Как выбрать зимние шины
Как выбрать зимние шины
С наступлением холодов, перед автовладельцами встает актуальный вопрос — какую зимнюю резину лучше выбрать. На рынке представлены сотни моделей с различными характеристиками и очень большим ценовым диапазоном.
В этой статье мы подробно рассмотрим основные отличия зимних покрышек от летних, а также подскажем, по каким критериям следует оценивать будущую покупку. А наш ТОП-5 лучших зимних шин 2019 года поможет быстро сориентироваться среди всего ассортимента зимней резины на рынке и сделать правильный выбор.
рис. Зимняя резина
Чтобы не пришлось терять время на посещение стационарных сервисов, воспользуйтесь услугой шиномонтажа с выездом. Специалисты оперативно приезжают на указанный адрес и производят все виды работ по замене и ремонту колес. Плюс в экономии времени и сил.
Как выбрать зимние шины?
Приход зимы для автомобилистов – это не только снег и мороз. Эта ещё и извечная суматоха – подготовка автомобиля к неблагоприятному времени года.
Насколько уверенно будет держаться автомобиль на заснеженной дороге или при гололеде во многом будет зависеть от зимних шин. Конечно, можно всю зиму проездить и на летней резине, но при этом рискуя и собственной машиной, и представляя опасность для других участников дорожного движения. В то же время разнообразные модели зимних шин совершенно по-разному ведут себя в тех или иных условиях. Определиться, остановить свой выбор на конкретном комплекте зимней резины довольно непросто. Зачастую, чтобы понять, что лучше будет для Вас и Вашего автомобиля, приходится опираться на многолетний опыт и приобретать уже зарекомендовавшую себя продукцию. Тем более, что выбор зимней резины зависит от погодных условий, преобладающих в Вашем регионе. Поэтому однозначно сказать, что какие-то одни зимние шины лучше других нельзя. Но всё же какие-то общие рекомендации по выбору зимней обуви для Вашего авто сделать можно.
Шипованная или нешипованная (фрикционная)
По поводу того, шипованную или нешипованную резину брать на зиму, ответ неоднозначен. С теоретической точки зрения шипы должны обеспечивать более высокий коэффициент сцепления колес с дорогой, что особенно важно в гололед. Но порой нешипованная зимняя резина ведет себя на скользкой дороге на порядок выше шипованных моделей покрышек. В чем же дело?
Поведение автомобиля на дороге зависит не только от наличия/отсутствия шипов. Определяющими факторами также являются химический состав резины, рисунок протектора.
Давайте попробуем разобраться, что же будет лучше в конкретных условиях?
Шипованные зимние шины
В условиях гололеда или накатанного снега с помощью шипов достигается увеличение коэффициента сцепления зимних шин с дорогой.
Существует два варианта либо Вы сразу приобретаете шипованные зимние шины, либо производите ошиповку обычной зимней резины. Понятно, что чем больше будет шипов на шине, тем лучше будет вести себя машина (сократится тормозной путь, снизится вероятность пробуксовки). А для большей эффективности шипы должны располагаться не на одной линии, а хаотично разбросаны по поверхности шины. Только помните, что ошиповать можно не каждую резину – уточняйте этот вопрос с продавцом.
Из импортных шипованных шин на скользкой дороге хорошо себя зарекомендовала модель Michelin X-Ice North 2. .Крупные канавки имеют зубчатую насечку для более эффективного торможения и самоочищения. Но «набегающая» сторона канавок гладкая — для лучшего отвода воды и мокрого снега. Ламели имеют разный «угол атаки» для эффективной работы как на прямой, так и в повороте
Нешипованные зимние шины
При езде по глубокому снегу на управляемость автомобиля влияет не только наличие шипов, но и рисунок протектора зимней резины. Как правило, наиболее эффективны оказываются зимние шины с множеством прямоугольных шашечек, расположенных в шахматном порядке. Важна также и глубина рисунка – у большинства моделей этот параметр составляет от 9 до 10 мм. На сцепление с дорогой влияет и наличие мелких полосок (ламелей) на протекторы шин. За счет них и шипованные, нешипованные зимние шины лучше держатся за дорогу.
