Приборы безопасности мостового крана
Приборы безопасности мостового крана
Мостовые краны — это незаменимые узлы на ряде крупных предприятий нефтехимической, горнодобывающей, металлургической и машиностроительной отраслях производства. Использование этих машин позволяет выполнять большой объем работ и развивать производственные мощности. Потеря такой машины вследствие поломки, простоя и неграмотного обслуживания приводит к остановке производственных линий. Кроме того, неграмотные действия при работе с мостовыми кранами — одна из основных причин травм других работников цеха. Поэтому крупные предприятия немало внимания уделяют подбору опытных, квалифицированных машинистов. Далее разберемся, как устроены данные транспортные средства и каковы правила их эксплуатации? В этой статье мы рассмотрим установленные приборы безопасности мостового крана.
Тележка мостового крана
На тележке мостового крана расположена лебедка, сама тележка может перемещаться перпендикулярно линии движения крана по специальным направляющим. Тележка крана показана на следующем рисунке.
Таким образом, при совместном движении моста и тележки крана обслуживается, практически, вся площадь цеха. Исключение составляют небольшие участки , вдоль стен, на которые кран не может подать свое грузозахватное приспособление. Так как мостовой кран перемешается по путям, расположенным наверху, то он не занимает много площади, что существенно экономит полезное пространство.
Полукозловой кран
При работе на открытом воздухе для мостовых кранов строится специальная эстакада, на которой укладываются подкрановые рельсы. Если рядом с местом работы такого крана имеется стена здания, то экономичной является укладка одного подкранового пути па этой стене, а вместо второй эстакады удлиняется вторая опора крана. Путь для нее укладывается на земле. Такой грузоподъемный механизм называется полукозловым краном.
При установке моста крана на двух удлиненных опорах, перемещающихся по рельсам, уложенным на земле, получается козловой кран или мостовой перегружатель.
Грузозахватные приспособления
Мостовые краны, как и большинство других подъемных механизмов, при необходимости могут снаряжаться различными грузозахватными приспособлениями:
Разновидности опорных мостовых кранов
Основное деление опорных мостовых механизмов происходит по количеству несущих балок с составе моста:
однобалочная конструкция двухбалочная контсрукция
Кран мостовой двухбалочный – отличается большей надежностью и устойчивостью.
Кран мостовой электрический двухбалочный способен поднимать больший груз при той же длине моста, что у аналогичного однобалочного крана. Еще одним важным плюсом такой конструкции является ее высокая надежность и устойчивость, что позволяет поднимать длинномерные грузы.
Также разделяются опорные агрегаты в зависимости от типа привода: электрический или ручной. У электрической кран-балки ходовые колеса снабжены собственным электрическим приводом, от которого идет передача вращения через редуктор и вал трансмиссии. Преимущества электрического крана в простоте управления и в высоких параметрах грузоподъемности.
Использование дополнительных опор повышает параметры прочности мостового крана, но их использование допустимо только в достаточно просторных помещениях.
Конструкция мостового крана
По количеству главных балок конструкция ГПМ бывает:
- однобалочная. Используется на небольших производствах, может быть подвесным или опорным. Г/п <= 10 т.
- Двухбалочная. Конструкция выполняется только в опорном варианте, т.к. их грузоподъемность > 8 т.
Использование — в больших производственных цехах, в автомобильной, металлургической промышленности. Длина пролета — до 60м. Грузовая тележка может иметь вспомогательный грузоподъемный механизм помимо основного.
Монтаж опорных кранов выполняется на неподвижных опорах цехового или складского помещения и представляет конструкцию, имеющую конфигурацию моста. Его установка занимает весь цеховой пролет, которая передвигается по подвешенным рельсам, являющимися путями. Каждая модификация крана имеет свой ГОСТ.
Подъемники различаются по следующим типам и особенностям:
- конструкции однобалочные либо двухбалочные;
- приводы ручные или электрические;
- тип захвата грейферный, магнитный либо крюковый.
Концевые балки опорного крана крепятся к подкрановому пути, который пролегает по нижней части балок подкрановых.
Мостовой грузоподъемник с помощью концевой балки передвигается по рельсам, установленным на подкрановой балке. Его еще называют концевой балкой.
Он имеет следующие основные узлы:
- мост — стальная подвижная конструкция, которая служит основанием для движения тележки по подкрановым рельсам, они установлены и закреплены на положенной высоте к цеховым стенам с соблюдением всех норм безопасности;
- тележка — это жестская сварная рама, снабженная ходовыми колесами, механизмом перемещения, к ней подведено токоприемное устройство и устройство, обеспечивающее безопасность;
- концевая балка состоит из корпуса, представляющего собой сварной короб из легированной листовой стали или швеллеров, колесных блоков и мотор-редуктора, балка является механизмом передвижения устройства по проложенным путям и является опорой крана;
- путь подкрановый обеспечивает движение подъемной машины по балке подкрановой, бывает рельсовым или балочным, его направляющие выполнены из квадратной или полосовой стали;
- таль используются в тележках и встречается как отдельный подъемный механизм, тали, управляемые электрическим приводом, состоят из электродвигателя, редуктора, лебедки, звездочки, крюка и тормоза, и разделяются на стационарные и динамические;
- эстакада подъемника — это несущая конструкция, которая объединяет пролетные горизонтальные сооружения и опоры, под опоры для мостовых кранов в цеховых помещениях используют колонны или отдельно изготовленную эстакаду, представляющая ферму.
Электрооборудование опорных кранов
Краны мостовые имеют электрооборудование, которое разделяется на основное и вспомогательное. Главные операции: движение моста, тележки, подъем, опускание грузов обеспечивает основное оборудование, а вспомогательное выполняет второстепенные функции.
