Подушки безопасности
Подушки безопасности
Подушки безопасности автомобиля (общепринятое международное название — airbag) предназначены для смягчения удара водителя и пассажиров о рулевое колесо, элементы кузова и окна при автомобильной аварии. Они применяются совместно с ремнями безопасности. Свою историю подушки безопасности ведут с момента опубликования патента Уолтера Линдерера в 1953 году.
Виды подушек безопасности
Современные легковые автомобили имеют несколько подушек безопасности, которые расположены в разных местах салона автомобиля. В зависимости от их расположения существует четыре типа подушек безопасности: фронтальные, боковые, головные, коленные и центральные.
Впервые фронтальные подушки безопасности были применены на автомобилях Mercedes-Benz в 1981 году. Различают фронтальную подушку безопасности водителя и переднего пассажира. Для фронтальной подушки безопасности переднего пассажира предусматривается, как правило, возможность отключения. В ряде конструкций фронтальных подушек используется двухступенчатое и даже многоступенчатое срабатывание в зависимости от тяжести аварии (т.н. адаптивные подушки безопасности). Фронтальная подушка безопасности водителя располагается в рулевом колесе, переднего пассажира — в верхней правой части передней панели.
Боковые подушки безопасности призваны снизить риск травмирования таза, грудной клетки и брюшной полости при аварии. Пионером в применении боковых подушек безопасности является компания Volvo, которая в 1994 году начала предлагать их для установки в качестве опции. Боковые подушки безопасности устанавливаются обычно в спинке переднего сидения. Ряд автомобилей предлагают боковые подушки безопасности на задних сидениях. Самые продвинутые боковые подушки безопасности имеют двухкамерную конструкцию. Она включает более жесткую нижнюю часть для защиты таза и мягкую верхнюю часть — для грудной клетки.
Головные подушки безопасности (другое наименование — "шторки" безопасности) служат, как следует из названия, для защиты головы при боковом столкновении. Впервые "шторки" безопасности начала устанавливать компания Toyota в 1998 году. Располагается в зависимости от модели автомобиля в передней части крыши, между стойками и в задней части крыши. Подушки защищают пассажиров переднего и заднего рядов сидений.
Коленная подушка безопасности защищает колени и голени водителя от травм. Располагается под рулевым колесом. Впервые применена на автомобилях Kia в 1996 году. В ряде моделей устанавливается коленная подушка безопасности переднего пассажира, которая устанавливается под "бардачком".
Toyota представила центральную подушку безопасности в 2009 году с целью минимизации вторичных травм, получаемых пассажирами при боковом ударе. Она расположена в подлокотниках переднего ряда сидений и на спинке заднего сиденья. Pre-Safe II, второе поколение системы безопасности Mercedes-Benz, будет включать центральные подушки безопасности в переднем и заднем ряду сидений.
Подушка безопасности теперь выходит за пределы салона автомобиля. Volvo предлагает подушки безопасности для пешеходов на своих автомобилях с 2012 года.
Устройство подушки безопасности
Имеется эластичная оболочка, наполненная газом, а также газогенератор и система управления.
Для изготовления подушки безопасности используется нейлоновая ткань. Для смазки подушки безопасности используется тальк или крахмал, которые можно увидеть в воздухе салона при срабатывании подушки безопасности.
Газогенератор используется для наполнения оболочки подушки безопасности газом. Модуль подушки безопасности формируется оболочкой и газогенератором. Конструкции газогенераторов различаются по форме (куполообразные или трубчатые), по типу работы (одноступенчатое или двухступенчатое срабатывание) и по виду топлива (твердотопливные и гибридные).
Газогенератор на твердом топливе состоит из корпуса, пиноли и заряда твердого топлива. Заряд представляет собой смесь азида натрия, нитрата калия и диоксида кремния. Топливо воспламеняется от шкворня и сопровождается образованием газа азота. Гибридный газогенератор состоит из корпуса, пиропатрона, заряда твердого топлива и заряда газа высокого давления (сжатого азота или аргона). Сжатый газ используется в подушке безопасности для высвобождения выталкивающего заряда из твердого топлива.
