Можно; ли сдать ЕГЭ без репетиторов
Подготовиться к ЕГЭ без чужой помощи реально, но непросто. Это требует жесткой самодисциплины и желания учиться. На эффективность также влияет количество выбранных дисциплин и уровень базовых знаний по каждой из них. Чтобы написать экзамены на хорошие баллы, необходимо готовиться к ним систематически и каждый день по составленному плану.
Главный минус заключается в том, что сами учащиеся могут упустить некоторые ошибки и недочеты при изучении экзаменационных разделов. Выпускники тратят больше времени и не могут получить объяснения на интересующие их разделы.
Занятия с репетиторами облегчают учебный процесс. В центре довузовской подготовки университета «Синергия» система обратной связи налажена отлична, возможные проблемы и вопросы учащихся обсуждаются и решаются в короткие сроки.
Можно ли подготовиться к егэ без репетитора?
Фото: gazeta.ru
На пресс-конференции в Независимой службе новостей она заявила, что именно школа, а не репетиторы должны готовить учеников к сдаче ЕГЭ.
«Готовить школьников к ЕГЭ специально нет необходимости, — считает Людмила Дудова. — Если ученик систематически изучает предметы, а учитель качественно готовит, то сдать ЕГЭ не составляет труда. ЕГЭ ориентирован на базовый уровень, на среднего ученика. Если учитель не может подготовить к сдаче экзамена каждого ребенка, то педагогу надо серьезно задуматься, тем ли делом он занимается. Я бы не стала такого педагога держать в школе».
Дудова добавила, что в настоящее время проблема подготовки педагогов существует. По ее словам, определенный процент ошибок при сдаче ЕГЭ связан именно с недостаточным уровнем подготовки педагогов.
Страна советов
В последние годы проводится немало акций, цель которых — аккумулировать лучшие советы, рекомендации, лайфхаки по подготовке к ЕГЭ собственными силами.
Выпускники рассказывают учащимся 11-х классов, как подготовиться к экзамену и сдать его на максимальную отметку. Акция впервые стартовала в апреле 2015 года. В ней приняли участие более 50 регионов России.
В числе наиболее популярных советов успешные выпускники отмечают, что при подготовке можно обойтись без репетиторов .
Сто баллов — легко
Иван Кравченко (100 баллов по физике): «Репетиторов я не нанимал ни по одному предмету, не было в них надобности, занимался я самостоятельно плюс ходил в школьный кружок, посвященный физике. Большим подспорьем для меня стали и обычные уроки, наши учителя нам очень помогали».
Дмитрий Курганов (100 баллов по литературе): «Я пытался заниматься с репетитором, взял у него четыре урока и понял, что способен подготовиться к экзамену самостоятельно».
Виктория Коваль (100 баллов по русскому языку): «Самой заниматься тоже было очень просто, главное — это иметь желание, быть целеустремленной».
Обмен опытом
Аналогичную акцию — «ЕГЭ на 100» — проводит Московский центр оценки качества образования (МЦКО). Эффективными способами подготовки к экзамену делятся школьники, родители, учителя, выпускники прошлых лет и даже известные люди на сайте центра.
Онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ ведутся также на сайте Минобрнауки.
У каждого педагога — свои методы, которые зависят от специфики предмета.
География
География — очень интересный предмет, хорошему учителю не так сложно увлечь ребят этой наукой. Не случайно среди выпускников 9-х классов много желающих сдать ОГЭ по географии (около 30%), а вот ЕГЭ по этому предмету выбирают примерно в 10 раз меньше. Это объясняется тем, что вступительный экзамен по географии принимает ограниченное количество вузов.
Учитель географии школы №1637 Наталья Булгакова рассказывает, что ученики часто спрашивают ее, в какие вузы принимают результаты ЕГЭ по географии, как можно трудоустроиться выпускникам географических факультетов.
В то же время, несмотря на все осложняющие факторы, число желающих сдать ЕГЭ по географии среди ее учеников неуклонно растет: если в прошлом году этот предмет выбрали только 3 ученика, в этом — 6, то в следующем планируют его сдавать 10 выпускников.
Наталья Вячеславовна никого не отговаривает сдавать ЕГЭ по своему предмету и признается, что не боится плохих отметок. Возможно, это связано с тем, что ей удалось превратить подготовку к экзамену в увлекательное и полезное общение.
Но этим общение учителя с учениками не ограничивается. Часто дискуссии выходят за рамки ЕГЭ и за рамки географии, перетекая в историю и обществознание и приобретая метапредметный характер.