На Ваших дорогах большую часть зимы лежит мокрый снег или даже напрочь отсутствует, тогда надо задуматься о покупке нешипованных зимних шин. Во-первых, будут малоэффективны при разгоне и торможении на асфальтной дороге. Во-вторых, из-за шипов уменьшается пятно контакта колеса с дорогой, что приводит к уменьшению коэффициента сцепления и, как следствие, ухудшению управляемости автомобилем. В-третьих, при езде по асфальту шипованные зимние шины будут служить дополнительным источником шума.
На что же обратить внимание при выборе нешипованных зимних шин.
На мокром снегу лучшее поведение автомобиля обеспечивает резина с направленным рисунком протектора, который способствует отводу слякоти из-под колеса. Рисунок таких зимних шин схож с летними дождевыми, в которых строение протектора напоминает елочку.
Среди нешипованных зимних шин одними из лучших считаются Continental ContiVikingContact5. Цена на эти шины лежит в пределах 75 до 300 у.е. – всё зависит от типоразмера для Вашего автомобиля.
Общие рекомендации по выбору зимних шин
Зимние шины в среднем служат 2-4 сезона. Когда они истираются – глубина протектора становится меньше 4 мм – приходит пора их замены. Состав резиновой смеси для зимних шин подбирается таким образом, что колесо как бы «прилипает» к скользкому покрытию. Поэтому для езды в заснеженных условиях или при гололеде больше подходят более мягкие зимние шины. На асфальтном покрытии в зимнее время мягкие шины будут также эффективны, но быстрее изнашиваются – нужна более твердая резина. На ощупь этот фактор определить тяжело, но что-то конкретное может посоветовать продавец (на основании отзывов покупателей).
Более эффективными зачастую оказываются зимние шины с ассиметричным рисунком протектора. При этом, например, наружная часть шины отвечает за движение по асфальтному покрытию, внутренняя – по заснеженному. Следует, только правильно устанавливать такие шины согласно нанесенной на ней маркировке.
Размер зимних шин
Размеры зимних шин (впрочем как и летних) стоит выбирать из тех, что рекомендованы автопроизводителем. Если брать намного больше по ширине, то пятно контакта колеса с дорогой, естественно, увеличится. Но при этом масса автомобиля распределится таким образом, что сцепление шины с поверхностью дороги уменьшится.
Если уже не оказалось необходимого размера, то лучше выбрать немногим меньшую по ширине модель зимних шин, но при этом большую по высоте профиля.
Если вы не знаете, какие шины рекомендованы автопроизводителем, то стоит посмотреть размеры шин, которые сейчас эксплуатируются на вашем автомобиле. Для этого необходимо найти нужную маркировку на ваших шинах. На картинке слева маркировка обозначает: ширина профиля — 135мм, высота профиля 80% от ширины профиля, диаметр — 12 дюймов.
Эксплуатация зимних шин
Многие «обувают» свой автомобиль в зимние шины только после выпадения первого снега и появления гололеда на дорогах. Это зачастую становится причиной увеличения количества аварий в начале зимы. В общем случае рекомендуется менять резину на зимнюю уже при температуре 7 градусов.
Причем зимние шины как шипованные, так без них требуют бережной эксплуатации на первых нескольких сотнях километров. Обкатку без резких торможений, с плавными разгонами и аккуратными вхождениями в повороты рекомендуется для того, чтобы шины сохранили свои свойства на долгое время. Особенно это повлияет на то, сколько продержатся шипы в резине.
Многих интересует, можно ли поставить зимнюю резину только на ведущие колеса, и таким образом сэкономить. Такое решение повлияет на поведение машины, но не всегда лучшим образом. Естественно, при трогании с места почувствуется заметное изменение в положительную сторону, но в поведении автомобиля на дороге могут возникнуть несколько неприятных моментов. Например, на заднеприводных авто при торможении масса переносится на передние колеса, в итоге, получается польза от зимней резины на задних колесах невелика. Или при входе в поворот автомобиль с задним приводом с шипованной резиной только задних колесах на обледенелой дороге будет также плохо слушаться руля. И такой проблемы не лишены и переднеприводные авто. Зимние шины только на передних колесах позволят быстрее трогаться. Но при торможении, и даже при сбрасывании скорости задние колеса пойдут юзом. Поэтому если покупать, то уже полный комплект зимней резины. Конечно, если выдерживать спокойный темп езды, то в принципе Вы моежете и не почувствовать разницы. Но в неожиданных ситуациях (экстренном торможении, заносе) Ваш автомобиль будет более уверенно держаться на дороге при комплектации одинаковой зимней резиной. И тем легче Вам будет им управлять.