Он состоит из традиционных компонентов датчика удара, блока управления и исполнительного механизма (газогенератора).
Принцип действия подушек безопасности
Подушки безопасности срабатывают при ударе. Некоторые подушки безопасности срабатывают в зависимости от направления удара. Если сила удара превышает заданный уровень, на блок управления подается сигнал. После обработки данных датчиков блок управления определяет, нужно ли и когда срабатывать подушкам безопасности и другим компонентам системы пассивной безопасности.
Такие аспекты, как тип и тяжесть аварии, могут повлиять на решение, например, могут сработать только натяжители ремней или натяжители ремней вместе с подушками безопасности. Электрический сигнал посылается на соответствующие газогенераторы на блоке управления для их активации. Для срабатывания подушки безопасности требуется около 40 мс. Газогенератор обеспечивает разворачивание подушки безопасности и надувание ее газом. При контакте с человеком подушка безопасности разрывается и сдувается.
Подушки безопасности являются одноразовыми устройствами. В случае возгорания автомобиля (повышения температуры в салоне до 150-200°С) все подушки безопасности автоматически срабатывают.
Условия срабатывания
В этих условиях срабатывают передние подушки безопасности:
- Превышение установленного значения силы лобового удара;
- Удар о твердый предмет (бордюр, тротуар, стенка ямы);
- Жесткое приземление после прыжка;
- Выпадение из автомобиля;
- Косой удар передней частью автомобиля.
При ударе сзади, боковом ударе или опрокидывании автомобиля фронтальные подушки безопасности не сработают.
Боковой удар заставляет боковые и головные подушки безопасности сработать, когда они превышают установленное значение.
По мере совершенствования алгоритмов срабатывания подушек безопасности они становятся все более сложными. В современных алгоритмах учитываются скорость автомобиля, скорость замедления, вес и расположение пассажиров, использование ремней безопасности и детских сидений.
Как устроен механизм
Поговорим о работе подушек безопасности изнутри? Главная цель AirBag — обеспечить мягкую, но достаточно плотную прокладку между поверхностью авто (панелью) и пассажирами. Чтобы механизм правильно сработал, необходимо чтобы подушка безопасности была плотно заполнены газом задолго до того, как пассажиры вступят с ней в контакт. Если же она слишком быстро развернется, то это может привести к смертельным травмам.
Как работает этот механизм:
- Подушка безопасности может быть размещена в рулевом колесе, приборной панели, двери или даже в сиденье.
- Специальный датчик сигнализирует о столкновении и активирует подушку безопасности.
- Система срабатывает для заполнения мешка газом.
- После срабатывания мешок опускается, позволяя пассажиру выйти из автомобиля.
Система управления AirBag позволит верно считывать информацию при столкновении. Восстановление подушек — очень тщательный процесс, где малейшая оплошность может негативно отразится на безопасности. Команда “Таурус Групп” рекомендует обращаться к специалистам, чтобы избежать таких последствий при переоборудовании безопасности авто. Если горит ошибка, обращайтесь к специалистам. Лампа на приборной панели показывает о текущем состоянии безопасности.
Приключения подушек-убийц в России
Росстандарт сообщает, что в России не было зарегистрировано ни одного случая травмирования или гибели людей в связи с продукцией Takata. Хотя потенциально опасные подушки безопасности были установлены на полутора миллионах автомобилей российской сборки с 2010 по 2014 год, сообщили «Известиям» в ведомстве.
Большая часть этого числа приходится на продукцию, произведенную японскими брендами. Было отозвано более полумиллиона автомобилей Nissan, 400 тысяч автомобилей Toyota и Mitsubishi.
Между тем, российские автовладельцы не спешат обращаться в сервис, жалуются марки автомобилей. Ни Mitsubishi, ни Toyota не имеют более 20%, Subaru — 18,3%, Nissan — 22,6%. На запрос «Известий» в пресс-службе компании не ответили.
Причин для этого много. В первую очередь, невозможно проинформировать всех владельцев. В основном под отзыв попадают «старые» автомобили, сменившие несколько владельцев.
