ГАЗ под давлением: автопроизводитель рискует остаться без заказов
ГАЗ под давлением: автопроизводитель рискует остаться без заказов
В апреле Горьковский автомобильный завод был вынужден перейти на 4-дневную рабочую неделю после падения рынка коммерческих автомобилей на 70%. С приходом пандемии крупнейший российский производитель коммерческих автомобилей оказался в двойном кризисе: помимо санкций США он столкнулся с резким сокращением заказов. В докладе «Известий» рассматриваются способы поддержки российской автомобильной промышленности.
» Мы прекрасно справляемся сами. Те или иные меры
Основные этапы эволюции ГАЗа
Перезагрузка
В 2000 году компания «Сибирский алюминий» Олега Дерипаски приобрела контрольный пакет акций ГАЗа (ныне промышленная группа «Базовый элемент»). Новых владельцев разочаровало то, что за активом не было должного ухода.
Честно говоря, завод лежал на боку, — вспоминает Александр Моисеев, директор производственной системы «Группы ГАЗ». — На площадках скопилось много непроданных автомобилей. У нас было много временных рабочих: солдаты, студенты, мигранты из Китая и Средней Азии. Были постоянные перебои с поставками запчастей».
При этом завод содержал колхоз, птицефабрику, на его балансе были детские сады, поликлиники, больницы и другие социальные учреждения Автозаводского района Нижнего Новгорода — все это вместе с руководством, не сумевшим сориентироваться в новой рыночной реальности, тянуло ГАЗ вниз,
Пытаясь поставить себя на место Олега Владимировича (Дерипаски — ред.), я понимаю, что для него этот новый актив поначалу был просто шоком, — говорит Вадим Сорокин, президент «Группы ГАЗ».
Наблюдая за отзывом нынешних топ-менеджеров завода, Олег Дерипаска понял, что простым вливанием денег его жизнеспособность не восстановить. Для начала нужно было навести порядок, упорядочить дела и восстановить трудовую дисциплину.
Уровень роботизации новых штамповочных линий превышает 80%3 a
Японский опыт
Слово «муда» в японском языке тоже не означает ничего хорошего: оно переводится как «напрасный труд, ненужные потери». Однако на ГАЗе об этой проблеме узнали позже, в 2003 году. Годом ранее Олег Дерипаска стажировался на заводах Toyota в Японии, где изучал передовой международный опыт и основы философии непрерывного совершенствования «Кайдзен». Помимо самостоятельного изучения, он привлек японских специалистов на российское предприятие для внедрения рациональной модели производства.
Система бережливого производства предполагает снижение затрат и повышение эффективности работы. На практике это означает отказ от огромных складов, создание комфортного рабочего места, поддержание чистоты и порядка в цехах, на территории, но самое главное — в головах. Как будто у всего в производственной цепочке есть своя полка и свое место. К кайдзен относится и то, что в советское время называлось рационализаторскими предложениями. Рабочий, внедряющий кайдзен, который снижает потери, сокращает время производства и повышает производительность, получает прибавку к зарплате.
При внедрении производственной системы мы начали отходить от того, что поставщик нашей заготовки
Детали доставляются к рабочим местам точно в срок на специализированном предприятии.
Все это произошло не сразу. Чтобы внедрить производственную систему компании, Олег Дерипаска взял на себя инициативу. Один из основных принципов бережливого производства заключается в том, что время от времени руководитель должен посещать гембу — рабочее место, где трудятся его подчиненные, и лично участвовать в производственном процессе. Этот подход практикуется всем высшим руководством компании Toyota.: 45 градусов вверх и 4
В сварочном цехе Горьковского автомобильного завода нам показывают гембу, на которой когда-то тренировался председатель Наблюдательного совета «Базового элемента».
Олег Владимирович (Дерипаска) внедрил здесь свой собственный кайдзен: «он перевел линию по сварке лобового стекла на автоматическую линию, чтобы сократить время транспортировки», — объясняет Андрей Матясов, начальник производства по процессу сварки.
Прошлое и настоящее G AZ, кажется, разделены желтым сетчатым забором, который проходит через всю его территорию.
В итоге, хотя все на конвейере казались занятыми, большая часть времени уходила на ничегонеделание, — говорит г-н Моисеев. — Один покупал запчасти. Другой пытался совместить отверстия на двух деталях, чтобы затянуть болт. Третий ждал, пока запустится конвейер после очередного простоя. Мы обнаружили, что резервы роста кроются в этих бессмысленных занятиях».
Внедрение производственной системы, хотя и не является спичечной коробкой
В 1996 году я пришла на завод, и мне пришлось рыться в огромных контейнерах, чтобы достать каждую деталь, — вспоминает Анна Ярошенко, работавшая на линии сборки кабин. Теперь вместо них аккуратные коробки. Оставшиеся всегда можно пересчитать. Да и атмосфера заметно изменилась.