А еще ученики Натальи Булгаковой принимают активное участие в различных географических конкурсах и проектах.
Но одно дело — экзамены по выбору, другое — обязательные для всех дисциплины. Особая ответственность ложится на учителей математики и русского языка.
Математика
Вот как об этом рассказывает Нина Попова, учитель математики школы №1637, ученики которой успешно сдают ЕГЭ как на базовом, так и на профильном уровне.
У нее есть своя методика:
1. Дифференциация — в зависимости от выбранного профиля и уровня экзамена.
Первый фактор успеха — в настрое детей, в определенности целей и задач, которые перед ними поставлены.
Третий год в школе практикуется сдача базового экзамена по математике после 10 класса. Вся программа в этот период обучения построена таким образом, чтобы пройти весь материал, необходимый для сдачи экзамена.
В 10 классе участники профильной группы при изучении любой темы постепенно от базовых заданий переходят к выполнению более сложных, профильных.
В этот же период предусмотрены индивидуально-групповые занятия по подготовке к ЕГЭ, где дети на компьютерах выполняют тренировочные тесты, а учитель контролирует и консультирует. Ошибки разбираются с каждым индивидуально.
2. Систематизация материала и разнообразие форм подготовки.
Чем разнообразнее формы и методы работы, тем они эффективнее. В МЦКО школа заказывает как предметные, так и метапредметные диагностики. Также используются тренировочные работы «Статграда» — система дистанционной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, проводимая Московским институтом открытого образования и Московским центром непрерывного математического образования.
Ответы учащихся заносятся в таблицу, которая автоматически показывает процент выполненных заданий. Таким образом, сразу видно, что именно вызывает трудности. Учитель подбирает несколько аналогичных заданий, чтобы отработать ошибки.
Преподаватель уточняет: «Также мы используем типовые тесты (демоверсии ФИПИ) и различные пособия для подготовки к ЕГЭ. В этом году начали активно пользоваться материалами МЭШ (Московской электронной школы). Это большое подспорье».
3. Тайм-менеджмент
«Учу распределять время: например, три дня в неделю заниматься математикой и русским языком. Говорю детям: если вы выполнили задания базового уровня, беритесь за более сложные. Есть много возможностей для самостоятельной работы: видео, сайты», — рассказывает учитель.
4. Динамика результатов
У Нины Поповой на каждого ученика заведена диагностическая карта, в которую она записывает результаты тренировочных работ, диагностик, тестов. «Это позволяет отследить динамику ученика, увидеть пробелы в его знаниях и отработать конкретные ошибки в индивидуальном режиме», — подчеркивает она.
Вывод педагога:
Разделение математики на два уровня себя оправдывает, но, к сожалению, не так много вузов (после реорганизаций и объединений), которые принимают вступительные по математике.
В отличие от базового уровня, профильная математика гораздо сложнее. С каждым годом степень сложности возрастает. Многих задач не найдешь в учебнике.
Русский язык и литература: как научиться писать сочинения?
Сочинение является традиционной формой обучения и аттестации на уроках литературы. Его значение в последнее время заметно возросло. Это связано и с возвращением с 2015 года выпускного сочинения, обязательного для всех выпускников 11-х классов, и с наличием задания в ЕГЭ по русскому языку, предусматривающего написание эссе.
В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по литературе содержится 4 задания, требующие от учащихся умения писать сочинение-миниатюру, и одно задание, нацеливающее на создание полноценного сочинения-рассуждения на основе анализа литературного произведения
Кто учился в советские времена, тот хорошо помнит сборник с готовыми вариантами сочинений на разные темы. Но сейчас выходят пособия, которые учат детей самостоятельно мыслить. В качестве примера можно привести серию «Учимся писать сочинение» для 5-11 классов.
Темы и задания постепенно усложняются. Например, учащимся 5-6 классов предлагается: составить план сочинения; сформулировать тезисы и аргументы; проанализировать лирическое стихотворение; дать речевую, индивидуальную и сравнительную характеристики литературного героя; описать особенности пейзажа и интерьера.
В 7-8 классах, помимо выполнения перечисленных заданий, дети должны проанализировать позицию автора того или иного произведения.
Выполнение этих заданий помогает учащимся подготовиться к сочинению.
Особую сложность представляет анализ стихотворений: юным читателям необходимо не только понять содержание поэтического произведения, но и прочувствовать настроение автора и описать те художественно-изобразительные средства (эпитеты, метафоры, антитезы), которыми он эти настроения передает. Так закладываются основы филологического анализа.