» В 99% случаев эти автомобили в силу возраста уехали из крупных городов в сельскую местность, и дилеры потеряли с ними связь. Новые владельцы не посещают официальные сервисы, поэтому не знают об отзывных кампаниях», — рассказал «Известиям» Роман Скольский, PR-директор Nissan и Datsun в России.
Илья Никоноров, директор по маркетингу и связям с общественностью компании M MC Rus, говорит, что в тех случаях, когда дилерам удается связаться с владельцами, они либо отказываются от предложения, либо рассматривают его как рекламу продаж.
Как проверить подушку безопасности
Прежде чем сесть за руль, убедитесь, что подушки безопасности вашего автомобиля исправны. Есть следующие способы проверить это при покупке автомобиля:
- Визуальная проверка мест установки. Везде, где стоит надпись «airbag», скрывается воздушная подушка. Все эти места должны по цвету и фактуре совпадать с остальными частями салона. Сам кожух должен быть без царапин и повреждений. И наконец, самое простое — это снять крышку и проверить, там ли означенная подушка и попадало ли авто в катастрофу.
- Осмотр ремней. Мало кто знает, что ремни также одноразового действия и если их после аварии не заменить, это уже никак не скорректировать, выход один — их замена. Потому если в предлагаемой машине ремни именно в состоянии «лапши», то это значит, была авария, было и срабатывание подушки.
- Зажигание. Достаточно повернуть ключ зажигания, чтобы на панели приборов загорелась и погасла характерная картинка в виде сидящей фигуры с подушкой (в народе его называют «беременный мужик»), либо просто надписи «airbag». Если они не загорелись или загорелись и не погасли — подушки не сработают.
Если вы не можете определить рабочее состояние, вам следует обратиться в сервисный центр. Это следует сделать независимо от того, приобретаете ли вы подержанную машину.
Чаще всего об «эйрбэгах» задают следующие вопросы:
Может ли подушка сохранить жизнь?
Ответ — нет. Вероятность аварий, спасающих жизнь, значительно повышается при осторожном вождении и скрупулезном соблюдении правил дорожного движения, в частности, требования пристегнуть пассажира.
Зачем нужен инфлятор подушек безопасности?
В результате после аварии контрольная лампа погаснет и обманет систему. Тем не менее, диагностика это обнаружит. Кроме того, следует помнить, что в этом случае те, кто сидит в салоне, не смогут чувствовать себя в безопасности.
Таким образом, проверить следует все и если визуальный осмотр ничего не дает, а машина так нравится, что покупатель не в силах от нее отказаться — следует пройти диагностику в сервис-центре .
Многие проблемы, связанные с правами автомобилистов, важнее, чем может показаться на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другие серьезные наказания из-за незнания или неправильного толкования законов и правил. Вам следует найти время, чтобы вникнуть в суть изучаемой темы, и обратиться за помощью к профессионалам, если она вам необходима.
Когда подушка безопасности может стать врагом?
В начале нынешнего года исследование портала Automotive Information показало, что каждый год в США приблизительно 3,4 тыс. человек погибают из-за несработавшей подушки безопасности. Распространенными причинами произошедшего являются неисправная проводка, старость «аэрбегов», недостаток мощности и пр.
Как уже показала историческая практика, подушки не сумели заменить ремни безопасности. И все же находятся несознательные водители, предпочитающие ездить, не пристегиваясь ремнями, наивно полагая, что в случае ДТП их спасет подушка. Многие даже не догадываются, что, не пристегнувшись, водители приобретают себе смертельно опасного врага в лице «аэрбега». Все дело в том, что при ДТП подушка выстреливает со скоростью 200-300 км/ч. Если водитель или пассажир не пристегнули ремни безопасности, то они рискуют удариться лицом о еще нераскрытую подушку и сила этого столкновения больше, нежели удар о рулевое колесо или панель приборов. Расстояние между человеком и местом, откуда выстреливает подушка должно составлять не меньше 25 см, а потому пристегнутые ремни являются жизненной необходимостью.