Александр Моисеев вспоминает, что производительность труда увеличилась. Психологический эффект также ощущался сразу. Люди увидели, что их работа им интересна, когда мы собирали идеи от работников.
Внедрение единых стандартов — оптимальная организация рабочего места
За годы внедрения производственной системы на ГАЗе и его дочерних предприятиях, вошедших в созданную в 2005 году «Группу ГАЗ» (в настоящее время в ее состав входят 13 заводов в восьми регионах страны, выпускающих легкие коммерческие автомобили, средние и тяжелые грузовики, автобусы, двигатели и комплектующие), производительность труда выросла в несколько раз, экономический эффект оценивается в сотни миллионов рублей. из
Сегодня люди со всей России едут на ГАЗ за опытом, а не за Toyota. Как внутри периметра «Базового Элемента» («Русал», «Базэл Аэро», Агрохолдинг «Кубань» и др.) используется система бережливого производства. так и совершенно сторонними компаниями, такими как «Росатом», Сбербанк, КамАЗ. Производственная система, основанная на методологии нижегородских автомобилестроителей, используется в госслужбе, финансовых службах и многих других отраслях.
Инженеры и рабочие G AZ согласятся, что их сборочная линия — прекрасный пример хорошо организованного производственного процесса», — считает Дерипаска.
В течение дня через бывшие склады проезжают грузовики. Две или три тележки с деталями подвозятся маленькими грузовиками размером с вилочный погрузчик к соответствующим рабочим местам. Сборщик может точно видеть, куда поставить следующую тележку, чтобы все полки и коробки были у него под рукой. Теперь все это тавливается свыше 300 видов.
Агрегатная поточная система — гибкость производства, комфортные условия труда
В конце 1990-х здесь было так тесно, — объясняет Андрей Софонов, директор по производству.
Алексей Домнин, бригадир участка монтажа мостов на первом конвейере, который з
Помимо эстетических и психологических преимуществ, есть и множество практических выгод. В 2003 году, когда ГАЗ только начал внедрять производственную систему, 98,5% автомобилей прямо с конвейера отправлялись в ремонтную зону на доработку и доводку. Сейчас 95% новых автомобилей, прошедших строгую проверку качества, сразу же отправляются дилерам и клиентам, а цеха
ГАЗ отмечает юбилейную дату
Горьковский автомобильный завод, входящий в «Группу ГАЗ» Олега Дерипаски, в 2017 году отмечает свой 85-летний юбилей. С именем ГАЗа связана масштабная автомобилизация страны – техника предприятия использовалась в сельском хозяйстве, организации пассажирских таксоперевозок и других отраслях.
За время своего существования ГАЗ выпустил более 18 миллионов грузовых и легковых автомобилей, освоил производство более 350 моделей и модификаций автомобилей. Среди наиболее популярных моделей ГАЗа — автомобили ГАЗ-АА «Эмка» и ГАЗ-АА «Полуторка», грузовые автомобили ГАЗ-66, ГАЗ-52 и ГАЗ-53, легковые автомобили «Победа», «Волга», «Чайка».
Миллиард долларов на развитие
На сегодняшний день «Группа ГАЗ» — один из ведущих производителей коммерческого транспорта в России. Холдинг объединяет 13 предприятий в восьми регионах России, где трудятся более 40 тыс. человек. Здесь производят не только автомобильную технику, но и узлы и компоненты, а также ведут контрактную сборку автомобилей иностранных марок по полному циклу.
За последние несколько лет ГАЗ модернизировал более 600 тысяч квадратных метров производственных площадей, построил новые сварочные линии, окрасочный цех, штамповочный цех, новые производства автокомпонентов, выпустил несколько новых моделей автомобилей. За несколько лет компания инвестировала более $1 млрд. потребителями и с профиль
В результате производитель занял 50% российского рынка легкой коммерции.
Группа «ГАЗ» имеет собственный объединенный конструкторский отдел
В числе перспективных разработок, над которыми работает предприятие — электротранспорт, машины с автоматизированными системами помощи водителю и беспилотники.
Современность
В настоящее время Горьковский автомобильный завод выпускает широкий спектр легких и среднетоннажных грузовых автомобилей, включая
За последние пять лет компания полностью обновила модельный ряд и разработала новое поколение автомобилей под названием NEXT. ГАЗель NEXT — это грузовые, пассажирские и среднетоннажные автомобили, цельнометаллический фургон и микроавтобус, а также сотни модификаций для различных видов бизнеса, пассажирских перевозок, коммунального хозяйства, социальной деятельности.
Экспорт по всему миру
Учитывая долю рынка, которую ГАЗ занимает в России, компания называет экспорт в качестве основного инструмента для увеличения объемов производства.й моль
Так, если в 2013 году продукция предприятия экспортировалась в 23 страны, то в 2017-м – уже в более чем 40.
