Коробка zf 16 с делителем ремонт схема КАМАЗ
Коробка zf 16 с делителем ремонт схема КАМАЗ
Передачи в коробке передач переключать рычагом переключения передач, расположенным справа от сиденья водителя. Переключение рычага выполнять при выключенном сцеплении. Педаль сцепления нажимать до упора. Начало движения осуществлять только с первой передачи во избежание преждевременного выхода из строя сцепления. Рекомендуется кратковременно задержать рычаг переключения передач в нейтральном положении. Почувствовав сопротивление перемещению рычага, нельзя включать передачу резкими толчками, а плавно усиливать давление на рычаг до полного включения синхронизатора.
Если не удается включить передачу при трогании автомобиля с места, надо вторично выключить сцепление и снова включить передачу. Для быстрого разгона автомобиля на хорошей дороге и в тяжелых условиях рекомендуется использовать все передачи последовательно согласно схеме переключения передач. Руководство по эксплуатации коробки передач см. При наличии в коробке передач делителя в рукоятку рычага переключения передач вмонтирован переключатель управления делителем передач см.
Рычаг переключения передач. Рекомендуется использовать весь диапазон низших и высших передач.
Для перехода с высшей передачи на низшую, и, наоборот без переключений рычаганеобходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой 1 секунда выдержки отпустить педаль сцепления — передача включится автоматически. Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: включение высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую.
При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели приборов загорается контрольная лампа. Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать ,5 секунды для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.
Управление коробкой передач и сцеплением осуществляет электронная система управления. Педали сцепления. Автоматическое управление коробкой передач осуществляется в зависимости от частоты вращения двигателя, положения педали подачи топлива, загрузки автомобиля, эксплуатационного состояния рабочего тормоза, дорожных условий. Ручное переключение передач и момент переключения передач определяются водителем.
Управление коробкой передач производится переключателем передач, расположенным на рулевой колонке с правой стороны см.
Общее устройство трансмиссии автомобилей КАМАЗ
Переключатель передач :. I — Для выбора автоматического или ручного управления коробкой передач нужно передвинуть поворотный переключатель по направлению к рулевой колонке до упора. Смена автоматического и ручного режимов управления коробкой передач возможна в любое время, в том числе во время движения автомобиля. После пуска двигателя всегда включается автоматический режим управления коробкой передач. II — Для выбора режима движения повернуть поворотный переключатель в требуемое положение:.
III — Для переключения на более высокую передачу нажать на рукоятку вверх. Использовать поворотный переключатель только на неподвижном автомобиле и при работающем на холостых оборотах двигателе. Запрещается одновременное использование поворотного переключателя и педали подачи топлива.
Все переключения на более высокие и более низкие передачи производятся автоматически в зависимости от нагрузки автомобиля. При движении в автоматическом режиме можно выбрать другую передачу нажатием на рукоятку переключателя передач вверх III или вниз IV.
Автоматический режим при этом не выключается. Переключение на более высокую Коробка zf 16 с делителем ремонт схема КАМАЗ можно осуществить изменением положения педали управления подачей топлива:.
Для ускорения движения нажать на педаль управления подачей топлива. При достижении максимальной для данных условий частоты вращения коленчатого вала двигателя на включенной передаче, электронная система управления автоматически включает следующую более высокую передачу. В трудных дорожных условиях например, при движении по бездорожью рекомендуется переход на ручной режим управления для сохранения возможности самостоятельного переключения передач в соответствии с дорожной обстановкой.
Для выбора ручного управления передвинуть поворотный переключатель по направлению к рулевой колонке до упора см. I на рис. Переключатель передач. Далее передачи следует переключать с помощью переключателя передач. Переключение на более высокие передачи произвести нажатием на рукоятку переключателя вверх IIIобратное переключение -нажатием на рукоятку вниз IV.
При этом дисплей показывает включенную передачу. Для обратного переключения коробки передач на автоматический режим управления необходимо передвинуть поворотный переключатель по направлению к рулевой колонке до упора. Передачу для трогания с места можно скорректироватьпереключив переключатель передач на ручной режим движения:.