Приобретенные в основной школе навыки совершенствуются в старших классах. Учащимся предлагается написать сочинения разных жанров: например, характеристику героев, рассуждение проблемного характера, рецензию.
Темы сочинений становятся все разнообразнее, глубже и сложнее: «Истинные и ложные ценности в произведении И. Бунина „Господин из Сан-Франциско“»; «Что необходимо человеку для обретения смысла жизни: правда или сострадание» (по пьесе М. Горького «На дне»); «Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути» (на примере лирических произведений Маяковского, Блока, Есенина).
Кроме того, детям даются задания по редактированию и рецензированию сочинений, тексты которых приведены в рабочей тетради. Для оценки этих сочинений приведен список конкретных критериев.
Но для того, чтобы написать хорошее сочинение, недостаточно овладеть определенными умениями и навыками — необходимо прочитать литературные произведения внимательно и с интересом.
В данном случае роль учителя-словесника трудно переоценить, поскольку он выступает в качестве проводника между прошлым и настоящим. В его задачи входит разъяснение историко-культурного контекста произведений; объяснение незнакомых детям слов и понятий, встречающихся в тексте; изучение и применение на практике литературоведческих терминов.
Характеризуя задачи учителя литературы в старших классах, Елена Ерохина подчеркивает, что «нельзя сводить их к узкоутилитарным».
Психологическая подготовка
Большое внимание в школах сегодня уделяется и психологической подготовке к экзаменам. Специалисты проводят с детьми тренинги на концентрацию внимания, памяти, силы воли.
Психологи советуют грамотно распределить свое время на сон, занятия и отдых, рекомендуют освоить техники саморегуляции. В числе их рекомендаций формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов, повышение сопротивляемости стрессу.
Они также призывают развивать навыки самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы.
Формула успеха
Елена Беликова, учитель русского языка и литературы школы Зарайского района Московской области, вывела своеобразную формулу успешной подготовки к выпускным экзаменам, состоящую из нескольких слагаемых, в числе которых:
- желание ученика сдать тот или иной предмет на высокие баллы;
- правильный психологический настрой (ни в коме случае нельзя поддаваться панике, из-за нее можно допустить много нелепых ошибок);
- участие в научных конкурсах и олимпиадах;
- посещение элективных курсов и дополнительных занятий в школе;
- самостоятельная работа учащихся по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, которая должна быть систематической, а не от случая к случаю.
Эта формула подходит для любого экзамена, независимо от предмета. И для любого ученика, который хочет сдать ЕГЭ на 100 баллов или просто получить хороший результат!
Как сдать ЕГЭ без репетиторов, регистрации и СМС
Чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл, надо усердно готовиться. Часто с дорогим репетитором. Конечно, не у каждой семьи есть финансовая возможность оплачивать частных преподавателей. Наш блогер Яна Полянских подготовила список вариантов, как бюджетно и качественно подготовиться к ЕГЭ по математике.
По вашим просьбам напишу, какие я вижу варианты качественной подготовки в случае, если финансово сложно потянуть трёх репетиторов, поступить в ВШЭ хочется, а вот учиться в обычной школе — не очень. И надо бы уйти на семейное обучение, но как вытянуть подготовку к ЕГЭ?
Ни одна школа (кроме профильных) сейчас уже особо не ставит перед собой задачу подготовить ученика к сдаче ЕГЭ на 95+. Да, базу дадут, но вы знаете хоть одну школу не из топа, после которой дети спокойно решали бы 16 задачу на профильной математике? Увы. Поэтому помимо школы явно нужно что-то ещё, что действительно поможет подготовиться. Если бы оплаченный доступ к интернет-уроку решал все проблемы, было бы круто, но нужны индивидуальные занятия с репетитором. Если по финансовым соображениям потянуть это сложно, то…
1. Групповые занятия
Не в школах, где занятия ведут студенты без опыта за 300 рублей в час (нисколько не умаляю труд начинающих специалистов, но не стоит с ними готовиться к важному экзамену), а групповые занятия у профессиональных преподавателей.
Зайдите на профильные сайты и просите подобрать вам варианты репетиторов, которые ведут маленькие группы (4-8 человек). По деньгам это существенно меньше, чем регулярные индивидуальные занятия, а эффект у хорошего преподавателя будет такой же.
2. Зачётная система
Приходите к понравившемуся преподавателю и говорите «Мы настроены серьёзно, но заниматься с вами два раза в неделю нет возможности. Вы могли бы составить для нас план занятий, подсказать учебники и задачники и раз в месяц отслеживать наш прогресс?»