Следует знать, что подушка – вещь исключительно одноразовая. Если она сработала, то потребуется замена всего модуля, в том числе мешка и блока наполнения. При этом замена обойдется вам в довольно круглую сумму. Так, например, стоимость модуля водительского «аэрбега» для Ford Focus второй генерации составляет 21 тыс. руб., а для Opel Astra H – 44 тыс. руб.
А потому не вызывает удивления тот факт, что когда продают пострадавшее в результате аварии авто, то вместо «аэрбегов» устанавливают внешние заглушки и делают перепрошивку блока управления, чтобы при компьютерной диагностике не выбивалась ошибка. Стопроцентно выявить срабатывала ли подушка нельзя, а потому, приобретая подержанный автомобиль, всегда обращайте внимание на другие признаки участия в ДТП, например, ржавчину, перекрашенные кузовные детали и пр.
Если в вашем авто установлены боковые подушки, то следует знать, что надетый на сиденье «неправильный» чехол может свести эффект от подушек к нулю. Необходимо использовать только чехлы, имеющие сертификат испытаний. Ведь какой смысл выкладывать немалые деньги на приобретение автомобиля с прогрессивной системой пассивной безопасности и при этом экономить на покупке аксессуаров.
За последнее тридцатилетие «аэрбеги» из экзотического аксессуара премиальных авто стали стандартным атрибутом современных машин, в т.ч. и в РФ (за редким исключением). Как «аэрбеги» будут модифицироваться со временем, можно только предполагать. Вероятнее всего, их просто ожидает более массовое использование, т.к. технология их выпуска постепенно будет удешевляться. И настанет день, когда автопроизводители будут оснащать бюджетные машины полным набором подушек в т.ч. коленной и «шторками». Не исключено, что инженеры также больше побеспокоятся о безопасности пассажиров задних рядов, а разработанная специалистами Volvo технология для защиты пешеходов начнет применяться более широко.
Как проверить подушку безопасности мультиметром
Мультиметр или диагностический сканер – это оборудование, которое подключается к специальному разъему бортового компьютера и позволяет проверить работоспособность практически всех устройств и механизмов ТС, в том числе исправность подушек безопасности.
Приборы профессионального уровня обычно стоят 50-60 тысяч рублей. Приобретение мультиметра из Поднебесной обойдется гораздо дешевле. Этот диагностический сканер позволяет проводить обслуживание блока управления подушками безопасности, выявлять сквибы, а также проверять сторонние изменения в программе. Для работы с мультиметром дополнительно потребуется компьютер или ноутбук со специализированным программным обеспечением, и, конечно же, определенные знания. Таким образом, перед покупкой подержанного автомобиля целесообразно проверить работу систем безопасности в авторитетном сервисном центре.
Подушки безопасности для пешеходов
В последние годы инженеры разрабатывают системы пассивной безопасности и для пешеходов. Снаружи автомобиля, возле лобового стекла, множество шторок безопасности. Около 85% смертельных случаев среди пешеходов происходят в результате столкновений с автомобилями, при которых голова пешехода ударяется о переднюю часть. В результате работы специальных датчиков при ударе раскрываются подушки безопасности, расположенные с внешней стороны автомобиля. На некоторых системах может быть установлена программа обнаружения пешеходов, которая связана с компьютером, анализирующим данные о людях, находящихся перед автомобилем. Когда капот открывается во время столкновения, механизм высвобождает подушку безопасности, чтобы предотвратить травмирование пешеходов.
Швейцарские инженеры Анна Хаупт и Тереза Альстин работали над созданием специальных подушек безопасности для велосипедистов. Это средство защиты, которое активируется автоматически при падении и защищает голову и шею. Скорость раскрытия устройства такого типа составляет 0,1 секунды. Таким образом, оно столь же эффективно, как и качественный шлем.
Помните, что система пассивной безопасности состоит не только из подушки безопасности, но и из ремня. Если ремень не пристегнут, сила воздушной завесы может оказаться слишком большой, что приведет к дополнительным травмам. Наличие в автомобиле этих элементов не дает права на неаккуратное и экстремальное вождение. Будьте внимательны и не рискуйте без необходимости, ведь лучшая система безопасности — это ваша забота и взаимоуважение на дорогах.