Переключение на более высокие передачи произвести нажатием на рукоятку переключателя вверх IIIобратное переключение — нажатием на рукоятку вниз IV. Режимы маневрирования вперед DM и назад RM рассчитаны на очень медленное движение. Рекомендуется использовать маневровый режим по возможности реже и непродолжительное время для исключения большой нагрузки на сцепление.
Для замедления движения отпустить педаль управления подачей топлива и плавно нажать на педаль рабочей тормозной системы. Электронная система управления автоматически переключает коробку передач на более низкую передачу. Для уменьшения скорости движения следует пользоваться вспомогательной тормозной системой. При включении вспомогательной тормозной системы электронная система управления автоматически переключает коробку передач на более низкую передачу.
При нажатой педали рабочей тормозной системы и включенном вспомогательном тормозе электронная система управления также автоматически переключает коробку передач на более низкую передачу. Для остановки автомобиля затормозить и остановить автомобиль. При кратковременной остановке, например, перед светофором, выбранный режим движения может оставаться включенным.
В этом случае всегда следует удерживать рабочий тормоз.
При продолжительной остановке более двух минут установить нейтральную передачу в коробке передач. Для этого перевести поворотный переключатель в положение N. При остановке автомобиля незадолго до достижения частоты вращения холостого хода коленчатого вала двигателя электронная система автоматически выключает сцепление. При работающем двигателе и стоящем автомобиле коробка передач автоматически включает передачу, удобную для трогания с места.
Автомобиль может покатиться. Останавливаясь, всегда ставьте автомобиль на рабочий или стояночный тормоз.
Принципы устройства КПП КамАЗ
Автомобили КамАЗ по большей части оснащаются двумя типами КПП: имеющими пять и десять ступеней, соответственно, это модели 14 и 15. Пятиступенчатые коробки передач чаще используются на машинах, используемых в качестве индивидуальных транспортных средств, тогда как 10-скоростные КПП являются более предпочтительными для грузовиков, входящих в состав автопоездов. Конструкция коробки передач с 10 ступенями включает в себя обычную пятиступенчатую КПП и редуктор-делитель. Этот делитель передач КамАЗ, используемый в совокупности с пятискоростной коробкой, позволяет автомобилю использовать 10 передних скоростей и 2 задние.
Со стартом производства грузовиков, технические характеристики которых предусматривали значительно большую грузоподъемность, специалисты Камского автомобильного завода разработали и новую модель КПП, обозначаемую как 152. Перечень основных отличий и доработок в этой коробке включает в себя:
- усиленный синхронизатор делителя КПП КамАЗ;
- усиление шлицов и удаление их крепежа;
- новый способ крепления шестерен коробки передач;
- увеличение высоты зубцов.
В обновленной версии операции управления и включения делителя выполняются пневматической системой. В процессе эксплуатации КПП КамАЗ очень важно, чтобы обслуживание, диагностика неисправности, ремонт, сборка и замена деталей осуществлялись высококвалифицированными специалистами, обладающими соответствующими знаниями и практическими навыками, а также необходимым оборудованием и инструментами.
Устройство пятиступенчатой коробки КамАЗ 152 предусматривает следующие компоненты и детали:
- картер, в котором содержатся первичный, вторичный и промежуточный валы КамАЗ;
- блок шестерен, отвечающих за включение заднего хода;
- верхняя крышка КПП;
- сборно-разборный механизм переключения скоростей;
- делитель, установленный на передней части картера.
Коробка передач КамАЗ, оснащенная делительным редуктором, имеет целый ряд положительных качеств, включая сниженную частоту переключения скоростей, повышение тяги и упрощение управления автомобилем.
Схема работы коробки передач с делителем
Большая часть эксплуатируемых сегодня грузовиков КамАЗ оснащено пятиступенчатыми механическими коробками передач. Схема переключения скоростей в подобных КПП довольно привычна: водитель выжимает сцепление и смещает рычаг в требуемое положение. При этом важно понимать, что автомобили КамАЗ — это большегрузные грузовые автомашины, то есть регулировка положения рычага должна производиться строго поэтапно.