Если Вы купите шипованную зимнюю резину, но из-за изменчивой погоды придется «выгнать» авто на асфальт, то придется более аккуратно. Резкий старт и экстренное торможение недопустимы, если не хотите за один раз растерять все шипы. Также не забывайте наклеивать на свой автомобиль знак «Ш» – остальные водители будут иметь в виду, что у Вас будет более короткий путь торможения, и, соответственно, будут держать большую дистанцию.
И в заключение, хотелось бы посоветовать фирмы, зимних шины которых неплохо себя зарекомендовали. Среди российских фирм можно посмотреть зимние шины KAMA, импортные – это Nokian, Michelin, Continental, BridgeStone. На российских зимних шинах вполне можно отъездить пару сезонов, импортная «обувка» хоть и стоит дороже, но вполне может быть в эксплуатации в два раза дольше. Но и купить зимние шины российских производителей можно за 60-90 у.е. за колесо. Стоимость аналогов импортного производства начинается от 100 и вплоть до 500 у.е. за шину. Это, конечно, не означает, что Российская резина хуже импортной, сложившиеся мифы о качестве российских шин неоправданны. Поэтому можно отдавать предпочтение какой-то конкретной марке, но в то же время не отказываться от покупки обувки, сделанной на заводах в России или Китая.
Важен ли рисунок протектора?
Рисунок протектора — то, что непосредственно влияет на курсовую устойчивость и сцепление с дорогой. Сегодня наиболее распространены три типа покрышек:
- с асимметричным ненаправленным рисунком;
- симметричным ненаправленным рисунком;
- симметричным направленным рисунком.
Правильно выбрать колеса поможет наша таблица:
Условия | Особенности шины |
Асфальт (сухой, мокрый или покрытый слякотью) | Направленный или асимметричный протектор, неошипованный, с жесткой серединой и сравнительно небольшой глубиной (6–7 мм). Грунтозацепы могут иметь различную геометрию. |
Снег, снежное месиво | Фрикционный симметричный направленный или симметричный ненаправленный протектор, с мелкими блоками ромбовидной формы или схожей, разделенные широкими продольными и поперечными канавками. Высота рисунка протектора — 8–10 мм. |
Наледь, лед (до 20 градусов мороза) | Ошипованный, направленный, имеет небольшой угол раскрытия. Также подходит ошипованный, симметричный, ненаправленный, без обилия больших канавок. |
Наледь, лед (ниже 20 градусов мороза) | Фрикционный со схожими параметрами. |
Как правильно выбрать зимние шины для автомобиля
Летние покрышки рассчитаны на высокие скорости и преимущественно сухое покрытие. Зимние шины призваны обеспечить безопасную езду по грязи и покрытым снегом и льдом дорогам.
Всесезонный комплект, который установлен на многих автомобилях, продаваемых в автосалонах, приемлем для стран и регионов с теплым климатом и мягкой зимой. Но такие условия не характерны для большей части территории Украины, не говоря уже о России или Беларуси. Здесь зимняя автомобильная «обувь» не роскошь, а необходимость.
Жесткие всесезонные покрышки при температуре ниже -10°C становятся слишком твердыми, это увеличивает тормозной путь и повышает риск ДТП. Летняя резина при такой температуре напоминает пластмассу, а при -40°С становится хрупкой, как стекло.
Для нашей климатической зоны всесезонка — не выход даже для полноприводных авто. Поэтому у каждого украинского автомобилиста должно быть два комплекта шин — летний и зимний.
Приобретать зимнюю резину лучше заранее, летом, когда цены на нее ниже и есть время спокойно обдумать выбор. Качественные, правильно подобранные шины добавят вам спокойствия и уверенности за рулем.
При подготовке к зимнему периоду стоит ориентироваться на температуру +7°С. Если столбик термометра подобрался к этой отметке, значит пора переобувать свое авто в зимнюю резину.
Зимние шины бывают шипованные и фрикционные (нешипованные).
Шипованные покрышки имеют в протекторе металлические вставки, которые позволяют улучшить сцепление с очень скользкими поверхностями. Они имеют более агрессивный рисунок протектора, что обеспечивает повышенную проходимость в снегу.
Их стоит приобрести, если вам приходится часто выезжать за город, ездить по плотному накатанному снегу или сильно обледеневшей дороге. В сложных зимних условиях шиповки будут лучшим решением для не очень опытных автомобилистов.