К основному силовому оборудованию кранбалок относится оборудование, работающее на трехфазном переменном токе с напряжением 380 В и частотой 50 Гц:
- электродвигатели;
- электромагниты;
- оборудование, обеспечивающее работу тормозов;
- выключатели;
- ограничители конечных положений механизмов;
- пускатели магнитные.
К основным относятся и аппараты, управляющие силовым оборудованием. Это реле, автоматы, контроллеры, предохранители. Они работают на переменном напряжении 220 В. Схема подключения этих приборов, является слаботочной.
К вспомогательному оборудованию относятся:
- звуковые аппараты сигнализации;
- осветительные приборы;
- обогревающая печь для кабины управления;
- приборы для измерений;
- дополнительные защитные средства.
Подвод электропитания к крановому токоприемнику производится с помощью троллей либо системы из гирлянды кабелей. Все схемы управления и подключения электрооборудования входят в общую документацию.
Особенности работы однобалочного моста
Кран мостовой однобалочный опорный бывает с ручным или электрическим приводом. Грузоподъемность ручных машин равна 12,5 — 20 Т с пролетом от 4,5 до 16,5 метров.
Период работы мостового устройства с электроприводом состоит из захвата груза, его перемещения, называемое рабочим ходом, разгрузки и возврата к исходному положению, которое считается холостым ходом. Кран мостовой электрический однобалочный опорный имеет грузоподъемность 1 — 10 т. В его рабочие характеристики входят:
- скорость передвижения;
- расстояние перемещение, определяемое величиной пролета;
- верхний уровень подъема груза.
Их скорость передвижения равна 0,4 — 10 м/с или 24 — 60 м в минуту. Величина рабочего пролета данной модели имеет диапазон 3-15 м.
Эти однобалочные опорные агрегаты устойчивы к температурным колебаниям и могут стабильно работать при температуре -20…+40°С.
Краны однобалочные опорные получили популярность благодаря таким положительным свойствам, как экономичность, невысокая цена, прочность и надежность в работе, несложное управление. Доступные по цене детали позволяют вовремя производить ремонт.
Особенности работы двухбалочного моста
Краны мостовые с двумя балками могут комплектоваться несколькими подъемными устройствами и тележками. Если они имеют равную грузоподъемность, то управление ими проводится синхронно. Если величина грузоподъемности разная, тогда одно из них считается основным, а другое вспомогательным и управление осуществляется последовательно.
Кран мостовой двухбалочный опорный служит для работы в помещениях с большими пролетами и является более мощным в сравнении с однобалочным. Подъемная машина с ручным управлением грузоподъемностью от 5 до 20 т применяется в цехах, имеющих пролет от 8 до 17 м.
Кран мостовой электрический двухбалочный опорный может поднимать грузы от 5 до 350 т с пролетом цеха от 10,5 до 32 м.
Двухбалочные агрегаты выгодно отличаются рядом показателей:
- надежность и прочность благодаря конструкции из двух балок;
- для работы с негабаритным грузом есть возможность усилить механизм дополнительными тележками;
- комфортное и несложное управление;
- простота в ремонте;
- большой по габаритам выбор модели позволяет выбрать устройство под любое помещение;
- устойчивость к любым погодным условиям, может работать при температуре ниже -40°С;
- возможность менять положение кабины управления;
- возможность дополнять необходимым грузоподъемным оборудованием;
- отличается плавным ходом и встроенным тормозом механизма перемещения.
Среди двухбалочных машин существуют агрегаты, рассчитанные на поднятие небольших тяжестей. К ним относится кран, предназначенный для работы с грузами, равными 1-5 т. Кран опорный 5 т можно встретить в закрытых помещениях. У него небольшие габариты, и он управляется оператором из кабины.
К популярной модели, такой, как опорный 5т, относится мост, имеющих конструкцию из 2 балок, который предназначен для работы с тяжестями не более 10 т. Его отличие от других подобных кранов заключается в том, что ГОСТ разрешает дополнять агрегат оборудованием для подъема — траверсой, грейфером, магнитом. Такой агрегат применяют для установки на опорные краны, имеющие большую грузоподъемность.
Благодаря таким качествам, как надежность, универсальность и простота в управлении, краны мостовые нашли широкое применение в народном хозяйстве.
Устройство тележки
На жесткой тележке располагаются:
- Устройства подъёма и передвижения.
- Узел распределения тока.
- Механизм безопасности, ограничивающий максимально возможный вес и высоту подъема груза.
При поднятии веса более чем на 10% превышающего возможности кранового механизма, подъем груза прекратится. Также при приближении к краю рельсового пути тележка автоматически останавливается. При выходе из строя тормозов остановку тележки обеспечивают буфера.
Дополнительные устройства и приборы безопасности
Мостовые краны, работающие вне помещения, оборудуются анемометрами, измеряющими силу ветра и подающими сигнал о необходимости прекращения погрузочных работ, если сила ветра превышает допустимый уровень. Кроме того, краны на открытых эстакадах могут снабжаться противоугонными захватами. Подобные захваты, выполненные в виде клещей или блокирующих ходовые колеса остановов, исключат перемещение находящегося в неработающем состоянии крана или его тележки под воздействием сильного напора ветра.
Световая и звуковая сигнализация в кабине машиниста крана служит для информирования о возможных неисправностях крана или об опасных зонах (приближение к концевым упорам или к соседнему крану). Главные троллеи крана оснащаются световой сигнализацией (красными лампами), показывающей наличие на них напряжения.