Привычными для трансмиссии грузовика с дизельным двигателем являются пониженный («Н») и повышенный («В») режимы работы. Разработка этих двух вариантов велась специально в целях минимизации нагрузки на мотор машины как с максимальным грузом, так и в порожнем состоянии. Многие модели автомобилей КамАЗ позволяют переключать эти режимы без использования рычага КПП. Водителю нужно просто поднять или опустить специальный переключатель делителя и буквально на секунду выжать сцепление. Регулировка режима происходит автоматически: опущенный переключатель активирует облегченный режим езды, поднятый — усиленный.
Разобраться с переключением режимов КПП на грузовиках КамАЗ относительно просто. Для переключения скоростей 1-5 используется соответствующий рычаг, расположенный правее сиденья водителя. Например, разгон грузовика предусматривает использование следующей схемы переключения скоростей: 1B-2B-3B-4Н-4B-5Н-5B. На забитой трассе или в сложных дорожных условиях применяют 1H-2H-ЗH-4H-4В-5H-5В.
Следует иметь в виду, что устройство КПП КамАЗ позволяет переключать скорости только с условием отключения сцепления. Для переключения с верхнего режима на нижний и наоборот нужно передвинуть переключатель в соответствующую позицию и только потом до упора и максимально резко выжать сцепление. Буквально через секунду надо отпустить педаль, чтобы включилась нужная главная передача.
В процессе эксплуатации автомобиля очень важно следить за тем, сколько масла в КПП КамАЗ, и по мере необходимости своевременно доливать смазку, предотвращая возможные проблемы и неполадки.
Управление делителем
КПП и делитель на КамАЗе предусматривают стандартный механический режим управление. Управление коробкой представляет собой механизм выбора передачи с тремя вилками, отвечающими за передаточные числа. Система управления делителем (сокращенно — МППД, механизм переключения передач делителя) предусматривает лишь одну вилку, смонтированную на собственном валу, выходящем из корпуса коробки и соединяемом с рычагом сзади. Для взаимодействия вилки с муфтой используется сухарь делителя, смонтированный в каретке синхронизатора.
МППД оснащен пневмомеханическим приводом, в котором скорости переключаются за счет усилия сжатого воздуха, получаемого от пневмосистемы автомобиля. Разборка позволяет выделить осмотреть основные компоненты и узлы:
Золотниковый краник управления делительным редуктором, смонтированный на опоре рычага переключения скоростей. Предусматривает две фиксированных позиции: прямая и понижающая передачи.
Редукционный клапан, отбирающий сжатый воздух из пневматической системы грузовика и стравливающий воздух в случае избыточного повышения давления. От данного клапана происходит подача воздуха на управляющий кран и клапан активации делителя, образуя два контура пневмосистемы управления делителем.
Клапан активации делительного редуктора, отвечающий за подачу сжатого воздуха на МППД при отключении сцепления, что позволяет включать и выключать понижающую передачу параллельно переключению скоростей основной КПП.
Непосредственно МППД, в его состав входит расположенный внутри цилиндра поршень, шток которого подключен к рычагу на валике вилки механизма. В случае поступления сжатого воздуха происходит смещение поршня в том или ином направлении, переключающее режим работы.
Воздухораспределительная трубка делителя, отвечающая за подачу сжатой воздушной массы в цилиндр МППД с определенной стороны поршня, что обеспечивает его смещение и включение нужной передачи делителя.
Для обеспечения надежной и бесперебойной эксплуатации важно своевременно проводить обслуживание и ремонт КПП КамАЗ с делителем. Необходимо регулярно осуществлять регулирование привода переключения передач, проверку размера зазора в клапане включения делителя, замену масла.
Принцип работы пневматической системы делителя
Принцип работы пневматической системы переключения передач заключается в следующем. Воздух под давлением 6.2- 7.5 кгс/см2 подаётся из пневматического привода тормозной системы в редукционный клапан, на выходе которого поддерживается постоянное давление воздуха величиной 3.9- 4.5 кгс/см 2.