Штука удобная и вам, и преподавателю, но работает только в одном случае: ребёнок сам настроен на работу, потому что, по сути, он останется на месяц один на один с учебниками и задачками, справится ли он? Если считаете, что да — пробуйте такой вариант.
Типичные ошибки ЕГЭ-2019 по точным наукам
Раз в месяц вы встречаетесь с преподавателем очно или онлайн, обсуждаете возникшие вопросы, вместе решаете задачи, которые не получились, корректируете план занятий на будущее.
3. Ресурсы для самостоятельного изучения теории и отработки полученных знаний
Пишу для математики:
- Я.класс — сколковский проект. Мне нравится, как там расписана база. К части С с ним не подготовиться, но пробелы убрать и тему новую по верхам просмотреть можно отлично.
- Сайт Ларина — собрание вариантов ЕГЭ, генератор вариантов, огромное количество литературы для подготовки в свободном доступе, а главное, живой форум, где можно обсудить задачи, задать вопрос и получить ответ. Ещё mrMathlesson снимает подробные разборы каждого из Ларинских вариантов на своём YouTube-канале, можно себя проверить и посмотреть на ещё один вариант рассуждения/решения, увидеть свои ошибки.
- Решу.ЕГЭ — сайт с кучей разнообразных вариантов, возможностью создания собственных вариантов для отработки нужных тем (не проходили ещё параметры — не будем включать их, зато добавим десять дополнительных задач на логарифмы). Любой тест можно настроить. Например, можно включить опцию показа правильного решения после выполнения работы. Сайт помогает отслеживать прогресс ученика, запоминает задачи, в которых были ошибки и подсказывает, на что обратить внимание. Есть отлично написанная теория ко многим задачам и справочники с формулами.
- Открытый банк заданий ФИПИ — да, вы всё правильно поняли по названию, здесь собраны задачи, которые будут на реальном ЕГЭ, если я не ошибаюсь, сюда попадает 20% задач.
4. Курсы подготовки на YouTube
- Видеоуроки от GetAClass — приятная глазу и мозгу теория в виде коротких видео-лекций по каждому из вопросов.
- Курсы от МФТИ — хорошая бесплатная подборка лекций их ведущих преподавателей, работать с ними нужно в формате лекции и семинара: послушали и начали тренироваться. Просто так слушать любые, даже самые шикарные и понятные лекции бесполезно. Кстати, у них ещё есть такие же курсы по физике.
- YouTube-канал Валерия Волкова с короткими, полезными видео на разные темы (теорией) и разбором задач. Кажется, тут собрана вся школьная математика и ещё немного высшей.
А как вы готовитесь к ЕГЭ? С какими ресурсами? Что порекомендуете?
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Сдать ЕГЭ без репетитора: реальность или миф?
В незапамятные времена молодые люди проходили различные испытания, чтобы занять полноправное место в мире взрослых. Дни сказочных подвигов и колдовских ритуалов давно прошли — «обрядом инициации» XXI века стала сдача ЕГЭ. Можно ли одержать верх над этим «монстром» в одиночку — сдать ЕГЭ без репетитора? Да — с помощью нескольких полезных инструментов.
Кристалл времени
Самое сложное — грамотно распределить время. Чем раньше начнешь готовиться к госэкзаменам, тем лучше.
Жизнь станет проще, если выбрать ОГЭ по тем же предметам, что и ЕГЭ. «Набив шишки» в 9 классе, вы сможете сформулировать приоритеты и составить график подготовки на ближайшие два года.
Распланируйте неделю: сколько часов и в какое конкретно время вы будете сидеть за тем или иным предметом. Используйте электронные календари, которые будут присылать на гаджеты push-уведомления. Такой системный подход позволит добиться нужных результатов.
Берестяные грамоты
Приготовьте отдельные тетради для конспектов по каждому предмету. Ближе к ЕГЭ они превратятся в сжатые полезные справочники, с которыми можно будет свериться по любым вопросам.
Чтобы материал лучше усваивался, используйте разноцветные ручки, придумайте удобную разметку страницы.
Скрижали с задачками
Вам также пригодятся решебники и сборники типовых задач. Перед выбором таких пособий советуем зайти на сайт ФИПИ, где можно посмотреть демоверсии ЕГЭ, узнать об изменениях, почитать советы экспертов.
Будьте осторожен — некоторые недобросовестные издатели перепечатывают старые материалы, меняя только год на обложке.
Помощь мудрецов
Не ограничивайтксь одним источником информации: пользуйтесь всеми доступными средствами подготовки.