Количество шипов может быть разным, но чем их больше, тем ощутимее они шумят, раздражая водителей. Этот фактор нужно учитывать при покупке.
Шипы не годятся для быстрой езды, при скорости больше 120 км/ч они просто начинают вылетать.
На мокром асфальте тормозной путь шиповок длиннее, чем фрикционных шин.
Шипованная резина довольно быстро изнашивается при езде по чистому асфальту и может портить дорожное покрытие. По этой причине во многих европейских странах ее можно использовать только на не расчищенных трассах и с ограниченным количеством шипов. Об этом нужно помнить, если вы планируете отправиться в Европу на своем авто.
Липучки
Для украинских городских дорог зимой больше характерна смесь грязи и рыхлого подтаявшего снега. В условиях снежной «каши» оптимальным выбором будут фрикционные шины, которые в народе называют «липучками». У них отсутствуют шипы и иной рисунок протектора. Липучки бывают двух типов — европейский и скандинавский (нордический).
Нешипованная резина европейского типа дает хорошую управляемость во время дождя или на мокром снегу. На протекторе имеется развитая сеть водоотводящих каналов и большое количество тонких прорезей (ламелей).
Ламели обхватывают мелкие неровности асфальта, обеспечивая надежное сцепление с покрытием. Такие шины будто прилипают к дороге. Очевидно, именно потому их прозвали липучками.
Европейские липучки прекрасно проявляют себя на сухом и мокром покрытии. Грунтозацепы на внешних краях протектора повышают проходимость в сырой земле и глине. Их можно использовать, если вы живете в южном городе и редко выезжаете за его пределы. Но следует помнить, что такие шины не очень хороши на обледеневшей трассе.
Для остальной территории Украины лучше выбрать фрикционные шины скандинавского типа. По сравнению с европейскими у них более мягкий состав резины. В рисунке преобладают прямоугольные и ромбовидные элементы, он более разреженный, а его глубина около 10 мм. Количество ламелей значительно больше, чем на европейских липучках. Боковина нордических шин имеет почти прямой угол, в отличие от более закругленных европейских.
Скандинавские шины незаменимы на покрытых снегом дорогах, неплохо проявляют себя при гололедице, но на чистом асфальте могут быть шумными и быстрее изнашиваются.
Хотя рисунок протектора имеет важное значение, не стоит делать его определяющим фактором при выборе шин. Внешность бывает обманчивой. Всё зависит от точности расчетов и тестов, проведенных изготовителем. Отличия могут быть небольшими, но при этом существенными. Визуальная оценка здесь едва ли поможет.
При выборе конкретной модели лучше опираться на результаты испытаний, не забывая при этом, что некоторые тесты могут носить заказной характер.
Сколько зимних автопокрышек нужно купить
Некоторые автолюбители в целях экономии приобретают зимние покрышки только на ведущие колеса. Это ошибочный подход, особенно, если одна ось в шипах, а другая в летней «обувке». Из-за различий в сцеплении резко повышается риск заноса и ДТП.
Поэтому «переобувать» авто нужно полностью. Для максимальной безопасности все шины должны быть одной модели и одного возраста. Использовать на одной оси шины с разным типом рисунка и строением каркаса ни в коем случае нельзя.
Не забудьте о запаске. Если в дороге лопнет колесо, замена его на покрышку с летней резиной ни к чему хорошему не приведет.
Какие шины считать старыми
Можно ли сэкономить
Цена не всегда пропорциональна качеству. Во сколько вам обойдется зимний комплект, зависит от бренда, страны-производителя, модели. Здесь есть поле для маневра.
Чем выше индекс скорости, тем выше стоимость шин. Зима не самое подходящее время для гонок. Большинство автолюбителей вполне может обойтись без высокоскоростной зимней резины.
Комплект с меньшим посадочным размером обойдется в меньшую сумму. Правда, для них понадобятся соответствующие диски.
Не обязательно покупать самую последнюю модель. Прошлогодние могут мало чем уступать новым, зато окажутся дешевле.
Суббренды известных производителей шин выпускают копии моделей, которые в прошлые годы были на рынке под маркой основного бренда. Они также стоят дешевле. Такими суббрендами для Continental являются Mabor, Barum, General Tire, Viking, Semperit, Gislaved. У Nokian — это Nordman; у Goodyear —Fulda, Debica, Sava.