Далее давление воздуха подаётся на кран управления делителем и клапан включения делителя. Кран управления делителем, переключатель которого расположен на рычаге переключения передач в кабине водителя, направляет давление воздуха в ту или другую полость воздухораспределителя.
Поршни находящиеся в этих полостях перемещают золотник в одну из двух крайних положений, в результате чего давление воздуха поступающее от клапана включения делителя, расположенного на корпусе делителя. Подаётся в ту или иную полость пневматического цилиндра, в результате чего происходит его перемещение.
Шток поршня входит в зацепление с рычагом переключения передачи.Который закреплен на валу с вилкой. Вилка перемещает синхронизатор.
Отличие КПП 154 от КПП 152
Модель КПП 154 представляет собой обновление модели 152. Среди ключевых положительных моментов новой трансмиссии выделяют:
- Усиленный тип синхронизаторов.
- Улучшенные механизмы фиксации шестерен.
- Мультипликатор имеет более удобное управление.
Пневматическая система автомобиля КАМАЗ считается сложным устройством, для работы с которым требуется специально обученный человек. Ключевым отличительным элементом коробки передач 152 от новой версии служит применение в опорах валов подшипников конусовидной формы.
Технические характеристики
Среди основных ТТХ КПП 154 выделяют:
- Механический тип, 3-ходовый, с 10 ступенями.
- Установлен картер 21.1600010 Sachs MFZ 430, 17.1601008-10.
- Основные номера передач с их числами следующие: 1Н — 7,82; 1В — 6,38; 2Н — 4,03; 2В — 3,29; 3Н — 2,5; 3В — 2,04; 4Н — 1,53; 4В — 1,25; 5Н -1; 5В — 0,815; 3ХН — 7,38; 3ХВ — 6,02.
Обслуживание и ремонт
Чаще всего неисправности в грузовиках КАМАЗ возникают при изнашивании шестерёнок и подшипников, расположенных в КПП. За счёт активного движения и постоянного механического воздействия детали быстро перетираются и изнашиваются. При таком повреждении понадобится комплексная замена батарей, поскольку их ремонт не осуществить.
Основные признаки, указывающие на плохую работу КПП 154:
- Отключение передачи без видимых причин.
- Повышенный уровень шума и характерный стук при эксплуатации.
- Трудности при запуске механизма.
- Фиксация механизма в одной позиции без возможности его переключения.
Для ремонта коробки передач с делителем следует выполнить представленную ниже последовательность действий:
- Следует разобрать устройство.
- Провести осмотр для обнаружения дефектов.
- Заменить детали, пришедшие в негодность, отрегулировать параметры функционирования систем.
- Произвести замену масла в трансмиссии.
- В противоположной последовательности выполнить сборку.
- Выполнить тест-драйв для проверки исправности функционирования автомобиля.
При выполнении ремонта необходимо отрегулировать расстояние между крышкой с торца и механизмом ограничения хода, расположенным у клапана запуска делителя; настроить ход переключающего устройства и откорректировать его привод управления.
Для снятия стоит воспользоваться представленной ниже инструкцией:
- Слейте остатки обработанной жидкости из картера.
- Прочистите магнитный элемент в пробке.
- Опустите запаску.
- Отключите провод, отвечающий за работку лампочки контроля; трубки вентиляции; кронштейны, на которых крепится глушитель.
- Открутите гайки, фиксирующие фланцы.
- Ослабьте тройники хомута.
- Демонтируйте пневматический усилитель сцепления, а после этого отсоедините карданный вал.
- Снимите болты, фиксирующие стартер.
- Отодвиньте КП назад, спустите её на тележку, аккуратно уберите из-под автомобиля.
Процесс ремонта состоит из нескольких основных моментов:
- Снятие воздушного переключателя и крепежных болтов.
- Извлечение валика.
- Отсоединение вилки, отвечающей за изменение скорости.
- Снятие синхронизатора.
- Снятие вала и вилки сцепления.