Через пять лет компания планирует продавать свои автомобили в 90 странах мира, по словам Леонида Долгова, ГАЗ
Компания уже давно работает в странах СНГ, поэтому значительно увеличить объемы экспорта можно только за счет стран дальнего зарубежья. В настоящее время, по словам Долгова, компания определила пять зон, где емкость рынка позволяет окупить инвестиции в экспорт. В этих зонах существует постоянный спрос на недорогие, надежные автомобили, способные работать в самых суровых условиях на порой не самом качественном топливе.
Первая группа стран – это страны Ближнего Востока. Уже ведутся продажи автотехники в Иордании, в июне 2017 года компания подписала соглашение с дистрибьютором Al-Sultan на поставки легких коммерческих автомобилей «ГАЗель NEXT» в эту страну. «Группа ГАЗ» также планирует занять позиции в Иране, а по завершению военных действий — в Ираке и Сирии.
В числе других важных экспортных рынков для «Группы ГАЗ» – страны Африки. В частности, в этом году подписан меморандум с министерством образования Ганы о поставке школьных автобусов «ГАЗель NEXT». Кроме того, налажены поставки в Эфиопию и Египет. Есть планы по поставкам в Марокко, Камерун, Сенегал.
С появлением праворульных модификаций «Группа ГАЗ» будет изучать интерес к поставкам автомобилей в Кению и Танзанию. А в ноябре она подписала меморандум о взаимопонимании с одной из крупнейших частных индустриальных компаний Саудовской Аравии — HAKA GROUP. Стороны договорились о совместной работе над выводом линейки коммерческой техники марки ГАЗ на рынок Саудовской Аравии. В перспективе также планируется организовать производственную площадку, которая будет создана при финансовой поддержке саудовского правительства.
В числе приоритетных направлений для экспорта также называют страны Латинской Америки, а главным образом Кубу, Никарагуа и Боливию. А в Азии — это Вьетнам и Филиппины. Так, в сентябре компания подписала соглашение о сотрудничестве с филиппинской бизнес-группой Eastern Petroleum, которая получила права на дистрибуцию и послепродажное обслуживание легкой коммерческой техники ГАЗ на территории Филиппин.
Кроме того, существуют и другие приоритетные направления. Например
Для развития экспортного направления в 2017 году производитель начал разрабатывать модификации техники с учетом особенностей и технических требований различных стран: автомобили для жаркого климата, высокогорья, трафика
Распад СССР.
Как и большинство заводов, после распада Советского Союза компания переживала далеко не самые лучшие времена.
Мелкосерийный седан «ГАЗ – 3105», который предлагался на место «Чайки» из – за высокой стоимости не нашел спроса. Однако, выпущенный в июле 1994-го года малотоннажный грузовик «ГАЗель» оказался настолько популярен и востребован в среде малого и среднего бизнеса, что буквально оказался настоящей палочкой — выручалочкой, коя обеспечила предприятию достаточно неплохие перспективы.
Компания «ГАЗ» отметила очередной юбилей в декабре 1995 года. Она выпустила 15-миллионный автомобиль. защищены. T
ГАЗ-32213
Микроавтобус типа ГАЗ 32213 семейства «ГАЗель» был построен как массовый общественный транспорт.
В 1997 году «Волга» получила очередную модернизацию, что привело к появлению новой модели — ГАЗ 3110. В
Новые модели завода, такие как «Соболь» и, пришедший на смену ГАЗ-66 «Садко» (выпуск 1998-1999 годов), также имели значительный успех. Это были малотоннажные фургоны и грузовики второго поколения.
В эти годы интенсивно велась разработка новых малотоннажных пикапов и внедорожников, таких как ГАЗ 2308 («Атаман»). Атаман Ермак («Атаман»), «Атаман-2» и «Атаман» (на
Конструкторское бюро Горьковского автозавода разрабатывает среднетоннажный грузовик ГАЗ-3310 с конца девяностых годов.
Внедорожники
Среди внедорожников завод ГАЗ выпускает легковые и грузовые автомобили, но не внедорожники. Можно вспомнить марки ГАЗ 93 и ГАЗ 63, но самыми популярными являются ГАЗ 66 и ГАЗ 3308 «Садко». Вездеход ГАЗ 66 благодаря своей необычайной проходимости нашел применение в различных сферах народного хозяйства. Преданные рыбаки и охотники, геологи и поисковики всегда имеют при себе автомобиль. Шишиги регулярно подвергаются тюнингу для улучшения их внедорожных качеств. Горьковский автозавод продолжает процветать и развиваться. Выпускаются «Газель Next» и «Газон Next», на конвейере собираются Volkswagen Jetta, Skoda Yeti, Skoda Octavia. Я уверен, что завод ГАЗ сможет справиться с любым кризисом и радовать потребителей новой качественной продукцией.