стоит облегчить напряжение на опорный механизм и освободить его конечные рессоры.
После этого отключить электропитание от трала. И, наконец, выдвинуть рычаг вперед и открыть замок. Таким способом удастся отцепить полуприцеп.
Проведение сцепки
Сцепка тягача с полуприцепом проходит следующим образом:
- Сначала выполняется регулировка седельно-сцепного устройства. Его нужно осмотреть на наличие повреждений. Также необходимо убедиться, что в устройстве достаточно смазки. После проверки его устанавливают в позицию для сцепки.
- Далее проверяется полуприцеп. Осматривается цепочный шкворень, закрепляется груз, затягивается стояночный тормоз.
- Выполняется проверка положения тягача (он должен находиться под прямым углом).
- Регулируется высота сцепки, седло и шкворень выставляются по одной оси.
- Подсоединяется пневматика.
- Выполняется проверка тормозной системы (без включения двигателя!).
- Совмещается, закрепляется электроника. Проверяется работа фонарей, поворотников.
- Поднимаются и фиксируются опорные лапы.
В нормальных условиях данные работы должны проходить с участием двух человек, один из которых следит за безопасностью проведения сцепки. В редких случаях возможна сцепка силами одного водителя, но только тогда, когда других вариантов нет.
Важно! Перед отправлением необходимо еще раз оценить состояние всего автопоезда. Для этого проверяется давление воздуха, масла, работа сигнала, омывателей, осветительных приборов, тормозной системы, электричества, слайдера, а также наличие аптечки, огнетушителя. Оценивается состояние шин, сцепка шкворня с седлом, качество соединения электрики, пневматики. Поворотники, фонари очищаются от грязи.
Врезаться в милицейский/полицейский вертолёт проще всего на перекрёстке трёх дорог недалеко от Южного (на пути в Залесск). Нужно остановиться под вертушкой и, после введения чита slturbine (или slallcheats), нажать [Ctrl]+[3]. Но если Вам не хочется использовать читы, то просто сохранитесь под вертолётом и загрузите игру, после чего вертолёт будет отчаянно пытаться взлететь, но ваша машина будет мешать. Фишка в том, что в момент после загрузки игры вертолёт стоит на земле, но тут же начинает взлетать.
В Алмазный по основной трассе проехать без груза нельзя — начнёт стрелять вертолёт. Если в это время сохранить и загрузить игру, то он успокоится, и Вы спокойно проедете.
Автопоезд из нескольких машин в Crossout
Второй вариант создать две машины — седельный тягач и полуприцеп, и соединить их. Осью вращения, как и в прошлом эксперименте послужит бочка, седло образуют повернутые массивные крылья. Для сцепки используем направляющие, которые должны приподнять прицеп, и позволить установить ось в седло.
Эксперимент оказался удачным, нам удалось зацепить полуприцеп, поездить с ним по локации, и даже отцепить его от тягача. К сожалению у полуприцепа в данном случае не крутились колеся и тягач тащил его волоком, кроме того, камера не всегда корректно воспринимала такое соединение машин.
Однако, поведение тягача было вполне реалистичным, а эксперимент показал, что появление в Crossout автопоездов вполне возможно. Другой вопрос, видят ли разработчики такие машины в игре, или считают нужным сосредоточиться на других аспектах игры.