- На поверхности крышки у заднего подшипника производится снятие фиксирующих элементов, а затем снятие крышки.
- Со стакана подшипника выполняется снятие шайбы, а затем разборка основных элементов.
- Удаление вала и самого подшипника из основной части делителя.
- Крепление в тисках лицевой части ведущего вала.
- Снятие стяжной и маслонагнетательной гаек.
- Демонтаж роликоподшипника, втулки и шестерёнок.
После этого проводится ремонт и замена элементов, затем собирается делитель. В противоположной последовательности производится сборка механизма. После завершения выполняется поверка автомобиля, которая проводится в режиме с нагрузкой и без нагрузки.
Как обслуживать КПП 154
Для обслуживания проводят регулирование привода переключения скорости, корректировку просвета в клапане активации делителя, периодическую замену масла.
- Изначально производится корректировка расстояния между торцом крышки и ограничителем хода. Для этого проверяют регулирование привода отключения сцепления, в случае необходимости его регулируют. Откручивают крепёжные гайки упора штока клапана. Контур четвертого привода подключается к прибору для измерения давления (в норме показатели давления повышают до 7-7,5 кгс/см). Полностью выжимают сцепление, упор штока должен соприкасаться с ограничителем. Образовавшийся зазор должен составлять от 0,2 до 0,3 мм, в таком положении он фиксируется. Шток с крышкой накрываются резиновым предохранителем.
- Этап проверки масла заключается в откручивании пробки и установке указателя в заливное отверстие до упора. Закручивать пробку не нужно.
- Процесс смены масла в грузовике КАМАЗ осуществляется не менее одного раза в год. Это правило работает в том случае, когда автомобиль проходит за год расстояние не более 90 тысяч километров. При работе в тяжёлых условиях с повышенной нагрузкой частота смены масла увеличивается. На этапе замены разогретое масло удаляется через специальные сливные отверстия. Пробки откручиваются, а магниты очищаются от загрязнений. Происходит чистка картера новым маслом, затем оно заливается в КПП 154. Двигатель при этом работает на нейтральной передаче 10 минут. После этого закручиваются пробки, а внутрь заливается смазка ТСп-1.5К. В заключительном этапе проводят проверку уровня жидкости. Если жидкости недостаточно, её доливают до отметки. Масло необходимо поддерживать в подогретом состоянии, поскольку это снижает его вязкость.
В чём разница между 154, 152 и 15 КПП КАМАЗ
Основное отличие заключается в опоре механизма, располагающейся в верхней части. Для КПП 154 используется переключатель делителя МПДП-1771010А. Новая модель коробки передач имеется в формате 154.1700051 и 154.1700056, которые отличаются по рычагам активации сцепления. В первом случае устанавливается прямой рычаг 19.1601217-10, а во втором случае используется изогнутый вариант 19.1601217-20. Выпускаются модели старого образца (15.1771010, 15.1771010-10 и 15.1771010-20), имеющие существенные визуальные отличия. Детали старого образца используются только в КПП 152.
Отличия КПП 15 от КПП 152 заключаются в следующем:
- В новой модификации применяется упрощённая система управления делителем.
- Увеличена высота зубьев для усиления шлицев.
- Более простая пневмосистема, используемая для управления делителем. Она изготовлена из пластмассовых воздухопроводов.
- Отсутствие шпона в креплении шестерёнок и промежуточного вала.
- Исправлена ошибка, приводящая к автоматическому выключению 4 и 5 передач.
- Использование более прочного подшипника в новой модели.
- В новой версии производители увеличили зубчатый венец шестерни четвёртой передачи.
- Разработчики удалили замковый механизм в шлицевом соединении вала с кареткой синхронизаторов на четвертой и пятой передаче.
Цена новой КПП модели 154 от завода ПАО КАМАЗ составляет 276 тысяч рублей, рекомендуется приобретаться у официальных дилеров или проверенных продавцов. Есть варианты от Ремзаводов, стоимость около 150 тысяч и капитально отремонтированные в районе 100-120 тысяч рублей. Все варианты есть у нас в каталоге, можете приобрести у нас.