Стоит ли покупать б/у
Бывший в употреблении комплект стоит существенно дешевле нового. Однако экономия при его покупке довольно сомнительная. Такие колеса уже в какой-то степени изношены, а значит, работать будут хуже да и прослужат
меньше.
Если зимняя резина эксплуатировалась в жаркое время года, то она, скорее всего, стала более жесткой и ее характеристики в целом ухудшились. Покупая шины б/у, вы не можете быть уверены, что они использовались только в соответствующий сезон.
Поэтому, если не хотите неприятных сюрпризов, покупайте новый комплект от надежного производителя.
Не забудьте про обкатку
Новую зимнюю резину нужно обязательно обкатать примерно 500 км. Это относится и к шиповкам и к «липучкам». Сделать это необходимо, пока на дорогах еще не появился лед и не ударили морозы. В процессе обкатки следует избегать резких ускорений и торможений и не превышать скорость 70-80 км/ч.
При последующих монтажах в будущих сезонах нужно следить, чтобы шины вращались в том же направлении, что и во время первоначальной обкатки.
Форма шипа
Если выбрать шипованный вариант стоит отметить — сейчас многие производители бьются над совершенной формой этого «железного зуба», которая сможет более эффективно удержать автомобиль на дорожном покрытии.
Стандартный шип имеет форму гвоздя, такая форма самая дешевая в использовании и достаточно прочная.
Также имеются и варианты различных форм и размеров, сейчас если не соврать, порядка 10 – 15 различных – квадратные, прямоугольные, крестообразные и т.д.
Скажу так, если есть деньги, то можно рассмотреть эти варианты, они действительно эффективнее. НО если денег нет, то обычные также не плохи, причем тормозные пути до 60 км/ч мало чем отличаются. А больше зимой я вам не рекомендую гонять!
Например, если взять резину с обычным шипом и с квадратным или прямоугольным, то разница может быть в 1000 – 2000 рублей с колеса, в зависимости от радиуса.
Разновидности резины, ее характеристики
Вкратце рассмотрим особенности каждого типа резины.
- Европейская. Предназначена для мокрого асфальта. Допускается отклонение температуры в сторону «минус». Шины имеют диагональный рисунок, канавки, обеспечивающие отток воды. В каких случаях ее применение оправдано? Когда на улице идет небольшой снег или дождь, и необходимо обеспечить хорошее сцепление, европейские покрышки будут как раз кстати. Особенно в южных широтах.
- Скандинавская. Хорошо зарекомендовала себя в суровых условиях. Отличается уникальным узором, который позволяет машине уверенно ехать по снежной трассе. Также на рисунке есть небольшие полоски, расстояние между элементами приличное. В результате, во время движения автомобильная покрышка хорошо продавливает снежное покрытие, очищается от снега.
- Шипованная резина. Шипы предназначены для разрушения ледового покрытия. Шипы могут быть круглыми, четырехугольными, даже крестообразными. Вариант в форме гвоздя считается одним из самых оптимальных. К тому же, шипованная резина неплохо выручает при снежных заносах. Ездить по голому асфальту не рекомендуется – они прослужат недолго. Обратите внимание, что шипованную резину обязательно нужно обкатывать. Это необходимое условие притирки шипов, их закрепления в протекторе. За счет отличного сцепления, значительной силы трения, тормозной путь небольшой.
- Нешипованная резина. Многие водители интересуются, как выбрать зимнюю резину для автомобиля, когда синоптики прогнозируют дождливую, снежную зиму? Главное правило выбора – не покупать нешипованные шины. В условиях нашей зимы они практически бесполезны.
При выборе шипованных изделий выбирайте «золотую середину», содержащую 130 зацепов. А вот 190-шипная сильно шумит.
Подведем итоги.
Лучшая зимняя резина та — которая выбрана правильно! Эта истина сказанная кем-то работает и поныне, действительно, мало просто поехать и купить зимние шины, нужно знать какие вам подойдут больше всего, учитывать климат, в котором вы проживаете, а также учитывать дорожную обстановку (состояние дорог, частоту и качество снегоуборочных дорог и т. д.). Помните, что замена резины — комплексное мероприятие, за экономию чаще всего приходится платить своей безопасностью, а иногда и жизнью. Те, кто считают, что замена шин только на ведущих колесах это эконом-решение всех вопросов — глубоко заблуждаются. Такая установка шин приведет к снижению управляемости и подведет в самый неподходящий момент, в случае необходимости резко затормозить или совершить маневр.