Агрегаторы тестов — это хорошо. Но почему бы не скачать какое-нибудь мобильное приложение, подписаться на несколько тематических YouTube-каналов с подробным решением задач или скачать новый учебник?
Подготовиться к ЕГЭ самостоятельно возможно, но не так-то просто: требуется сила воли, самоконтроль и интуиция. Не каждому под силу разобраться без компетентного наставника, какие пособия стоящие, на что нужно сделать упор и как лучше усвоить материал.
Постарайся трезво оценить свои возможности и понять, действительно ли ты справишься без посторонней помощи. Удачной подготовки!
Звонок другу при подготовке к ЕГЭ
Несмотря на обильный преподавательский опыт, стаж, наличие высшего образования и квалификационных категорий, некоторые учителя не всегда могут доходчиво объяснить ученику сложный материал. В этом случае выпускник может обратиться за помощью к своим одноклассникам или ученикам из параллели.
«Когда я сам готовился к ЕГЭ, мне часто приходилось спрашивать у одноклассников, как решается та или иная задача, в то же время я с радостью помогал знакомым сверстникам в решении других задач, — вспоминает Виктор Подорога. — Обычно после этого ребята благодарили и говорили, что у меня получается очень просто и понятно донести материал. Именно тогда ко мне впервые пришла мысль о том, чтобы начать репетиторскую деятельность, ведь это не только способ передать другим свои знания и помочь им в усвоении трудного материала, но и отличный способ закрепить его в собственной голове. Кроме того, продуктивная совместная работа внутри всего класса не только является одним из способов оперативно и бесплатно подготовиться к грядущему экзамену, но и представляет собой отличную возможность для воспитания командного духа и сплочения коллектива».
Что еще важно при самостоятельной подготовке к ЕГЭ по математике?
Обязательно прохождение пробных ЕГЭ, хотя бы раз в месяц. И не только в школе! Ищите, кто в вашем городе проводит пробные ЕГЭ. Участвуйте в пробных онлайн.
Когда вы готовитесь к ЕГЭ по математике самостоятельно, вы сами себе репетитор. А на что еще обращает репетитор, кроме правильности решения задач? На время, конечно! Ведь если вы правильно решили одну задачу за 5 часов, то на экзамене вряд ли что-то успеете сделать.
Если вы хотите сдать ЕГЭ по математике на 80-100 баллов, вам важно подумать о том, как распределить время на экзамене. Как это сделать?
— Отлично, если вы решаете всю часть 1 (первые 12 задач) за 30 минут. Достигается это только тренировкой! Все перечисленные выше сайты – вам в помощь.
— Дальше вам надо решить «необходимый минимум» — задачи 13 (уравнение), 15 (неравенство) и 17 (экономическую). И если вы готовитесь на 80-100 баллов, вам на эти задачи – еще час-полтора. Иначе не успеете сделать сложные.
Кстати, задача 17 (экономическая) чаще всего решается «по шаблону». Зато в ней есть другая сложность. Может оказаться, что в ней много вычислений. Поэтому важно уметь считать быстро, правильно и без калькулятора.
— И теперь у вас осталось немало времени, но и четыре самых сложных задачи остались! Это задача 14 (стереометрия), задача 16 (геометрия), задача 18 (параметры) и задача 19 (нестандартная).
Посмотрите внимательно на эти задачи. Выберите из них ту, которая вам знакома. Например, вы такие решали на Годовом Онлайн-курсе.
И приступайте! Важный момент: не надо хвататься за много задач сразу! Решаем одну за другой, сразу проверяем оформляем решение и записываем ответ. И когда все готово – переходим к следующей, которая вам кажется проще.
Потренировавшись решать пробные ЕГЭ, вы без труда и волнений справитесь с настоящим экзаменом. Но повторим еще раз: решение вариантов – это заключительный этап вашей тренировки!
Что еще можно предпринять для быстрой подготовки к ЕГЭ?
Мы дали советы о том, как подготовиться к ЕГЭ за 2 месяца, однако финишный результат зависит от выпускника. Он должен работать с заданиями ЕГЭ прошлых лет и методичками, содержащими важную информацию в сжатом виде. Стоит изучать материалы, в которых описаны и наглядно показаны ошибки, допущенные экзаменуемыми в 2019, 2018 и других годах.
Педагоги и выпускники, успешно сдавшие экзамен, рекомендуют делать ставку на задания, позволяющие набрать максимальное количество баллов. Эксперты утверждают, что отлично подготовиться к экзамену можно в случае, если школьник будет 2-3 раза в неделю заниматься с репетитором или на курсах, а также сможет выделять несколько часов на самообразование.